Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2011

Аспекты управления инновационным развитием предприятий региона

Максимова Ирина Васильевна, канд. технич. наук, доцент, кафедра экономики и финансов, Волгоградская академия государственной службы, Россия

Aspects of innovative development management in regional companies - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Рассмотрены направления развития регионального планирования. Сформулированы предложения по совершенствованию планирования в регионах РФ: порядок организации планирования; последовательность разработки целевых программ социально-экономического развития в регионе; принцип организации структуры администрации субъекта РФ.
Цитировать публикацию:
Максимова И.В. Аспекты управления инновационным развитием предприятий региона // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 10. – С. 8-14.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время возможности российских предприятий по модернизации производства ограничены. При средней степени износа основных производственных фондов 45%,среднегодовое значение их обновления за 10 последних лет не превышает 4,1% [1]. Это требует участия государства в финансировании инноваций на предприятиях, в том числе посредством реализации стратегий и целевых программ регионального развития. Однако результативность региональных планов во многом определяется организацией разработки и реализации плановых документов.

Планирование нуждается в упорядочении

Основным правительственным документом, содержащим требования к разработке концепции стратегии региона, выступает Приказ министра регионального развития 14 от 27.02.2007 г. «Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации».

Порядок разработки и реализации целевых федеральных программ регламентируется Федеральным законом РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (Закон РФ №159-ФЗ от 09.07.1999.) и Правилами разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ (редакция, утвержденная постановлением Правительства РФ от 25.12.2004 №842). Порядок разработки целевых региональных программ регламентируется администрациями субъектов РФ. 

Вместе с тем нормативные документы не содержат алгоритма разработки и утверждения федеральных и региональных планов. В результате это приводит к нарушению принципов преемственности и согласованности в планировании социально-экономического развития. Например, в настоящее время концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ была утверждена и принята к реализации в декабре 2005 г., концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ – в ноябре 2008 г., концепции стратегий социально-экономического развития регионов РФ – в период с 2005 по 2010 гг.

Разработка и утверждение федеральных и региональных целевых программ также отличается несогласованностью и носит перманентный характер, опережая или следуя за процедурой разработки и утверждения стратегической концепции. Таким образом, процесс разработки целевых программ не выступает продолжением процесса разработки стратегий развития на федеральном и региональном уровнях управления. Это вызывает необходимость упорядочивания процесса планирования социально-экономического развития в РФ.

От деклараций к реальным преобразованиям

В принципиальной схеме процесса планирования автор предлагает выделить 4 основные этапа:

1 этап – формирование концепций стратегий социально-экономического развития регионов РФ.

2 этап – разработка и утверждение региональных программ социально-экономического развития регионов РФ.

3 этап – разработка и утверждение целевых территориальных и отраслевых федеральных программ социально-экономического развития.

4 этап – разработка и утверждение концепции стратегии социально-экономического развития страны.

Предлагаемая последовательность обеспечивает преемственность планов и ориентированность на конечный результат. Концепция стратегии развития страны в этом случае не будет выступать пустой декларацией заявленных целей, а отражать реальные преобразования, необходимые для развития регионов РФ.

Вторая проблема, выделенная автором, в рамках совершенствования регионального планирования – уточнение процедуры проектирования целевых региональных программ. В принципиальной схеме процесса планирования региональных программ автор предлагает выделить 10 основных этапов (рис.1). Данная схема включает все необходимые стадии, начиная с определения функционального назначения программы и заканчивая ее утверждением. Использование предложенной схемы во всех субъектах РФ будет способствовать упорядочиванию процедур и синхронизации сроков разработки стратегической концепции и целевых программ социально-экономического развития в субъектах РФ.

Рис. 1. Этапы проектирования целевых региональных программ
социально-экономического развития

Еще одним важным аспектом повышения эффективности преобразований в регионах РФ выступает развитие структуры управления процессом планирования и реализации планов. Как показывает анализ организационных структур региональных администраций, в настоящее время среди вариантов организационного построения могут встречаться четырех-, пяти- и шестиуровневые системы управления. Кроме отличий в уровнях управления, организационные структуры крайне неоднородны по принципу построения.

В научной литературе при рассмотрении принципа организационного построения отдается предпочтение проектно-матричным структурам, которые в большей степени ориентированы на планирование и реализацию региональных планов. Отличием таких структур выступает создание временных или действующих на постоянной основе отдела (департамента) или комиссии стратегического развития (рис.2.) [1-3].

Рис. 2. Традиционная проектно-матричная структура

 

Безусловно, что функционирование проектно-матричных структур обеспечивает более полную реализацию функции стратегического управления в регионе. В то же время концепция стратегического управления в этом случае интегрирована в управление регионом не полностью, так как отдел стратегического развития выступает равноправным наряду с другими линейными и функциональными подразделениями администрации и зачастую играет весьма малую роль. А комиссия по стратегическому развитию работает на периодической основе. Поэтому разработка и реализация стратегии часто принимает вид набора запланированных мероприятий.

В целях более полной реализации концепции стратегического управления в регионе автор предлагает использовать модифицированную проектно-матричную структуру. В отличие от традиционной, в которой проектный отдел является равноправным по отношению к другим линейным и функциональным подразделениям, в предложенной автором структуре управление стратегического развития выступает главным подразделением, а ему подчиняются линейные и функциональные подразделения администрации.

В этом случае управление стратегического развития возглавляет первый заместитель главы администрации региона. Это управление организует и координирует работу по разработке и реализации стратегии и комплексных целевых программ социально-экономического развития в регионе (рис.3).

Рис. 3. Модифицированная проектно-матричная структура

Выводы

Предложенные автором рекомендации будут способствовать:

1) упорядочиванию процесса планирования в регионах и в целом в РФ, повышению уровня реализации в планировании принципов преемственности, согласованности и единства плановых документов;

2) рационализации использования бюджетных средств региона за счет более обоснованного распределения федеральных и региональных финансов в рамках финансирования целевых программ социально-экономического развития;

3) созданию структуры администрации, в составе которой выделяется управление стратегического развития, вступающее главным подразделением, что будет способствовать повышению интеграции в управление регионом стратегической концепции управления, большей гибкости организации, более оперативному реагированию на факторы внешнего окружения, сокращению численности работников за счет упорядочивания функций традиционных отделов (линейных и функциональных).


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Россия в цифрах. 2011: Краткий стат. сборник [Текст]. – M.: Росстат, 2011.
2. Алексеев О., Лапшев П., Штерман А. Реорганизация структуры городского управления [Электронный ресурс] // http://emsu.ru/um/view.asp?c=54&p=1.
3. Алексеев О. Государственное стратегическое управление в государственном и муниципальном секторах [Электронный ресурс] // http://www.metalprofi.ru/library/strategicheskoe_ypr.htm.
4. Бабун Р., Старченко Е. Организационные структуры администраций [Электронный ресурс] // http://emsu.ru/um/view.asp?c=1422&p=1.