Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2011

Актуальные проблемы формирования инновационного климата корпоративных структур

Коваленко Анна Владимировна, аспирантка, факультет общей экономической теории, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия

Current Problems of Innovative Climate Development of Corporate Structures - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
Представлен анализ современных проблем формирования инновационного климата корпоративных структур и даны рекомендации по совершенствованию финансирования инноваций в таких структурах. Актуальность темы обусловлена повышенным вниманием к современным проблемам инновационного развития корпоративных структур и стимулированию инноваций через институт корпораций путем создания соответствующих механизмов.
Цитировать публикацию:
Коваленко А.В. Актуальные проблемы формирования инновационного климата корпоративных структур // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 11. – С. 106-110.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


При формулировании финансово-экономических механизмов стимулирования инновационных процессов в различных сегментах национального хозяйства необходимо учитывать опыт развитых стран, поскольку наработки России в формировании самостоятельной инновационной политики, во-первых, незначительны, а, во-вторых, не связаны с инструментами рынка [0]. Важен учет российской специфики, а именно состояния совокупного спроса и предложения, уровня коммерческого риска, слабости инновационной инфраструктуры, малой дееспособности законодательства и судебно-правовой системы, значительного недоверия к институтам государства и рынка.

С учетом особенностей климата

Одним из важнейших направлений государственной инновационной политики является создание благоприятных условий и мотиваций для поступления в инновационную сферу и эффективного использования финансовых средств, то есть финансового обеспечения инновационных процессов корпоративных структур.

Статус инновационного предприятия и льготы для таковых будут стимулировать научно-производственные структуры с высоким научным потенциалом заниматься исключительно инновационной деятельностью [0].

При обсуждении государственного участия в формировании инновационного климата корпоративных структур актуальны следующие проблемы:

- недостаточное государственное финансирование (важен не только объем выделяемых средств, но и как и кому эти средства выделяются);

- недостаточное использование государственными органами косвенных рычагов стимулирования научной деятельности, которое является важным методом развития инноваций в развитых странах;

Необходима реорганизация системы формирования федеральных целевых программ, включая Федеральные целевые научно-технические программы, которые призваны обеспечить научный задел по приоритетным направлениям и научную базу остальных [0]. При реализации программ отбор исполнителей необходимо производить на основе тендеров и финансировать на контрактной основе. Это будет способствовать развитию конкурентной среды. Оптимальным является финансирование с привлечением средств регионов и/или внебюджетных источников [0]. Государство только в некоторых случаях должно стимулировать развитие приоритетных отраслей через программную поддержку исследований и разработок; основная его задача – создание благоприятных условий для развития (стимулирования) инновационных проектов корпоративных структур (законодательство, налоговая политика, регулирование банковской учетной ставки и т.д.).

Что делать?

В данных обстоятельствах можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию финансирования инноваций корпоративных структур:

1. Создание специального Инновационного банка (Инновационно-инвестиционного банка), работающего в особом правовом режиме. К его основным функциям должны быть отнесены долгосрочное кредитование под низкую процентную ставку инновационных проектов и программ, страхование (гарантии) инвестиционных проектов.

Отбор проектов корпоративных структур для льготного кредитования рекомендуется производить по следующим критериям: 1) технологичность и новизна товара, технологии, услуги; 2) характеристика рынков сбыта товара и экономические показатели проекта; 3) организационно-экономический потенциал исполнителя проекта.

2. Расширение практики льготного кредитования инновационной деятельности корпораций.

Для стимулирования банковско-кредитных учреждений кредитующих инновационные проекты корпораций (Инновационного банка и коммерческих банков) следует предусмотреть освобождение от налогообложения части прибыли банков, получаемой ими в результате предоставления долгосрочных кредитов под конкретные инновационные проекты.

Целесообразно разрешить коммерческим банкам и Инновационному банку не производить отчисления в обязательный резервный фонд Центрального банка суммы привлеченных ресурсов в объеме предоставленных банком инвестиционных кредитов под освоение в производстве результатов отечественных научно-технических разработок. С целью обеспечения доступными кредитно-инвестиционными ресурсами рекомендовать Банку России в качестве контрольного показателя установить показатель долгосрочных кредитов экономике (кредитно-инвестиционное таргетирование).

Необходимо предусмотреть предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, которые осуществляют кредитование приоритетных инновационных проектов.

3. Для финансирования наиболее перспективных инновационных проектов корпоративных структур необходимо проводить отбор отечественных и иностранных коммерческих банков на конкурсной основе.

Критериями определения победителя конкурса являются:

- наименьшая процентная ставка, предлагаемая банком, по кредиту, который выдается за счет средств бюджета на реализацию инновационных проектов корпоративных структур, но не более 1 учетной ставки Банка России;

- размер комиссии за подготовку, оформление и обслуживание кредитного договора;

- стоимость открытия и обслуживания счета заемщика.

Претендовать на участие в программе проекта могут структурные подразделения корпоративных структур, имеющие:

- успешную кредитную историю;

- имущество для залога (Инновационный банк может предоставлять кредиты структурным подразделениям, принимая в залог имущество корпорации);

- объекты интеллектуальной собственности;

- четкую систему защиты авторских прав;

- акты испытаний продукции и технологий;

-«заказ» рынка на производство продукции;

- участников, заинтересованных в коммерциализации продукции.

Государству необходимо способствовать созданию банковских объединений с привлечением иностранных инвестиций для консорциального кредитования корпоративных структур. Эти банковские объединения необходимо также использовать для финансирования крупномасштабных инновационных проектов в приоритетных отраслях экономики РФ.

Источниками финансирования инновационных проектов корпоративных структур служат

- собственные средства корпораций;

- заемные средства (кредиты коммерческих банков и Инновационного банка РФ, кредиты инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, пенсионных фондов);

- средства корпоративных структур, полученные от дополнительных эмиссий акций и облигаций;

- средства (инвестиции) любых физических и юридических лиц;

- средства Государственного бюджета РФ и субъектов РФ, направляемые на финансирование инновационных проектов (в виде финансирования специальных целевых программ, грантов для структурных подразделений корпоративных структур, льготного кредитования и компенсации процентных ставок по банковским кредитам);

другие источники, не запрещенные законодательством РФ;

- финансовый лизинг;

- форфейтинг, кредитование по схеме форфейтинга является средне и долгосрочным;

- смешанное финансирование, каковое осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников

Франчайзинг выступает формой косвенного финансирования инновационных процессов (позволяет сократить расходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, рекламу, и другие виды финансового технологического и коммерческого содействия).

Для снижения рисков следует развивать систему страхования инновационной деятельности на основе развития специализированных страховых и перестраховочных компаний, имущественное страхование реализации инновационных проектов страховщиками.

Вывод

На основании проведенного анализа современных проблем формирования инновационного климата корпоративных структур предложены рекомендации по совершенствованию финансирования инноваций в корпорациях. В частности, рекомендовано создание специального Инновационного банка РФ с указанием критериев отбора для финансирования проектов льготного кредитования. А также выявлены (сформулированы) источники финансирования инновационных проектов корпоративных структур.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Казак А.Ю. Российские государственные корпорации: сущность, риски при осуществлении деятельности и пути их минимизации [Текст] / А.Ю. Казак, М.Ш. Оганян // Успехи современного естествознания, 2009, № 5.
2. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность [Текст]. – М.: Экзамен, 2001.
3. Котенко А.В. Об участии государственных корпораций в инновационном процессе как приоритетном направлении их деятельности [Текст] //Экономические науки, 2008, № 7.
4. МФК. Корпоративное управление в банковском секторе России. Исследование динамики улучшений [Текст]. – М.: Международная финансовая корпорация, 2007.