Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»7 / 2011

Региональный рынок образовательных услуг: отдельные проблемы

Беденко Надежда Николаевна, канд. филос. наук, заместитель директора по научно- методической работе и качеству образования, доцент, кафедра экономики и менеджмента, докторант, Санкт-Петербургский государственный инженерно- экономический университет (Тверской филиал), Россия

Regional market of educational services: certain problems - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 106

Аннотация:
Представлено исследование особенностей функционирования и развития рынка образовательных услуг высшей школы на уровне субъектов федерации. Обозначены основные проблемы, определен вектор поиска их решения.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Беденко Н.Н. Региональный рынок образовательных услуг: отдельные проблемы // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 7. – С. 99-104.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Как бы к этому не относиться, но рынок образовательных услуг сегодня реально существует. Основными признаками этого являются:

1) отношения купли-продажи товара или услуги (в образовательной сфере совокупность таких отношений присутствует, хотя и в разных интерпретациях);

2) потребительная стоимость каждой образовательной услуги имеет определенное денежное выражение (при этом не важно, кто за нее платит: государство, организация или физическое лицо);

3) постоянно декларируемая ориентация образовательной системы на рынок труда представляет собой не что иное, как проявление рыночных тенденций;

4) одним из важнейших признаков рынка является наличие обособленных экономически свободных собственников, то есть если даже не затрагивать государственный сектор системы образования, можно сделать вывод: удельный вес оказания образовательных услуг на возмездной основе неуклонно растет [3].

Не уповая во всем на центр

Для нас представляет определенный интерес исследование особенностей функционирования и развития рынка образовательных услуг в сфере высшей школы на уровне субъектов федерации. Необходимо отметить, что, невзирая на важность данного уровня  управления, в образовательной системе РФ он незаслуженно игнорируется. Объясняется это, видимо, тем, что в основном высшие учебные заведения относятся к образовательным учреждениям федерального подчинения. Однако не следует забывать о свойствах услуг, оказываемых данными организациями: неосязаемость; невозможность хранения; единство места производства и реализации; невозможность оценки качества услуг до окончания процесса их оказания; непостоянство качества услуг; особая роль человеческого фактора в формировании качественных характеристик конечных результатов деятельности и др. Органолептическими методами оценить качество подобных услуг невозможно.

В РФ законодательно определено, что государственный надзор в области соблюдения законодательства, регулирующего деятельность учреждений высшей школы, контроль качества образования осуществляется федеральным центром. Он осуществляет этот процесс в строго регламентированные сроки путем тестирования знаний либо путем изучения системы документооборота, в которой должны быть зафиксированы факты, явления, результаты. Но ни первое, ни второе не является исчерпывающим и лишенным недостатков. Кроме того, на данный процесс активно влияет ряд факторов:

1) отдаленность территорий, где расположены вузы, от столицы;

2) невозможность осуществления тотального контроля качества образовательных услуг (хотя в целях предотвращения «брака» конечного результата акценты должны смещаться на процессы формирования этого результата);

3) незнание региональных особенностей функционирования образовательных учреждений;

4) выборочный характер оценочных процедур;

5) наличие определенного временного лага в процессах мониторинга и оценки и др.

Проблемы требуют решения

Нам представляется важным остановиться на проблемах региональных рынков образовательных услуг системы высшей школы, порожденных наличием определенных диспропорций, которые в случае нерешенности переходят в разряд барьеров для представителей всех заинтересованных сторон. Так, в сфере образования к ним относятся государство, общество, основные потребители услуг, партнеры и поставщики, работодатели и др. Применительно к рынку образовательных услуг высшей школы образовательные учреждения выступают как производители этих услуг, а потребителями могут быть как индивиды, так и государство, предприятия и организации (хотя получение образовательной услуги персонифицировано) [5].

Первая проблема – массовизация высшего образования. Положительная динамика численности обучающихся в системе высшего образования [1] обеспечивается во многом снижением подобных показателей в системах начального и среднего профессионального образования. Выявленные диспропорции усиливают напряженность на рынке труда, а части специалистов с высшим образованием приходится вместо выполнения управленческих функций спускаться на исполнительский уровень. Хотя зарубежный, в частности японский, опыт свидетельствует, что целесообразно на отдельные рабочие места привлекать выпускников высшей школы, создав при этом действенную систему мотивации и обеспечив повышенные социальные гарантии.

Вторая проблема – сосредоточение вузов в центральных регионах страны. Распределение высших учебных заведений по субъектам федерации по статистическим данным Минобрнауки РФ на 2008 г. представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение высших учебных заведений по субъектам федерации
на 2008 г. (включая филиалы) [1]

 

 

 

Данные цифры подтверждают, что у основных потенциальных потребителей услуг сохраняется желание получить высшее образование именно в Москве и Санкт-Петербурге. Государство пытается воздействовать на этот процесс, создавая в отдельных субъектах федерации крупные образовательные комплексы – национальные университеты. Однако абитуриенты, имеющие определенную финансовую базу или интеллектуальный потенциал, по-прежнему стремятся учиться в российских «брендовых» вузах или получать образование за рубежом, что не добавляет престижа региональному высшему образованию. На поиск решения данной проблемы влияет идейное противоборство сторонников концепций централизованного и децентрализованного управления. 

Нам видится, что должен измениться общественный статус региональных вузов, в первую очередь за счет активизации усилий их менеджмента в области внедрения инноваций в образовательный процесс, создания условий для развития научно-исследовательской деятельности, научно-педагогического и организационно-управленческого потенциалов, что, в конечном счете, положительно отразится на качестве образования.

Третья проблема – некоторая оторванность программ подготовки кадров от требований времени и рынка труда. Если сконцентрировать внимание на программах ВПО по уровням (бакалавриат и магистратура), то становится ясно: стандарты новые, а проблемы старые. Хотя есть и некоторые положительные моменты, так, в частности, мониторинг качества новых ООП, сбалансированность различных видов подготовки обучающихся по Решению Коллегии Минобрнауки РФ от 25 января 2011 г. должны в ближайшем будущем оцениваться с при- влечением уполномоченных государственно-общественных объединений.

Четвертая проблема – снижение уровня востребованности на рынке труда выпускников вузов. Анализ статистических данных свидетельствует, что по состоянию на 2008 г. очень актуальные направления подготовки кадров, способных решать сложные современные задачи модернизации экономики страны, имеют совсем небольшой удельный вес [3]. 

Изменить ситуацию можно путем проведения просветительской и разъяснительной работы среди населения и бизнес-сообщества, создания социально-экономической базы для повышения престижности отдельных профессий и др.

Пятая проблема связана с обеспечением качества образования. Проблемы качества образования в силу ряда причин приводят к определенным диспропорциональностям на рынке образовательных услуг. Во-первых, кадры со слабой подготовкой могут остаться за пределами профессии, что нарушает структуру рынка труда. Во-вторых, в связи с неопределенностью нормативно-правовой базы в области контроля и оценки качества образования каждый субъект рынка образовательных услуг перекладывает ответственность на других участников: вуз сетует на плохую подготовку в школе, бизнес-сообщество – на вуз. 

В-третьих, вопросы контроля качества высшего образования находятся в компетенции федерального центра, регионы в этом вопросе практически не задействованы. В-четвертых, к процессу подготовки кадров и к оценке качества работодатели и общественные организации привлекаются на формальной основе: преподаватели-практики ведут 2-3 дисциплины, представители работодателей присутствуют в государственных аттестационных комиссиях. Тесная взаимосвязь вуза с бизнес-сообществом, за редким исключением, отсутствует. В-пятых, теоретический аспект обучения в современном вузе явно превалирует над практической составляющей. В-шестых, во многом качество конечного результата деятельности вуза зависит от качественного и количественного состава тех, кто ведет образовательный процесс и управляет им.

Анализ статистических данных свидетельствует, что образовательные учреждения уровень основных аккредитационных показателей (штатность и остепененность профессорско-преподавательского состава) практически не повышают, сохраняя их формально в нормативном диапазоне. Кроме того, образовательные учреждения высшей школы в регионах разобщены ввиду их ведомственной принадлежности, сложившихся условий функционирования, высокой конкуренции на местном рынке, что явно не способствует повышению качества образования.

Вывод

Для решения выше обозначенных проблем предлагается сформировать новую концептуальную модель регионально-вузовской системы оценки качества образовательных услуг, что позволит:

1) построить упрощенную двухуровневую систему оценки качества высшего образования: вуз-регион;

2) сократить объем ресурсного обеспечения на оценочные процедуры;

3) максимально учесть специфику функционирования и условия развития региональной образовательной системы;

4) органично соединить внутренние и внешние процедуры оценки качества высшего образования на основе создания и использования единой методологической базы;

5) реализовать принцип вариативности;

6) максимально ориентировать деятельность образовательных учреждений высшей школы на запросы и требования всех заинтересованных сторон, включая и региональный рынок труда и др.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Региональное распределение учреждений ВПО РФ [Текст] / Образование в России-2008. Статистический бюллетень. – М.: МГУПИ, 2009.
2. Распределение приема студентов в государственные образовательные учреждения ВПО РФ по группам специальностей [Текст] // Образование в России-2008. Статистический бюллетень. – М.: МГУПИ, 2009.
3. Распределение студентов в государственных образовательных учреждениях ВПО РФ по источникам финансирования [Текст] // Образование в России-2008. Статистический бюллетень. – М.: МГУПИ, 2009.4. Реформа образования: система высшего образования в России в цифрах. Исследование. Цифры системы образования [Электронный ресурс] // http://www.osvic.ru/school-abitu/educationreform-62/article5287.html.
5. Скоблева Э.И. Рынок в системе высшего профессионального образования // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНА. – Серия «Экономика», 2009. – Вып. 3.