Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2011

Технопарки – инструмент повышения эффективности малого и среднего бизнеса

Джандосова Роза Джаруллаевна, специальный корреспондент журнала «Креативная экономика», Россия

Technological parks – instrument of quality rise for small and middle businesses - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 26

Аннотация:
11 марта 2011 года в Совете Федерации состоялось заседание, посвященное обсуждению перспектив развития малых и средних предприятий в особых экономических зонах (ОЭЗ) и технопарках. В дискуссии приняли участие представители региональных органов исполнительной и законодательной власти, Минэкономразвития РФ, Министерства регионального развития РФ, руководители общественных объединений предпринимателей. По завершении заседания один из его участников – генеральный директор ОАО «Сапфир» г-н Сметанов Александр Юрьевич любезно согласился дать интервью нашему журналу.
Цитировать публикацию:
Джандосова Р.Д. Технопарки – инструмент повышения эффективности малого и среднего бизнеса // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 6. – С. 128-132.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


НПП «Сапфир» – одно из крупнейших предприятий ВПК. Зачем понадобилось создавать еще на его базе технопарк? Это дань моде или инструмент модернизации производства?

– В годы существования СССР ВПК развивался приоритетно по сравнению с гражданским сектором экономики.

Это позволило оснастить оборонные заводы, НИИ и конструкторские бюро высокопроизводительным оборудованием, внедрить и освоить новейшие технологии военного и гражданского назначения. Мы производим уникальную радиационно-стойкую элементную базу, работаем на военный космос. У нас есть развитая инфраструктура и большие производственные мощности, а главное, мы обладаем высоким научно-техническим потенциалом классных специалистов и ученых.

Когда наступили перестроечные времена, мы решили использовать свои возможности, часть площади сдали в аренду разным организациям.

Проведенный нами мониторинг показал, что большинство арендаторов – это наши же сотрудники, сумевшие в 90-годы создать собственные малые предприятия (МП). Было решено организовать некую общность МП, которая направляла бы и помогала зарабатывать деньги и себе, и самому базовому предприятию. Так родилась идея некоммерческого партнерства – технопарка.

Поэтому на базе НПП «Сапфир» был создан научно-технологический парк с одноименным названием с целью повышения экономической эффективности, увеличения фонда отдачи коммерциализации имеющихся технологий и капитализации предприятия.

– В Америке технопарки появились в 50-х годах прошлого века, а у нас спустя десятилетия возникли первые наукограды: Пущино, Черноголовка, Дубна, Зеленоград, Академгородок под Новосибирском и др. Чем технопарки отличаются от них?

– Наукограды – это концентрация научного и технического потенциала группы предприятий, объединенных в самодостаточные муниципальные образования, для достижения новых высот в науке и технике. В наукоградах были реализованы идеи региональной концентрации науки и производства. В те годы они демонстрировали эффективность проводимых разработок, однако по своей сути были ориентированы только на выпуск определенной продукции для «оборонки». В условиях реформирования в переходный период, когда снизилось государственное финансирование, выяснилось, что научные институты РАН и отраслевые НИИ министерств оказались неспособными конкурировать на зарубежных рынках. Процедуру использования перспективных разработок существенно усложняли: низкий профессионализм, консерватизм и громоздкость управленческого аппарата.

Но реформы принесли и некий позитивный результат – появился малый бизнес. Творчески инициативные люди, заинтересованные в коммерциализации своих разработок, стали создавать малые научные предприятия. Но следует отметить, что наукоемкий бизнес является самым сложным. Поэтому во всем мире его патронирует государство, понимая, что залог конкурентоспособности национальной промышленности в развитии инноваций.

В середине 90-х появляются технопарки, сначала при высших учебных заведениях, а затем на базе государственных научных центров. Существует множество разновидностей технопарковых структур: научные, технологические, исследовательские, инновационные, бизнес-инновационные центры, инкубаторы технологий, центры трансферта, технополисы и др.

 Технопарк – это комплекс инфраструктурных объектов, основная цель которого – мотивировать компании и людей создавать инновационные технологии, а также помогать и тем и другим реализовывать эти инновации в успешных продуктах. Наиболее важное направление – создание таких структур на базе потенциала и кадровой инфраструктуры ВПК.

– Выходит организация технопарковых структур и бизнес-инкубаторов – это путь к интенсификации развития малого и среднего бизнеса?

– Да, сформировавшаяся вокруг ВПК сеть мелких фирм создавалась с активным использованием ресурсов базового предприятия и с одновременным привлечением частного капитала. Это способствовало повышению эффективности производства, росту загрузки мощностей за счет освоения новых ниш на рынке и привлечения дополнительных потребителей, диверсификации деятельности предприятия, то есть освоению производства новых видов продукции и услуг. Главное, чтобы произошло совпадение экономических интересов организаторов технопарка и малых инновационных предприятий.

Создание технопарка – это построение такой структуры, в которой определен оптимальный состав инновационных предприятий при известных ресурсах базы, выделяемых для нужд технопарка. При этом ресурсы остаются полной собственностью базового предприятия, выступающего в качестве центра коллективного пользования, предусматривающего концентрацию дорогостоящего технологического оборудования, необходимого малым фирмам.

Основными задачами технопарков являются:

• формирование ориентированной на рынок научно-производственной инфраструктуры;

• создание системы комплексной поддержки малых инновационных предприятий;

• содействие развитию новых наукоемких технологий и организации производства конкурентоспособной и импортозамещающей продукции в условиях рынка;

• обеспечение условий для подготовки менеджмента инновационных предприятий в области коммерциализации технологий и управления инновациями;

• содействие международным связям малых высокотехнологичных фирм в науке и инновационной деятельности.

– Что представляет собой инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности технопарка «Сапфир»?

– Это целостный комплекс, состоящий из восьми взаимосвязанных систем, позволяющих ему нормально развиваться. 

Первая – система информационного обеспечения инновационной деятельности. Имеется библиотека с информационной базой данных, ведется учет малых предприятий, занятых в науке, производстве и других видах деятельности, создается каталог продукции фирм, объединенных в технопарк.

Организуется доступ к юридическим и экономическим нововведениям в законодательстве, федеральным программам, постановлениям правительства Москвы. По запросам фирм организуются «круглые столы», встречи, переговоры. Обеспечивается льготная работа на разного рода выставках, форумах. На семинары в «Сапфир» приглашаются ведущие специалисты из разных ведомств, агентств, банков, а также журналисты.

Вторая – сервисные услуги. Мы предоставляем полностью укомплектованные коммуникациями помещения: офисы, конференц-залы, лаборатории и пр. Партнеры получают еще бизнес-сервис. Технопарк заключает договора с фирмами-резидентами, которые предоставляют профессиональные услуги со скидкой, к примеру, получают льготу за использование услуг – бухгалтерских, юри дических, туристических, рекламных и т.п. К достижениям «Сапфира» следует отнести специальную методику маркетинговых исследований, поиск деловых партнеров. Технопарк помогает коллективам, работающим независимо друг от друга, объединить усилия для создания нового продукта, проведения новых работ, которые сами они не смогли бы освоить. Фирмы здесь работают открыто, зная соседей в лицо. Для тех, кто обратился к руководству некоммерческого партнерства, оказывается бесплатная консалтинговая услуга, готовится индивидуальная программа развития бизнеса, проводится подбор или организация выставочно-ярмарочных мероприятий. Предоставляется информсервис – освещение достижений в СМИ, возможность пользоваться корпоративным сайтом технопарка – и постоянно действующая выставка продукции резидентов технопарка.

Есть и инфраструктура обитания и отдыха на территории: 2 ресторана, кафетерий, парикмахерская, фитнес-клуб, спортивные секции и салон красоты, а также загородный пансионат.

Третья система – наиболее значимая, экспертиза инновационных программ, проектов, предложений и заявок. Это независимая научная, финансовая, экономическая, экологическая оценка. Предотвратив «утечку мозгов» за рубеж, НПП «Сапфир» помогает своим партнерам патентовать изобретения, защищать авторские права на новые разработки и ноу-хау.

Четвертая система – организация финансового менеджмента предприятия. Привлечение к осуществлению совместных или единоличных проектов надежных партнеров из числа банков, страховых компаний, субподрядчиков, смежников и обеспечение внешнего финансирования.

Пятая система – производственно-технологическая поддержка создания новой конкурентоспособной продукции. На взаимовыгодных условиях мы предоставляем производственные мощности и специальную инфраструктуру партнерам. Создан Центр коллективного пользования (ЦКП), работающий по заявкам и техническим заданиям от предприятий инновационной направленности. Главное – у нас есть избыточные мощности, заключаем с партнерами договор, по которому обязуемся выполнить определенный объем работы, а они за это обязуются выплачивать нам определенную сумму денег. В результате – получаем загрузку оборудования, коэффициент его использования увеличивается. Кроме того, получаем дополнительный заработок для нашего персонала. При необходимости можем нанять людей со стороны.

Оборудование наше, за которым ухаживаем, в аренду никому не сдаем, используется по прямому назначению нашими же рабочими. Мы не наносим урон экологии округа, даем рабочие места, вносим лепту в бюджет города.

Шестая система – сертификация наукоемкой продукции – особенно отлажена. Она включает в себя редкую возможность для партнеров технопарка получить на льготных условиях услуги в области метрологии, стандартизации и контроля качества.

Мало разработать, произвести, снабдить соответствующей документацией продукцию, ей надо найти своего потребителя.

Седьмая система – продвижение продукции на рынок. Непростое дело – продвигать на рынок импортозамещающую наукоемкую продукцию.

Сначала проводится мониторинг рынка товаров и услуг, оказывается рекламная поддержка, проводится информирование и подготовка к участию в мероприятиях, способствующих продвижению продукции, и подбор потенциальных партнеров и заказчиков. По поручению предприятий осуществляется покупка-продажа готовых изделий, продукции, имущества, разрабатываются и реализуются схемы сделок с гарантией исполнения заключенных договоров поставок продукции, переводов денежных средств.

Восьмая система – подготовка и переподготовка кадров. Учебный центр подготовки специалистов работает на базе кафедры некогерентной оптоэлектроники МИРЭА с привлечением и других вузов: МИСиС, МИЭТ, МЭИ, колледжа информатики и экономики. Мы предоставляем начинающим управленцам стажировку в режиме инкубации – в малых наукоемких фирмах, на фирмах технопарка, осуществляем практическую подготовку молодых кадров. Есть возможность проводить обучение сотрудников целевых менеджерских команд для управления реализацией конкретных проектов. Кроме использования собственных ресурсов, предлагаем принять активное участие в Президентской программе повышения квалификации управле нческих кадров на городских и окружных курсах.

Потенциал предприятий ВПК должен быть использован для достижения цели – изменения вектора экономического развития от сырьевого к высокотехнологичному. Инновационный акцент при создании технопарков делает их особенно значимыми в рамках государственной программы диверсификации экономики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241