Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»9 / 2011

Модернизация экономики через инновационное образование

Тонышева Любовь Леонидовна, д.э.н., профессор, зав. кафедрой Экономики товарных рынков, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Россия

Фендич Оксана Сергеевна, к.соц.н., доцент кафедры Экономики товарных рынков, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Россия

Modernization of economy through innovative education - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Рассмотрены особенности модели инновационного образования в контексте модернизации экономики, содержащей в своей основе компетентностный подход, отвечающий современным требованиям. Систематизированы принципы, составляющие основу методологии обучения инновационному предпринимательству.
Цитировать публикацию:
Тонышева Л.Л., Фендич О.С. Модернизация экономики через инновационное образование // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 44-47.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Модернизация российской экономики невозможна без существенного прорыва в научно-технической и промышленной сфере страны, который влечет за собой активную инновационную деятельность на макро-, мезо- и микроуровнях. Альтернативы инновационному развитию не существует, так как традиционный подход в экономическом секторе на мировых рынках конкурировать практически не позволяет. Только принципиально новые технологические разработки, виды продукции, организационно-управленческие нововведения способствуют созданию той конкурентной среды, которая обеспечит предпосылки и шансы лидерства.

Новой экономике – новые кадры!

Инновационный бизнес в развитых странах давно выступает как приоритетный. При этом в целях активизации инновационной активности населения государство, прежде всего, стимулирует подготовку кадров. Как показывает мировой опыт, для инновационной деятельности требуются специалисты, обладающие особой подготовкой и владеющие специфическими знаниями, умениями и навыками на основе междисциплинарной координации. С каждым годом возрастает потребность в специалистах, которые обладают компетенциями, позволяющими им работать «на стыке дисциплин». В частности, технических и экономико-управленческих дисциплин.

Согласно результатам статистических исследований, только шесть процентов населения обладают природным предпринимательским талантом. Остальные же должны развивать в себе подобные способности.

Несмотря на важность рассматриваемой проблемы, научно-методические аспекты построения и реализации образовательного процесса в области инновационного предпринимательства в российских условиях остаются недостаточно проработанными.

Необходимо выстраивание новой концепции подготовки высококвалифицированных менеджеров и специалистов инновационного предпринимательства, содержащей в своей основе компетентностную модель во взаимосвязи с образовательной программой, отвечающей современным требованиям.

Ключевым фактором процесса обучения должно стать использование интерактивных проектно ориентированных образовательных технологий, обеспечивающих определенную полноту, разнообразие и системность знаний, умений и навыков предпринимателей и специалистов инновационной сферы.

Для достижения желаемого результата в контексте модернизации должна быть реализована модель инновационного образования. Ее особенностью является, с одной стороны, построение всей образовательной деятельности, ориентированной на развитие компетенций в области инновационного предпринимательства, а с другой стороны, получение требуемого уровня знаний, умений и навыков возможно в случае использования активных инновационных образовательных технологий. В итоге мы можем говорить об инновационной роли образовательных программ, выражающейся:

– в проблематике программ, их структуре и содержании, отражающих потребности российской экономики и рассчитанных на интенсивность обучения и, в большинстве случаев, на краткосрочность реализации.

Интенсивность образовательного процесса должна обеспечиваться не столько за счет увеличения нагрузки, сколько применением активных методов обучения, сетевых электронных изданий, тренажеров, а также отбором преподавателей по критериям творческого потенциала и разнообразию методических приемов;

– в практической направленности программ, помогающей разработчику, предпринимателю, менеджеру освоить инновационную деятельность, разрабатывать и реализовывать различного рода проекты, развивать свой профессионализм в контексте своего предпринимательского дела;

– в предоставлении обучающимся возможности формирования учебной программы по учебным модулям, предполагающим изучение наряду с обязательными дисциплинами, курсов по выбору, то есть обеспечение самоспециализации согласно профессиональным интересам;

– в использовании исследовательского подхода, позволяющего слушателю моделировать различные сценарии развития инновационного бизнеса и/или инновационной деятельности корпорации, проектировать варианты организационного поведения, осуществлять критериальный выбор вариантов, т.е. формировать навыки видения будущего.

Принципы цементируют модель

Особая роль в вузе должна быть отведена инновационному менеджменту как научному направлению исследований, как учебной дисциплине и как практическому инструменту развития инновационной экономики  [1]. Причем в систему обучения инновационному менеджменту должны быть вовлечены наряду с высококвалифицированными преподавателями успешные предприниматели, бизнес-тренеры, представители венчурного бизнеса, технопарков, бизнес-инкубаторов и др.

Предлагаемая модель образования и существующие условия модернизируемой экономики, в свою очередь, требуют соблюдения ряда принципов, составляющих основу методологии обучения инновационному предпринимательству:

– принцип интеграции образования, науки, производства и бизнеса, соблюдение которого необходимо для объединения усилий по созданию и продвижению новых технологий, развития механизмов государственно-частного партнерства в создании инновационной инфраструктуры в вузовской среде в целях повышения уровня мотивации у молодежи к научной деятельности как источнику стратегических инновационных технологий, связанному с ними венчурному бизнесу и т.д.;

– принцип обязательности применения инновационных образовательных технологий предполагает систематическое развитие образовательных подходов, методик и приемов, а также методов контроля знаний и формирования компетенций специалистов в области инновационного предпринимательства;

– принцип непрерывности образовательного процесса – системная подготовка кадров для инновационной экономики, начиная от стратегического планирования до сопровождения инновационного продукта или услуг. При создании и производстве инновационного продукта нужны команды специалистов, умеющих реализовать все этапы «жизненного цикла» инноваций: от анализа рынка и управления инновационным проектом до опытно-конструкторских разработок, производства и продвижения продукта;

– принцип доступности обучения инновационному предпринимательству через различные направления подготовки специалистов для модернизируемой экономики, что позволяет вовлечь в образовательный процесс различные категории обучающихся – от студентов (магистров и бакалавров) и сотрудников научно-образовательных учреждений до представителей бизнес-элиты;

– принцип адаптивности и гибкости образовательного процесса – заключается в постоянной корректировке условий реализации образовательного процесса с учетом меняющихся факторов внешней среды и внутренних потребностей вуза (разработка образовательных программ, отвечающих требованиям модернизируемой экономики, использование инновационных интерактивных методов обучения, применение новых методик оценки качества знаний и пр.);

– принцип индивидуализации и профессиональной специализации образовательного процесса направлен на создание условий для обеспечения индивидуально-личностного подхода к каждому обучающемуся, а также предпосылок для их активной учебно-исследовательской и творческой деятельности;

– принцип последовательности и систематичности образовательных программ в области инновационного предпринимательства предполагает их формирование в той последовательности, которая определяется логикой учебного материала и восприимчивости к нему обучающихся. Только системно выстроенный процесс обучения позволит привить необходимые умения, знания и навыки, способствующие модернизации экономики страны и насыщению ее инновационно развитыми кадрами.

В процессе обучения совершенствуются и улучшаются компетенции не только обучаемого, но и обучающего.

Это приводит к качественному повышению квалификации работников-преподавателей, росту экономического и социального статуса человека. Итогом построения системы профессиональной подготовки кадров в сфере инновационного предпринимательства должно стать воспроизводство контингента кадров, обладающих компетенциями, необходимыми в модернизируемой экономике.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Маршев В. О кадровом обеспечении модернизации. [Текст] // Эксперт, 2010. – №36.
2. Менеджмент в России: потребность, проблемы, качество.– Материалы УМО в области менеджмента. Доклад Э.М. Короткова [Текст]. – М.: 1995.
3. Методика мониторинга формирования компетенций менеджеров в ходе обучения и стажировки специалистов (руководителей среднего и высшего звена предприятий и организаций) [Текст] – М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2007.