Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»9 / 2011

Современные тенденции развития высшего образования

Мызрова Ксения Алексеевна, ассистент кафедры управления, аспирант, Ульяновский государственный университет Институт Экономики и Бизнеса, Россия

Modern tendencies in development of higher education - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 230

Аннотация:
Рассматриваются современные тенденции развития высшего образования, в частности тенденция к интеграции.
Цитировать публикацию:
Мызрова К.А. Современные тенденции развития высшего образования // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 48-52.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время, обусловленное интеграцией России в мировое сообщество в условиях инновационной модернизации высшей школы, возникает необходимость осмысления российского и зарубежного опыта, использования тех позитивных сторон, которые отражают способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям инновационной экономики.

В ритме интеграции

Национальные системы высшего образования находятся под воздействием целого ряда тенденций, на каждую из которых они реагируют специфическим образом. Применительно к разным странам тенденции могут проявляться более или менее зримо и полно, или, наоборот, почти не проявляться на определенных отрезках времени, но им присущ всеобщий характер. К ним, в первую очередь, относятся глобализация, интернационализация, регионализация, коммерциализация, поликультурность, социальная и профессиональная мобильность, интеграция.

Начиная с 1992 года во всех основополагающих документах об образовании отражена идея глобализации. В 2000 го ду российским правительством были одобрены основные направления реформы и модернизации образования, которая направлена на интеграцию в единое европейское образовательное пространство. В 2003 г. состоялось подписание Россией Болонской декларации, началось участие российской высшей школы в общеевропейской интеграции высшего образования. Болонский процесс инициирован для приведения к общему знаменателю уже существующих систем высшего образования.

Многие инновационные идеи Концепции модернизации образования схожи с положениями Болонского процесса, в частности использование модели многоступенчатой структуры российского высшего образования, совместимой с европейской.

Многоуровневая структура предполагает, что высшее образование – это набор образовательно-профессиональных программ различной длительности, сложности, направленности. Однако в официальных документах отсутствует строгое определение понятия «высшее образование».

Высшее образование как оно есть

Исторически сложилось так, что высшим считалось образование, полученное в университетах.

Образование как явление государственной политики в России впервые в целостном виде сформировалось во время правления Петра I, тратившего много усилий и средств в этом направлении. В «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 г. Петр I основывает одним указом Академию, Университет и гимназию. Университет начинался с факультетов гуманитарных, так как в первую очередь нужно было научиться излагать свои мысли, философски осмысливать происходящее, создавать законы, по которым живет общество.

Основываясь на положениях Закона об образовании, Национальной доктрины образования и исследованиях И.В. Балицкой, О.В. Кореньковой, С.В. Кохановской, Е.Г. Савиных, Е.Г. Якубовской, Л.С. Дохикян, можно понимать высшее образование как процесс обучения и воспитания, направленный на подготовку специалистов высшей квалификации, на овладение ими общими инструментальными, межличностными и специальными компетенциями, на формирование профессионального сознания, обеспечивающего активную социальную позицию субъекта, успешную творческую деятельность и саморазвитие в избранной сфере общественной жизни.

Главную роль в инновационной модернизации образования должны сыграть университеты. В настоящее время они не только являются ведущими учебными заведениями, готовящими специалистов высшей квалификации для различных областей науки и производства, но и выступают генераторами идей, базами академических разработок, центрами международного сотрудничества, науки, культуры, местом профессионального общения.

Необходим вдумчивый подход к обновлению российской высшей школы, основанный на изучении и выявлении того положительного, что следует сохранить в традициях российского высшего образования, так как некритическое заимствование чужого опыта и игнорирование национальной специфики может нанести вред развитию отечественной системы образования.

Современные тенденции развития высшего образования предъявляют повышенные требования к его качеству, составляющему основу современной системы непрерывного образования. В развитии непрерывного профессионального образования наблюдаются следующие тенденции: университезация высшего образования; становление университетов как центров непрерывного профессионального образования; повышение требований к поступающим в высшие учебные заведения; изменение сроков обучения; повышение требований к качеству преподавания; наличие процессов фундаментализации знаний. 

В течение 1990-х годов в общероссийском образовательном пространстве происходит рост числа университетов.

Явление расширения университетского сектора связано с процессом регионализации и изменением структуры подготовки кадров на региональном уровне.

Данный процесс явился следствием распада СССР и последовавшей децентрализации регионов.

Руководство российской системы образования достаточно быстро оценило возможные достоинства и недостатки процесса и выдвинуло задачу «активного участия высшей школы в осуществлении региональной политики и прежде всего, конечно, в области высшего образования, что должно выражаться в сохранении единого образовательного пространства при учете своеобразия экономических, национальных, демографических условий региона» [2].

Сближение ради обучения

В середине 1990-х гг. сформировалось понятие интернационализации высшего профессионального образования, под которым принято понимать процесс, когда цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. В российских университетах процесс интернационализации происходит посредством придания нового статуса иностранному языку в образовательных программах, экспорта образовательных услуг, импорта образовательных услуг, международной аккредитация учебных планов и программ подготовки.

Наряду с расширением объема университетского сектора в течение 90-х годов развертывается другой глобальный процесс – коммерциализация высшей школы. Коммерциализация, являясь в определенном смысле формой легитимации «прихода» денег в область высшего образования, также выступает фактором последующих преобразований.

Все это значительно усложнило функционирование высшей школы России.

С одной стороны, данные нововведения усилили материальные и финансовые возможности вузов; между ними обостряется конкуренция за учащихся, что в дальнейшем должно было привести к повышению качества образования. С другой стороны, коммерциализация системы высшего образования привела к криминализации области образования, значительному разрыву в материальном положении среди профессорско-преподавательского состава и другим негативным последствиям.

Создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги или продукции с учетом потенциальных возможностей конкретного вуза [3].

Тесно связаны между собой проблемы формирования открытого образовательного пространства и внедрения новых информационных технологий.

Новые технологии начинают постепенно применяться еще в 80-е годы, но закрытый характер советского общества не позволял полноценно встроить советскую систему образования в мировое образовательное пространство.

Сегодня глобализация начинает проникать в образовательную сферу, способствуя интеграции национальных образовательных систем.

Наиболее успешные примеры интеграции мировых образовательных институтов и проектирования межгосударственных образовательных систем – программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства и др. Развитие взаимосвязей ученых разных стран, как показывает опыт создания большого андронного коллайдера, запущенного в 2008 г. на границе Швейцарии и Франции, характеризуется значительными научными и технологическими прорывами.

В поисках современных моделей высшего образования ученые все больший интерес проявляют к организационным структурам, создаваемым по сетевому принципу, так как в условиях глобализации успешными могут быть только сетевые организации – самоорганизующиеся полицентрические структуры свободно связанных между собой равноправных и независимых участников.

Формирование образовательных сетей

Особое значение в инновационной экономике приобретает формирование образовательных сетей. Они должны устанавливать взаимодействия вузов с предприятиями, организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти с целью содействия обеспечению экономической состоятельности, востребованности и трудоустройству выпускников, а также привести в соответствие условиям внешней среды внутренний потенциал организации, способствовать его развитию в долгосрочной перспективе при обостряющейся конкурентной борьбе между вузами.

Горизонтальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает соединение в общую систему образовательной  деятельности по единому направлению нескольких однотипных учреждений, имеющих разные функции (экспериментальных площадок, центров дополнительного образования и т.д.).

Вертикальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает взаимодействие образовательных учреждений с субъектами других сфер профессиональной деятельности (организациями, предприятиями, представителями государственной власти с сохранением административной организации системы высшего образования).

Образовательную сеть отличает не только особая гетерархичная организационная структура координационного характера, но и адекватная организационная культура в целом, включая принцип децентрализованной ответственности, высокая степень лояльности к партнерам, самодисциплины, компетенций профессорско-преподавательского персонала со сдвигом внимания от аспекта содержательной стороны в пользу социальных отношений.

Вывод

Таким образом, объединение автономных высших учебных заведений, федеральных университетов, предприятий, организаций, представителей государственной власти должно стать очередным этапом развития системы высшего образования.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».
2. Сенатенко В. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций [Текст] / В. Сенатенко, Г. Ткач // Высшее образование в России, 2003. – №3.
3. Управление высшим учебным заведением: Учебник [Текст] / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. С.Д. Резника и д-ра физ.-мат. наук В.М. Филиппова. – М.: ИНФРА-М, 2010.