Современные тенденции развития высшего образования

Мызрова К.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (57), Сентябрь 2011

Цитировать:
Мызрова К.А. Современные тенденции развития высшего образования // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 48-52.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16540170
Цитирований: 22 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются современные тенденции развития высшего образования, в частности тенденция к интеграции.

Ключевые слова: высшее образование, интеграционные процессы, модернизация высшей школы, высшее учебное заведение, глобализация образования



В настоящее время, обусловленное интеграцией России в мировое сообщество в условиях инновационной модернизации высшей школы, возникает необходимость осмысления российского и зарубежного опыта, использования тех позитивных сторон, которые отражают способность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям инновационной экономики.

В ритме интеграции

Национальные системы высшего образования находятся под воздействием целого ряда тенденций, на каждую из которых они реагируют специфическим образом. Применительно к разным странам тенденции могут проявляться более или менее зримо и полно, или, наоборот, почти не проявляться на определенных отрезках времени, но им присущ всеобщий характер. К ним, в первую очередь, относятся глобализация, интернационализация, регионализация, коммерциализация, поликультурность, социальная и профессиональная мобильность, интеграция.

Начиная с 1992 года во всех основополагающих документах об образовании отражена идея глобализации. В 2000 го ду российским правительством были одобрены основные направления реформы и модернизации образования, которая направлена на интеграцию в единое европейское образовательное пространство. В 2003 г. состоялось подписание Россией Болонской декларации, началось участие российской высшей школы в общеевропейской интеграции высшего образования. Болонский процесс инициирован для приведения к общему знаменателю уже существующих систем высшего образования.

Многие инновационные идеи Концепции модернизации образования схожи с положениями Болонского процесса, в частности использование модели многоступенчатой структуры российского высшего образования, совместимой с европейской.

Многоуровневая структура предполагает, что высшее образование – это набор образовательно-профессиональных программ различной длительности, сложности, направленности. Однако в официальных документах отсутствует строгое определение понятия «высшее образование».

Высшее образование как оно есть

Исторически сложилось так, что высшим считалось образование, полученное в университетах.

Образование как явление государственной политики в России впервые в целостном виде сформировалось во время правления Петра I, тратившего много усилий и средств в этом направлении. В «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 г. Петр I основывает одним указом Академию, Университет и гимназию. Университет начинался с факультетов гуманитарных, так как в первую очередь нужно было научиться излагать свои мысли, философски осмысливать происходящее, создавать законы, по которым живет общество.

Основываясь на положениях Закона об образовании, Национальной доктрины образования и исследованиях И.В. Балицкой, О.В. Кореньковой, С.В. Кохановской, Е.Г. Савиных, Е.Г. Якубовской, Л.С. Дохикян, можно понимать высшее образование как процесс обучения и воспитания, направленный на подготовку специалистов высшей квалификации, на овладение ими общими инструментальными, межличностными и специальными компетенциями, на формирование профессионального сознания, обеспечивающего активную социальную позицию субъекта, успешную творческую деятельность и саморазвитие в избранной сфере общественной жизни.

Главную роль в инновационной модернизации образования должны сыграть университеты. В настоящее время они не только являются ведущими учебными заведениями, готовящими специалистов высшей квалификации для различных областей науки и производства, но и выступают генераторами идей, базами академических разработок, центрами международного сотрудничества, науки, культуры, местом профессионального общения.

Необходим вдумчивый подход к обновлению российской высшей школы, основанный на изучении и выявлении того положительного, что следует сохранить в традициях российского высшего образования, так как некритическое заимствование чужого опыта и игнорирование национальной специфики может нанести вред развитию отечественной системы образования.

Современные тенденции развития высшего образования предъявляют повышенные требования к его качеству, составляющему основу современной системы непрерывного образования. В развитии непрерывного профессионального образования наблюдаются следующие тенденции: университезация высшего образования; становление университетов как центров непрерывного профессионального образования; повышение требований к поступающим в высшие учебные заведения; изменение сроков обучения; повышение требований к качеству преподавания; наличие процессов фундаментализации знаний.

В течение 1990-х годов в общероссийском образовательном пространстве происходит рост числа университетов.

Явление расширения университетского сектора связано с процессом регионализации и изменением структуры подготовки кадров на региональном уровне.

Данный процесс явился следствием распада СССР и последовавшей децентрализации регионов.

Руководство российской системы образования достаточно быстро оценило возможные достоинства и недостатки процесса и выдвинуло задачу «активного участия высшей школы в осуществлении региональной политики и прежде всего, конечно, в области высшего образования, что должно выражаться в сохранении единого образовательного пространства при учете своеобразия экономических, национальных, демографических условий региона» [2].

Сближение ради обучения

В середине 1990-х гг. сформировалось понятие интернационализации высшего профессионального образования, под которым принято понимать процесс, когда цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. В российских университетах процесс интернационализации происходит посредством придания нового статуса иностранному языку в образовательных программах, экспорта образовательных услуг, импорта образовательных услуг, международной аккредитация учебных планов и программ подготовки.

Наряду с расширением объема университетского сектора в течение 90-х годов развертывается другой глобальный процесс – коммерциализация высшей школы. Коммерциализация, являясь в определенном смысле формой легитимации «прихода» денег в область высшего образования, также выступает фактором последующих преобразований.

Все это значительно усложнило функционирование высшей школы России.

С одной стороны, данные нововведения усилили материальные и финансовые возможности вузов; между ними обостряется конкуренция за учащихся, что в дальнейшем должно было привести к повышению качества образования. С другой стороны, коммерциализация системы высшего образования привела к криминализации области образования, значительному разрыву в материальном положении среди профессорско-преподавательского состава и другим негативным последствиям.

Создание эффективного механизма привлечения внебюджетных средств начинается с определения набора деятельности, выбора конкретной услуги или продукции с учетом потенциальных возможностей конкретного вуза [3].

Тесно связаны между собой проблемы формирования открытого образовательного пространства и внедрения новых информационных технологий.

Новые технологии начинают постепенно применяться еще в 80-е годы, но закрытый характер советского общества не позволял полноценно встроить советскую систему образования в мировое образовательное пространство.

Сегодня глобализация начинает проникать в образовательную сферу, способствуя интеграции национальных образовательных систем.

Наиболее успешные примеры интеграции мировых образовательных институтов и проектирования межгосударственных образовательных систем – программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства и др. Развитие взаимосвязей ученых разных стран, как показывает опыт создания большого андронного коллайдера, запущенного в 2008 г. на границе Швейцарии и Франции, характеризуется значительными научными и технологическими прорывами.

В поисках современных моделей высшего образования ученые все больший интерес проявляют к организационным структурам, создаваемым по сетевому принципу, так как в условиях глобализации успешными могут быть только сетевые организации – самоорганизующиеся полицентрические структуры свободно связанных между собой равноправных и независимых участников.

Формирование образовательных сетей

Особое значение в инновационной экономике приобретает формирование образовательных сетей. Они должны устанавливать взаимодействия вузов с предприятиями, организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти с целью содействия обеспечению экономической состоятельности, востребованности и трудоустройству выпускников, а также привести в соответствие условиям внешней среды внутренний потенциал организации, способствовать его развитию в долгосрочной перспективе при обостряющейся конкурентной борьбе между вузами.

Горизонтальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает соединение в общую систему образовательной деятельности по единому направлению нескольких однотипных учреждений, имеющих разные функции (экспериментальных площадок, центров дополнительного образования и т.д.).

Вертикальная структура образовательных сетей высших учебных заведений предполагает взаимодействие образовательных учреждений с субъектами других сфер профессиональной деятельности (организациями, предприятиями, представителями государственной власти с сохранением административной организации системы высшего образования).

Образовательную сеть отличает не только особая гетерархичная организационная структура координационного характера, но и адекватная организационная культура в целом, включая принцип децентрализованной ответственности, высокая степень лояльности к партнерам, самодисциплины, компетенций профессорско-преподавательского персонала со сдвигом внимания от аспекта содержательной стороны в пользу социальных отношений.

Вывод

Таким образом, объединение автономных высших учебных заведений, федеральных университетов, предприятий, организаций, представителей государственной власти должно стать очередным этапом развития системы высшего образования.


Источники:

1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании».
2. Сенатенко В. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций [Текст] / В. Сенатенко, Г. Ткач // Высшее образование в России, 2003. – №3.
3. Управление высшим учебным заведением: Учебник [Текст] / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. С.Д. Резника и д-ра физ.-мат. наук В.М. Филиппова. – М.: ИНФРА-М, 2010.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:09:35