Проблемы становления инновационной экономики в России: институциональный подход

Камалтдинова Р.М., Кочетков И.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (57), Сентябрь 2011

Цитировать:
Камалтдинова Р.М., Кочетков И.В. Проблемы становления инновационной экономики в России: институциональный подход // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 28-33.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16540167
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Выявлены проблемы и противоречия становления инновационной экономики в России с точки зрения институционального подхода. Предложены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, человеческий капитал, инфраструктура



В процессе становления постиндустриального общества альтернативы инновационному пути развития не существует. Решение вопросов интенсификации процесса построения в России инновационной экономики, ее интеграции в мировую постиндустриальную систему является весьма насущным для дальнейшего успешного развития страны.

Активность обусловлена средой

Россия обладает достаточным инновационным потенциалом – факторами и условиями, способствующими развитию инновационной экономики. Наличие системы образования, сохранение и развитие науки фундаментального и прикладного характера, потенциал уникальных технологий, высокий научный и образовательный потенциал России свидетельствуют о том, что в целом наша страна имеет прекрасную возможность развивать инновационные технологии для осуществления технических достижений. Важна поддержка средствами государственного регулирования в рамках институциональной среды, необходимой для успешного развития постиндустриализма и инновационной экономики.

Инновационная активность российских предприятий в настоящее время сдерживается состоянием институциональной среды, в связи с чем развитие институтов, необходимых для стимулирования инновационного развития России, формирование комплексной институциональной инфраструктуры инновационной экономики являются приоритетными задачами, решение которых позволит ускорить процесс выхода нашей страны на инновационный путь развития.

Инновационная институциональная инфраструктура – это совокупность институтов и возникающих в процессе их функционирования институциональных отношений, которые способствуют производству инновационных знаний, коммерциализации результатов научных исследований, реализации интересов собственников знаний.

Основной задачей функционирования институтов инновационной инфраструктуры является обеспечение непрерывности инновационного процесса – процесса по разработке, производству и коммерческой реализации инноваций, улучшение его эффективности.

Государство выступает регулятором и координатором функционирования институциональной среды инновационного развития экономики.

Главным в процессе формирования инновационной стратегии на макроуровне является институт власти и управления. Макроэкономическими задачами являются формирование национальной инновационной системы, создание благоприятного инновационного климата для экономики в целом, реализация государственных инновационных программ в рамках государственной инновационной политики.

Управление в направлениях

Основными направлениями повышения эффективности и качества государственного управления являются:

1. Интеграция процессного (функционального) и институционального подходов, изменение приоритетов в реализации функций госуправления, обеспечение прозрачности институтов.

2. Развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей прогнозные темпы роста валового национального продукта, доли инновационной продукции в составе ВНП, увеличение доли ВНП от предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса.

3. Обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти, повышение качества и доступности государственных услуг.

4. Создание условий для эффективного функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.

5. Обеспечение выполнения основных государственных социальных гарантий.

6. Оптимизация государственных расходов.

7. Создание основ взаимоотношений общества и органов государственной власти, направленных на предупреждение всех форм проявления коррупции. Повышение правовой культуры населения и широкое привлечение граждан к противодействию коррупции.

8. Формирование кадрового резерва управленцев путем внедрения передового опыта и постоянного повышения квалификации.

9. Управление рисками госуправления с учетом неопределенности внешней среды.

10. Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов власти.

11. Формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения создания и функционирования многофункционального центра предоставления госуслуг.

12. Сити-менеджмент.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой конкретных отношений, экономических и социальных проблем в рассматриваемый период [1].

Наука и образование как фундамент развития

Важным институтом инновационной экономики является институт науки. Россия обладает достаточным потенциалом в области фундаментальной науки: многолетним опытом научных исследований и набором научно-исследовательского оборудования, стендовой и экспериментальной базой, в ряде случаев являющихся уникальными. Страна занимает четвертое место по показателю общего числа ученых мира, который составляет 8,9%. Однако институт науки имеет ряд проблем, таких как недостаточное финансирование, отсутствие системности, увеличение среднего возраста ученых, так как молодые перспективные специалисты чаще уезжают работать за границу, где им предоставляется более серьезная поддержка.

Важнейшей проблемой в этой области является кооперация науки и бизнеса. В настоящее время в России институты развития находятся на стадии формирования. Они позволяют решать в некоторой степени задачи передачи инновационных технологий в бизнес, о чем свидетельствуют существующие бизнес-инкубаторы, технопарки, наукограды, центры трансфера технологий и пр. Однако их количество и потенциал недостаточны для того, чтобы позволить экономике выйти на качественно новый уровень развития.

Современное состояние системы образования определяет дальнейшее формирование, развитие и возможности реализации человеческого капитала, так как услуги образования являются услугами отсроченного действия. В Российской Федерации расходы на социальные нужды относительно ВВП невелики. Расходы на образование длительное время составляли не более 3% бюджета.

С ростом ВВП в последние годы наблюдался рост финансирования образования, в 2005-2007 гг. доля образования в структуре ВВП составляла соответственно 2,31% и 2,26%. В 2007 г. доля образования в структуре ВВП соответствовала 2,3%, в 2008 г. – 3,7%, а в 2009 г. и в 2010 г. – 4,2 % и 4% соответственно. При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2009 в сравнении с бюджетом-2010 были умеренно сокращены расходы на образование [2].

Таким образом, основными проблемами института образования являются недофинансирование, а также слабая интеграция с наукой, тогда как в развитых постиндустриальных странах именно прикладные исследования, проводимые в университетах, становятся потом объектами рынка интеллектуального капитала.

Правовая и налоговая база

Эффективное производство инноваций невозможно без адекватного функционирования института права, где основными требованиями являются правовое обеспечение получения инновационного дохода, защита интеллектуальной собственности, определение основных понятий инновационной экономики. Отсутствие специальных законов, регулирующих процесс инновационного производства, ограничивает развитие инновационной экономики. Следует разрабатывать нормативно-правовые акты, регулирующие инновационный процесс, с целью совершенствования правовой защиты интересов его участников и обеспечения гарантий их правомерного поведения.

Финансирование и стимулирование также выступают институтами инновационной экономики, определяя способы формирования финансовых ресурсов для целей инновационного процесса, основными механизмами которого являются кредитование, формирование собственного капитала, формирование затрат на НИОКР, увязка размеров налогообложения с интенсивностью инновационной деятельности.

Создание венчурных фондов как инвестиционных компаний, работающих исключительно с инновационными предприятиями и проектами, имеет важное значение в спасении от полного исчезновения ряда ведущих отечественных научных школ. Кроме венчурных фондов, можно говорить о существовании бизнес-ангелов – финансировании инновационного производства частными лицами. В России это движение только зарождается, в то время как в развитых постиндустриальных странах инвестируемые ими капиталы превышают в 30–40 раз вложения венчурных фондов.

Налогообложение выступает одним из важнейших институтов инновационной экономики. В странах Западной Европы широко практикуется снижение налоговых ставок для инновационного бизнеса, введение налоговых льгот при осуществлении инноваций, метод ускоренной амортизации стоимости НИОКР. В нашей стране институт налогообложения на сегодняшний день сохраняет неадекватность намеченным изменениям курса развития экономики. Предприятия, осуществляющие наукоемкое инновационное производство, и без того ограниченные в средствах, еще и обременены значительными налоговыми платежами. Очевидно, следует модернизировать российскую налоговую систему в отношении инновационных предприятий в целях стимулирования инновационного производства.

Вывод

Инновации необходимы для обеспечения конкурентоспособности и роста организации, инновационная фирма становится проводником между наукой и рынком. Инновационный бизнес в России развит слабо. Ориентация предпринимателей на получение сиюминутной прибыли ведет к тому, что экономика нашей страны продолжает оставаться сырьевой, а не инновационной. Применяемые инновации имеют вид технологий, покупаемых на Западе в качестве образцов для копирования.

Указанные проблемы выступают также ограничением на сегодняшний день в развитии инновационной экономики. Решением по данному вопросу может стать государственно-частное партнерство.

Исследуя факторы, способствующие становлению и развитию инновационной экономики, на наш взгляд, необходимо выделить в качестве нового института рыночной экономики институт мотивации человеческого капитала. Именно человек как носитель человеческого капитала является генератором инноваций. Однако без мотивации данный процесс будет невозможен.


Источники:

1. Вишнякова О.Н. Формирование институциональной среды устойчивого развития региона [Текст] // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2010. – № 4.
2. Камалтдинова Р.М. Воспроизводство человеческого капитала как важнейший фактор экономического роста [Текст] // Вестник КГФЭИ, 2011 – №2.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:00:00