Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»12 / 2011

Системы высшего образования в условиях формирования информационной экономики

Савзиханова Сабина Эминовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационных технологий, Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве РД, Россия

Косинова Валентина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры « Бухгалтерский учет» Дагестанского государственного университета, Россия

System of Higher Education in Conditions of Information Economy Development - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 30

Аннотация:
Материал посвящен проблеме модернизации экономических отношений в системе высшего образования на этапе формирования информационного общества.
Цитировать публикацию:
Савзиханова С.Э., Косинова В.Н. Системы высшего образования в условиях формирования информационной экономики // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 12. – С. 109-114.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Образование является одним из ключевыхресурсов, обеспечивающих экономический рост и процветание стран, при этом его значение непрерывно возрастает. Следовательно, проблемам функционирования и развития национальных систем высшего образования необходимо уделить особое внимание.

В едином пространстве постигается гармония

Становление новой образовательной парадигмы предполагает решение ряда основных противоречий между экономическими отношениями в системе образования и сложившимися требованиями информационного общества; между целостностью экономической системы и отраслевым принципом представления знаний через множество предметных областей в образовании. 

Роль знаний в современной экономике, где инновации занимают доминирующее положение, достаточно наглядно продемонстрировали американские ученые, подсчитавшие, что 51% ВВП США создает группа, проучившаяся в общей сложности не менее 14,5 лет. Остальные 49% ВВП приходятся на тех, у кого за спиной 10,5 и 12,5 лет суммарного общего и профессионального образования [1]. 

Европейские страны поставили перед собой достаточно амбициозную стратегическую цель: превращение ЕС в единый конкурентоспособный центр силы, экономически и политически сопоставимый по мощи с США. В связи с этим перед европейской системой высшего образования встала актуальная проблема создания общего европейского пространства высшего образования (ЕПВО), обеспечивающего подготовку кадров для национальной и европейской экономики, конкурентоспособных на национальных, европейском и мировом рынках труда. Объединение произошло в рамках так называемого Болонского процесса – европейские страны, подписавшие Болонскую декларацию, согласились с выработкой единых подходов и требований к гармонизации, развитию и функционированию национальных образовательных систем. 

В целом проблема повышения эффективности функционирования и развития национальных образовательных систем, конкурентоспособных на мировом рынке, важна не только для стран, входящих в ЕС. Именно поэтому под Болонской декларацией помимо членов Евросоюза подписались и другие государства.

Присоединение России в 2004 г. к Болонской конвенции стало началом процессов модернизации, которые повлекли изменения в политике и законодательстве, дали импульс актуальной модификации механизмов функционирования высшего профессионального образования (ВПО), поставив новые ориентиры эффективности для данной сферы.

Время требует перемен

При вступлении России в Болонский процесс вопрос о соответствии структуры экономических отношений системы образования современным условиям хозяйствования становится весьма актуальным, а соответствующая модернизация системы образования, обеспечивающая переход к информационному типу общества, приобретает общегосударственное значение. Как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: «Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования как основы динамичного экономического роста и социального развития общества, фактора благополучия граждан и безопасности страны» [5]. Условием интеграции вуза в мировое образовательное пространство является соответствие его показателей международным требованиям.

Говорить о том, что российская система образования идет по пути стагнации, позволяют данные о производстве мировой университетской продукции (табл. 1).

Таблица 

Рейтинг стран по продуктивности
университетского сектора исследований

 

 

 

На фоне происходящих изменений как внешней среды, так и самих образовательных услуг вузы должны видоизменяться, перестраивая свои экономические подходы, совершенствуя и заменяя устаревшие организационные структуры, реформируя и трансформируя процессы и коммуникации.

Только проактивное поведение вуза на рынке, превращение изменений из необходимости в стимул развития является условием его эффективного и успешного существования. 

Современные тенденции развития экономики и прежде всего процессы глобализации требуют решения сложных задач, таких как повышение профессионально-образовательного потенциала населения конкретной страны, позволяющего ей конкурировать на мировых рынках товаров и услуг, и обеспечение доступа всех граждан к достойному труду и достойных условий жизни. Развитие системы образования должно ориентироваться на долгосрочные перспективы рынка труда и коррелироваться с его среднесрочными тенденциями.

Поэтому вполне обоснованным становится вопрос о приемлемости для общества образования, опережающего потребности массового производства.

Все вышеуказанные обстоятельства и вызывают необходимость модернизации экономических отношений системы образования, в том числе: 

• следует изменить традиционное отношение к знаниям;

• необходимо развивать в вузах инновационные парки (технопарки), бизнес-инкубаторы, где обучаемые имели бы возможность на практике постигать основы современного предпринимательства;

• должны получить активное развитие современные подходы к образованию (е-learning должна быть нормой, а индивидуальное образование следует понимать как стандарт функционирования современных учреждений). Инновационность вузов необходимо оценивать и по внедрению в учебный процесс передовых информационных технологий, корпоративных информационных систем.

Современное учебное заведение должно быть кластером постиндустриальной экономики – только при этом сохраняется активная обратная связь и происходит реальная коррекция подготовки качества специалистов и их специализации.

Непрерывное образование, переподготовка, обучение в течение всей жизни, дистанционное обучение должны внести решающий вклад в расширение возможностей трудоустройства и содействовать людям относительно новых перспектив в отношении традиционных рабочих мест, самозанятости и освоения новых профессий.

Преодоление дисбаланса и существующих проблем в системе ВПО, возможность отвечать на внутренние и внешние вызовы осуществимы при реализации комплексной стратегии модернизации, сформированной в соответствии со строгими принципами и реализуемой на разных уровнях с учетом дифференцированных задач и при использовании соответствующего экономического и неэкономического инструментария.

Опережающая подготовка

Должна получить активное развитие опережающая подготовка специалистов в России на основе системного подхода, которая необходима для преодоления противоречий между быстрым развитием научно-технического прогресса и новых технологий и инертностью, присущей существующей системе образования, между необходимостью использования при подготовке специалистов соответствующих инновационных, информационных, телекоммуникационных и иных технологий и недостаточно высоким уровнем их научно-методического обеспечения на различных этапах профессиональной переподготовки и повышения квалификации и т.д. Разрешение указанных и иных противоречий возможно лишь при условии концептуального обоснования и разработки организационно-педагогической системы эффективного использования инновационных (в том числе информационных и телекоммуникационных) технологий в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов.

Инновационная образовательная стратегия вуза должна представлять собой комплекс системных действий на основе всестороннего комплементарного изучения всех закономерностей устойчивого развития современного общества, внешних и внутренних обстоятельств, сформулированных образовательных целей и задач, которые могут обеспечить эффективное и качественное высшее образование.

Новая парадигма качества опережающего образования в первую очередь предполагает замену традиционных методов и средств ведения учебного процесса на электронные мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы, интеграцию образовательных, социальных и научно-производственных форм деятельности субъектов учебного процесса в условиях веб-сферных информационно-коммуникационных дистанционных образовательных технологий. При этом весьма актуальным становится формирование инфраструктуры вузовской инновационной системы, когда ее элементы выступают как сетевые виртуальные организации.

Вывод

Таким образом, применение информационных технологий в образовании позволяет решить как глобальную задачу изменения образовательной парадигмы и создания системы открытого образования, так и локальные задачи повышения качества образовательного процесса на всех этапах его подготовки и реализации. В современных условиях эффективная модернизация образовательной системы возможна только на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий во всех видах деятельности, включая образовательную, управленческую, научную, инновационную и т.п.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гречко П. Глобализация: образовательные горизонты [Текст] // Высшее образование в России, 2005, №11.
2. Пуденко Т.И. Интеграционные ресурсы развития образования в России [Текст] // Вестник экономической интеграции, 2010, №5.
3. Халин В.Г. Исследовательские университеты в России: проблемы становления и развития [Текст] // Инновации. 2006. № 5.
4. http://dic.edu.ru/information/russian_federation [Электронный ресурс]
5. http://www.garant.ru [Электронный ресурс]