Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»7 / 2011

Креативные методы в развитии предприятия

Долятовский Леонид Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, докторант, Азовский филиал Российского государственного социального университета, Россия

Гамалей Николай Юрьевич, аспирант, кафедра менеджмента, Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», Россия

Creative methods in enterprise development - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 53

Аннотация:
Рассмотрены два подхода к организации творческой деятельности на предприятии, показана важность креативных методов в стратегии развития фирмы. Систематизированы креативные методы в форме эволюционной диаграммы и таблицы, введены показатели креативности и поставлена, и решена задача определения оптимального уровня креативности предприятия.
Цитировать публикацию:
Долятовский Л.В., Гамалей Н.Ю. Креативные методы в развитии предприятия // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 7. – С. 74-84.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Сложность задач управления в настоящее время стремительно растет. Для разрешения ситуаций с высокой неопределенностью наиболее эффективен творческий, или креативный подход. В развитых странах уже сформировалось креативное ядро – творческие работники компаний, разработчики новых изделий и технологий, архитекторы, дизайнеры, ученые. 30% работающих в современных США (около 38 млн человек) занимаются креативной деятельностью.

При решении сложных задач важны независимость мышления, высокий  уровень образования и человеческого капитала. В ХХ веке креативный класс (прослойка, которая создает и проектирует что-то новое, остальные – рабочие и обслуживающий персонал занимаются выполнением заданной работы) вырос в 10 раз: в 1900 году он составлял 2,5% работающих, в 1960-м – 5%, в 1970-80 гг. – 20%, в 1991 – 25% , в 2000 – 30%.

Отражением роста роли креативной деятельности являются инвестиции в НИОКР США: в 1950 г. – 5 млрд долларов, в 2000 г. – 250 млрд и рост числа патентов: в 1900 г. – 25 тыс., в 2000 г. – 150 тыс.

В России креативный класс составляет 13 млн человек, но творческий потенциал используется на 50%. Индекс научно-технического развития РФ сейчас, по данным корпорации РЭНД, составляет 0,88 (в США 5,08).

Творческие методы являются в современном бизнесе безусловной необходимостью: руководителям приходится решать нестандартные задачи, адаптироваться к сложным ситуациям, применяя методы синектики и морфологического анализа  [2]. Однако с применением креативного подхода в экономике нет определенности, в частности, не определены оптимальные характеристики промышленного креатива. Ниже рассмотрены задачи креативного менеджмента и оптимизации использования креатива в работе предприятия.

Определение и суть креативного менеджмента 

Креативный менеджмент ориентирован на развитие творческих способностей человека, закрепление в его сознании установок на поиск инноваций. Р. Акофф и Д. Вергана предлагают два подхода к определению творчества (рис. 1).

Творчество – процесс создания нового, а креативность – потенциал, внутренний ресурс человека, его умение отказаться от стереотипных способов мышления и способность обнаруживать новые способы решения проблем. Креативный потенциал фирмы есть способность к принятию и реализации креативных управленческих решений для достижения поставленных целей и создания новых конкурентных преимуществ. Имеется ряд аксиом креативного менеджмента:

1) глубинность знаний: для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность предметной области

2) «замыливание глаза»: отказ от сложившихся стереотипов, догм, штампов, преодоление психологической инерции;

3) отторжение сложившихся стереотипов должно быть рациональным;

4) организационными методами создать творца невозможно;

5) креативный менеджмент позволяет овладеть мощными методами творчества.

Задачи креативного менеджмента:

1. Оценка творческого потенциала личности.

2. Создание творческой атмосферы в коллективе.

3. Формирование групп экспертов для оценки и фильтрации идей.

4. Образование временных творческих групп для решения проблем.

5. Оценка доминирующих мотивационных установок для решения перспективных задач.

6. Определение эвристических методов, приемов, необходимых для решения сложных задач.

Роль креативного менеджмента в развитии фирмы

Фирма выполняет определенные функции: с одной стороны, производит продукцию, реализует технологии производства; с другой – она должна развиваться (улучшать свои показатели, разрабатывать новые изделия, осваивать новые рынки) (рис. 2).

Соотношение этих сфер деятельности в разных фирмах различно: там, где более высокая сложность функций, идут постоянные процессы развития, роль креативной работы выше (рис. 3).

Креативные методы существенно повышают эффективность работы фирмы; нестандартные решения, инновации, новые технологии позволяют улучшить использование всех видов ресурсов (рис. 4).

Креативный подход изменяет технологии принятия решений в фирме и мышление руководителей (рис. 5).

Креативные решения могут иметь разные стратегические уровни и степень новизны:

• рационализация: совершенствование существующих технологий, приемов работы, распределение задач, улучшение характеристик оборудования;

• изобретательство: создание новых устройств, систем, способов обработки информации;

• открытие: выявление принципиально новых закономерностей.

В бизнесе возможны и практикуются все эти формы креатива, и они являются главными двигателями прогресса (рис. 6).

Инструменты управления креативностью предприятия

В настоящее время существует ряд направлений в креативной деятельности и решении сложных управленческих задач, которые можно систематизировать в форме диаграммы (рис. 7).

Если сопоставить результативность этих 12 креативных методик и затраты на их использование, получим качественные оценки их эффективности в виде графика (рис. 8).

В зависимости от качественных характеристик креативные методы можно систематизировать в форме матрицы (рис.9).

Из матрицы SWOT вытекают необходимые для развития креативного подхода стратегические действия (рис. 10).

Задача определения оптимального уровня креатива в организации

Обозначим η – уровень креативности организации, 0 ≤ η ≤ 1, тогда с этим показателем можно связать две функции потерь: Cn1(η) – затраты на развитие креативного потенциала; Cn2(η) – снижение потерь от недостаточного использования креативного потенциала (рис. 11).

Необходимо определить такой уровень креатива предприятия, который минимизирует суммарные потери:

Cn(η)= [Cn1(η)+Cn2(η)]→min (1)

при ограничениях на затраты и допустимые потери.

Если на основе экономических расчетов получены функции потерь в экспо-ненциальной форме:

 , (2)

 , (3)

то оптимальный уровень креативности можно найти либо как точку пересечения двух кривых:

(4)

(5)

(прологарифмируем выражение (5):

 ,

Откуда

, (6)

либо как решение уравнения:

.(7)

Если для фирмы C1(0) = 10 тыс. руб., C2(0) =100 тыс. руб., k1 = 1,4, k12 = 1,2, то η* = 2,3 /2,6 = 0,88, т.е. нужен высокий уровень креативности. Для этого нужно разработать стратегию мотивации, обучения, стимулирования творческого подхода к решению творческих задач.

Введем ряд показателей для оценки креативности организации (табл.1).

Таблица 1

Показатели креативности организации

 

 

 

Общий показатель креативной деятельности на предприятии будет равен корню n-ой степени из произведения частных показателей таблицы, так как он будет показывать усредненную величину использования креативного потенциала:

kкр = 5 √0,77 х 0,11 х 0,4 х 0,67 х 0,3 = 0,36  .

В идеальном случае kkp = 1 при условии выполнения всех показателей. 

Если все показатели выполнены на 50% – kkp = 0,5, если на 20%, то kkp = 0,2. Поэтому можно ввести шкалу оценок уровня креативности организации (рис.12).

Рис. 12. Шкала оценок уровня креативности организации

Другим показателем структуры креативной деятельности в фирме является соотношение объемов креативной Vкр и функциональной Vф деятельности:

kэкр =  Vкр /Vф. (9)

Если

Vкр = 5 х 10 = 50 час/мес., а Vф = 82 х 8 х 25 =16400  час, то k экр = Vкр /Vф =50/16400 = 0,3 , т.е. 0,3% занимает креативная деятельность.

Если составить таблицу результатов работы фирмы за ряд лет и показателей креативности kкр, kэкр, то можно найти зависимость этих показателей в виде уравнений:

y = f1 (kкр) , (10)
y = f2 (kэкр), (11)

и определить чувствительность результатов к этим показателям. Мерой их взаимосвязей может быть коэффициент консонанса.

Основным методом оценки креативности организации являются экспертные оценки, т.к. креативность сложно оценить аналитически. Для оценки креативности применяется функция успеха Раша:

p = 1/1+e-(θ-δ), (12)

где p – вероятность успешного решения творческой задачи сложности δ работником с уровнем креативности θ.

Если для работника θ = 4, а δ = 0,6, то p = 1/2,22 = 0,45.

Если имеется несколько предприятий с оценками частных показателей Ci в баллах, то рейтинг креатива по i-ой характеристике равен:

B=Ci - Cimin/Ci max - Cimin , (13)

при Ci = 4, Cimin = 2 i  и Ci max = 5, 

B= 2/3 =0,67.

Суммарный рейтинг будет равен сумме:

B =Σ Bi , (14)

и по этой характеристике можно оценивать подразделения фирмы, если Ci определяют балльную оценку характеристики их креативности. Поскольку балльные оценки выставляют обычно отобранные эксперты, можно для оценки креативности использовать разные виды экспертизы.

Вывод

Предложена методика определения оптимального уровня креативности предприятия, введены новые показатели креативности фирмы, систематизированы методы креативного менеджмента, без которых построение инновационной экономики является весьма проблематичным.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука [Текст]. – М.: Советское радио, 1977.
2. Gordon W.J.J. Sinectics: the development of Creative Capacity. – N.Y., 1961.
3. Долятовский Л.В. Креативные методы в развитии современного предприятия [Текст] // Международный научный альманах, Вып. 11. – Таганрог-Актюбинск: АктГУ, 2011.