Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»7 / 2011

Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России

Громова Елена Анатольевна, аспирант, факультет экономики и управления, ассистент, кафедра прикладной математики и фундаментальной информатики, Омский государственный технический университет, Россия

Бояркин Геннадий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и информационных технологий в экономике, факультет экономики и управления, Омский государственный технический университет, Россия

Problem as perspectives of educational migration development in modern Russia - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 36

Аннотация:
Рассматриваются основные причины активизации оттока студентов, аспирантов и высококвалифицированных специалистов из России за рубеж, а также анализируются проблемы, обострившиеся в результате потери страной научных кадров, интеллектуальных ресурсов. Авторами подробно описывается значительное влияние данных процессов на ситуацию в стране, высказываются опасения по поводу перспектив России, если не принимать никаких мер по регулированию потоков. В заключение, исходя из сложившейся в стране ситуации и изученных научно-исследовательских работ, предлагаются варианты решений проблемы «утечки умов» в России.
Цитировать публикацию:
Громова Е.А., Бояркин Г.Н. Проблемы и перспективы развития образовательной (учебной) миграции в современной России // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 7. – С. 105-113.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Миграционные процессы в настоящее время охватывают все страны и поэтому требуют постоянного внимания, гибкого реагирования на происходящие изменения и своевременного регулирования. Межстрановые миграционные потоки обусловлены комплексным воздействием разнообразных, взаимопереплетенных социально-экономических, политических и демографических факторов и, в свою очередь, оказывают значительное влияние на все сферы жизни участвующих обществ и стран.

Приток студентов определяет престиж страны

В настоящее время Россия идет по пути пересмотра миграционной политики с целью ее ориентации на прием и удержание востребованной рынком категории мигрантов, обладающей необходимыми социальными параметрами и квалификационными характеристиками. Специфика российской действительности в том, что страна остро нуждается в специалистах высшей категории и низкоквалифицированных работниках в сферы с тяжелыми условиями труда, сезонностью, низкими заработками, которые расцениваются местным населением как непрестижные: нехватка собственных ресурсов для стабильного существования и дальнейшего развития с каждым годом все очевиднее.

По прогнозу Федеральной службы статистики, в 2007-2025 гг. население РФ сократится на 8,3 млн человек, население в трудоспособном возрасте составит 16,2 млн человек (против 69,7 млн человек по данным на октябрь 2006 г.) [1]. Против таких потерь бессильны механизация и автоматизация труда, а меры демографической политики, в случае их быстрого и эффективного принятия, дадут ощутимые результаты минимум через два десятилетия. Угроза затяжной депопуляции для России крайне серьезна и абсолютно реальна; возможно, уже в ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в нашей стране [2]. Эффективная образовательная миграция может стать одним из механизмов решения проблемы, потому что ее экономические, политические и социальные выгоды очевидны. Сейчас безусловный лидер на мировом рынке образования – США, контролирующие треть мирового финансового образовательного оборота. По данным ЮНЕСКО, в Швейцарии отмечается максимальное число иностранных студентов среди общего количества студентов университетов – 16%, в России этот показатель составляет около 1,5%.

Уже сегодня, ввиду ухудшающейся демографической ситуации, российские региональные вузы начинают конкурировать между собой за российских и иностранных абитуриентов/студентов, поскольку от этого зависит их существование и престиж. Пока, по данным ЮНЕСКО, число иностранных студентов среди общего количества студентов университетов 1,5% (в Швейцарии – 16%), поэтому необходимо постоянно совершенствовать методы учета, контроля и стимулирования учебной иммиграции:

• проводить мониторинг иностранцев, действительно намеренных получить образование в России, и гибко регулировать количество бюджетных мест в вузах и средних специальных учебных заведениях для иностранных граждан и соотечественников;

• модифицировать систему виз, что позволит продлить срок пребывания в России и уменьшит финансовые затраты на приобретение легального статуса.

Вуз, государство и бизнес: на гранях сотрудничества

Регулирование образовательной миграции необходимо сделать отдельным направлением миграционной политики, разрабатывать и совершенствовать правовую основу с учетом особенностей данной области. Пока законодательная база ограничивается введенными в действие с 15 января 2007 года Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№109-ФЗ) и Законом «О правовом положении иностранных граждан» (№110-ФЗ). Миграционная политика стала более либеральной:

• упростились правила регистрации мигрантов: прибывающие на короткий срок подлежат регистрации по месту пребывания, на длительный – по месту проживания;

• разрешительная регистрация по месту пребывания сменилась уведомительным порядком учета мигрантов;

• появилась возможность удлинения срока временного пребывания до 180 дней, который может быть увеличен до года.

Однако иностранные студенты до сих пор не имеют права работать в течение периода обучения (кроме как на территории или в подразделениях вуза), когда для любого студента подработка важна не только в финансовом плане, но и как возможность поучаствовать в реальном бизнесе, исследовательских работах и научных изысканиях, а значит, существенно повысить свой профессиональный уровень, качество и эффективность обучения. Поэтому необходимо стимулировать создание исследовательских лабораторий, бизнес-инкубаторов, специальных агентств для помощи студентам найти подработку или работу по специальности на старших курсах. Положительный результат гарантирован только при взаимовыгодном сотрудничестве вуза, государственных и бизнес-структур. Такое сотрудничество необходимо не только для трудоустройства студентов. Качество бытового обустройства и безопасность студентов не ограничивается их комфортным размещением в общежитиях, оно требует административной, финансовой и инфраструктурной помощи региональных, муниципальных и коммерческих образований.

Почему важно увеличивать масштабы учебной миграции в общем потоке въезда?

1. Прежде всего, потому что это гарантирует высокое качество образовательного процесса и стандарты, которые воспроизводятся в определенной, достаточно редкой и с трудом повторяемой в ином пространстве социокультурной среде [3].

2. Кроме того, обучающихся за счет государства можно выгодно использовать для развития национальной экономики.

3. Выгода для экспортера образования очевидна: страна не несет затрат на детский период будущих абитуриентов, зато получает плату за предоставление образовательных услуг и молодого, интегрированного в принимающее общество, специалиста и члена социума.

4. Все-таки студент для принимающей страны – гораздо более перспективный и выгодный мигрант, чем беженец или вынужденный переселенец, гастарбайтер или приезжий для восстановления с семьей [3].

Итак, проводя более активную политику в сфере образовательных миграционных процессов, страна значительно повышает степень управляемости иммиграционными процессами, получает еще одну область сотрудничества с бывшими советскими республиками и, самое главное, новых молодых граждан, владеющих нужными специальностями, интегрированных в общество, знающих язык. Даже если после окончания обучения выпускники-иностранцы вернутся на родину, Россия получит положительный результат: иностранный гражданин увезет и будет распространять в своей стране сведения о качестве российского образования, элементы российской культуры, технологии, а значит, появится перспектива использования нашего оборудования, стандартов и др.

Вчерашние студенты пополняют ряды рабочей силы, высококвалифицированных кадров и научных работников. А Россия заинтересована в том, чтобы иностранцы, обучавшиеся на ее территории, продолжили здесь свою трудовую или научную деятельность. Между тем в нашей стране для занятых наукой складывается крайне неблагоприятная обстановка. Прежде всего, в России распространена незащищенность прав собственности на продукт интеллектуального труда; недостаточное финансовое, материально-техническое и научно-информационное обеспечение исследовательских процессов; низок престиж профессии ученого и отсутствует желание ей заниматься [4].

Необходимо ограничить принятие законопроектов о положении зарубежных ученых в России, ибо таковое снизит и без того немногочисленный приток преподавателей в страну [5].

Необходимость законопроектов их разработчики объясняют тем, что в последнее время участились случаи пропаганды иностранными преподавателями экстремистской идеологии, национальной и религиозной вражды, что становится угрозой безопасности государства, поэтому предлагают законодательно обязать зарубежных преподавателей оформлять разрешение на работу, неоднократно доказывать свою компетентность и уровень квалификации. Такие бумажные трудности плюс неспособность большинства вузов предоставить иностранным научным сотрудникам достойный заработок резко сократят совместные с зарубежными учеными научные исследования на территории России и будут способствовать выезду наших кадров за границу для их проведения, затруднят обмен новейшими знаниями и технологиями, отдалят достижение поставленной перед страной задачи построения инновационной и открытой экономики.

Сопоставление разных лет не оставляет надежды на тщательную проработку в ближайшем будущем отдельных вопросов управления и контроля учебной миграции и политики в ее отношении: расходы на миграционную политику сокращаются [6].

Мобильность и привлечение кадров – залог успеха

Однако даже в таких условиях встречаются удачные и перспективные проекты, хотя пока единичные. В этом отношении показателен опыт Нижнего Новгорода по реализации нового механизма совместных исследований на территории России, по окончании которых ни один российский ученый не покинул страну, зато совместная работа с зарубежными коллегами продолжилась. Весьма полезным может стать и создание «зеркальных лабораторий».

В Нижегородском Институте прикладной физики РАН была создана лаборатория, аналогичная зарубежной, под руководством эмигрировавшего ученого [7]. Преимущества такой формы сотрудничества очевидны: 1) возможность освоения зарубежного опыта и участия в зарубежных проектах, 2) повышение квалификации и развитие международных связей, 3) доступ к современному оборудованию и технологиям, 4) проведение части экспериментальных работ в России, 5) стажировки российских сотрудников в зарубежной лаборатории-аналоге.

Мобильность студентов и научных работников – основной инструмент повышения качества и продуктивности ученых и научных коллективов; механизм развития новых направлений исследований, расширения кругозора и квалификации ученых  [8]. Основным инструментом российской политики стимулирования мобильности научных кадров стали государственные фонды: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и др., которые финансировали стажировки и командировки молодых ученых в исследовательских целях, их участие в научных конференциях, привлекали научных деятелей в малый инновационный бизнес.

Помимо фондов политика по стимулированию мобильности использует два подхода: 1) привлечение эмигрировавших именитых ученых к руководству институтами и созданию лабораторий; 2) приглашение ученых для проведения научных исследований и лекций. Однако этих мер недостаточно. Важно продолжать совершенствовать законодательство, и не только миграционное, развивать инфраструктуру, обеспечить иммигрантам личную безопасность, защиту их прав и свобод. Необходимо отдельным направлением миграционной политики сделать регулирование образовательной миграции, формирование этнической и культурной толерантности принимающего населения.

Президент России Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию дал понять: стране необходима модернизация, экономике – инновации, а обществу – инициативные и активные представители [9]. Последних, видимо, в пределах страны недостаточно. Поэтому, по мнению Медведева, необходимо создавать комфортные условия для возвращения в Россию отечественных ученых, работающих сейчас за рубежом. «Нам нужны идеи и предложения, который учитывают опыт других стран – государств, в которых вы проживаете», – подчеркнул президент  [9]. Взамен власти предлагают вернувшимся поддержку в области защиты их прав.

Российская диаспора – одна из самых крупных в мире, она включает около 30 миллионов русских эмигрантов [9]. И с ними нужно поддерживать и укреплять связи, налаживать обмен идеями и технологиями, активизировать совместную научно-исследовательскую работу, привлекать к организации в нашей стране конференций и конкурсов, оказанию материальной и информационной поддержки оставшимся в России коллегам. При этом, с одной стороны, диаспора помогает российским студентам и ученым получить доступ к зарубежной литературе, периодике, делятся опытом, знаниями, достижениями. Однако с другой стороны, представители диаспоры отбирают лучших научных сотрудников, студентов, аспирантов, исследователей и приглашают их в страну своего пребывания для совместной работы. Пока трудно оценить масштабы такого оттока, но он есть и не лучшим образом сказывается на развитии российских экономики, науки и технологий.

Необходимо расширять международное сотрудничество, в том числе за счет устранения административных и институциональных барьеров; создавать «зеркальные лаборатории»; наращивать финансирование информационной и технической базы образовательных учреждений; поддерживать интеграцию образования и науки; стимулировать обмен кадрами между вузами и инновационными компаниями; активизировать государство и бизнес-структуры в поддержке и развитии образовательной миграции.

По-прежнему остро стоят вопросы недостаточного информирования потенциальных и реальных мигрантов, возможных реэмигрантов о содержании миграционной политики и изменениях в соответствующем законодательстве; отсутствия эффективно действующих консультационных пунктов и некомпетентности персонала официальных структур.

Вывод

Итак, миграционная политика должна стать более гибкой, дифференцированной и результативной.

Этого можно добиться на основе рационального сочетания административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических методов воздействия [10]. Важно начать вести статистику реальной потребности и значения мигрантов для российской экономики и социальной жизни. Необходимо решить проблему этно-, ксено- и мигрантофобий, экстремистских настроений среди молодежи. Роль государства состоит в умении приглашать и заинтересовывать остаться в стране наиболее квалифицированных, молодых, активных, образованных, предприимчивых и здоровых; предвидеть и предотвратить усиление напряженности на рынках труда и в обществе с помощью принятия своевременных интеграционных, социально-экономических и прочих мер.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Работа выполнена при поддержке фонда МакАртуров в рамках проекта «Иммиграция в Россию: социальное измерение» (грант № 06-88535-00-GSS).
2. Зайончковская Ж.А. Иммиграция: альтернативы нет [Электронный ресурс] // http://migrocenter.ru/science/science023.php.
3. Выхованец О.Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России: Доклад на заседании Научного совета ФМС России. [Электронный ресурс] // http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf
4. Данные ВЦИОМ [Электронный ресурс] // http://wciom.ru/biblioteka/zhurnal-monitoring.html.
5. Инновационная образовательная сеть. Учителей-иностранцев приравняют к обычным гастарбайтерам [Электронный ресурс] // http://www.svedom.ru/ewww/promo_print/9648.html.
6. Открытый бюджет России. Парад приоритетов [Электронный ресурс] // http://www.openbudget.ru/articles/?ID=772.
7. Семьянов А. «Возвращение мозгов»: тактика зеркальных лабораторий [Электронный ресурс] // http://opec.ru/analize%20doc.asp?d%20no=63767.
8. Дежина И.Г., Киселева В.В. Тенденции развития научных школ в современной России [Электронный ресурс] // http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0387/analit03.php.
9. ВЦИОМ: Публикации в СМИ. За российскую модернизацию ответят… за границей [Электронный ресурс] // http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/12837.html?no_cache=1&cHash=a025554fa0.
10. Метелев С. Международная миграция и национальная безопасность [Текст] // Человек и труд, 2007. – № 10.