Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2011

Особенности функционирования информационной инфраструктуры рынка труда в современных регионах Российской Федерации

Воронов Александр Андреевич, ассистент, кафедра прикладной математики и эконометрики, аспирант, кафедра мировой экономики, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, Россия

Peculiarities of functioning of informational infrastructure of the labor market in modern regions of Russian Federation - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Аннотация:
Затронуты проблемы формирования и особенности функционирования информационной инфраструктуры в регионах Российской Федерации. Эта проблематика изучается в контексте различных точек зрения на основе анализа работ современных авторов. Акцент сделан на инфраструктурные диспропорции в регионах.
Цитировать публикацию:
Воронов А.А. Особенности функционирования информационной инфраструктуры рынка труда в современных регионах Российской Федерации // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 6. – С. 74-78.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Важным звеном в проблематике социально-экономических вопросов инфраструктуры регионов можно считать информационно-аналитическую структуру рынка труда. Рынок труда является одной из наиболее сложных экономических категорий, поскольку представляет собой систему отношений таких субъектов, как человеческий капитал (рабочая сила или иной аналог), капитал (работодатель) и государство. Механизм функционирования рынка труда весьма противоречив и, подобно любому механизму, может действовать с большей или меньшей эффективностью – в зависимости от этого он либо способствует росту экономики, либо ограничивает его и порождает социальную напряженность. Государственное регулирование рынка труда, как и, в общем случае, управление процессами занятости, немыслимо без реализации функций планирования, прогнозирования и их обеспечения релевантной информацией.

В период кризиса эти функции были значительно ослаблены, и их восстановление на новой, отвечающей условиям рыночной экономики основе представляется сегодня крайне важным.

Инфраструктура – залог успешного развития

Эффективность управления занятостью во многом определяется тем, насколько развитой является инфраструктура рынка труда. Последняя представляет собой совокупность экономических, юридических и административных институтов, организаций и видов деятельности, регулирующих рынок труда и способствующих выполнению им его функций. Часть таких институтов, организаций и видов деятельности, специализированных на сборе, обработке, анализе информации о текущем и перспективном состоянии рынка труда, составляет информационно-аналитическую инфраструктуру рынка труда. Базовым элементом последней является система государственной статистики на федеральном, ведомственном и региональном уровнях.

Следует отметить, что для совершенствования управления как рыночной, так и социально-экономической инфраструктурой регионов федеральным центром передана часть полномочий в ведение каждого региона, области, города по созданию собственной инфраструктуры, обеспечивающей работоспособность и развитие различных процессов общественной жизни.

Совершенно очевидно, что современная экономика во всевозрастающей степени использует информационные технологии, помогающие оперативно передавать данные, формировать общественное сознание, базовые представления, ментальные модели и совершенствовать хозяйственную практику [1]. Речь, следовательно, идет об информационной инфраструктуре. Информационная составляющая занимает доминирующее положение по отношению к остальным элементам инфраструктуры, в связи с чем возникает необходимость стимулирования информационной инфраструктуры, учитывающей специфику локального рынка. Как отмечает М.Ю. Бувалин, возрастает роль рекламной деятельности в регионе как информационной составляющей, регулирующей процесс товарооборота. Неоспорима значимость и СМИ, являющися основным средством коммуникации не только с массовым потребителем, но и в целом с населением, играющих ключевую роль в развитии производственных и обслуживающих сфер, нацеленных на потребности рынка. В качестве базового элемента информирования потребителей и продвижения товаров (услуг) можно выделить рекламно-маркетинговые технологии.

Информационно-коммуникационные технологии – фактор развития мировых процессов

По мнению С.С. Ляпиной, переход от индустриального общества к обществу информационному сопровождается кардинальной сменой способов производства, а следовательно, и средств производства [2]. В фазе зарождения и роста нового технологического уклада ускоряется распространение процессов-нововведений в экономические системы нового уклада. Появляется возможность преодоления кризиса и спада в экономическом производстве за счет инновационного обновления информационного взаимодействия, через научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие нововведения.

Новая экономическая система только начинает создаваться, и для достижения темпов позитивного развития, которое могло бы компенсировать негативные тенденции прошлых лет, необходимы существенные инвестиции [2]. Несмотря на научные разработки инновационной инфраструктуры в последние десятилетия эта тема требует дальнейшего анализа, поскольку до сих пор преобладали технический и эмпирический подходы к ее рассмотрению, а инвестиционному, эволюционному и отраслевому подходам уделялось недостаточно внимания. Многоаспектность проблем, возникающих в процессе перехода к информационному обществу, предопределяет необходимость исследования вложения инвестиций в разработку, трансфер и применение инноваций в инфокоммуникационном взаимодействии.

В последнее десятилетие XX и в начале XXI века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие мировых процессов. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей  [3]. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий.

Движение к информационному обществу в мире – объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие не только регионов той или иной страны, но и мирового экономического пространства; это движение представляет собой взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Россия не может оставаться в стороне от этих глобальных процессов.

Следовательно, долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны и ее регионов должна включать в себя создание и реализацию предпосылок и условий распространения и использования информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности функционирования социально-экономических систем всех уровней.

Вывод

Необходимо также отметить, что при решении тех или иных задач в рамках социально-экономических, информационных и рыночных механизмов функционирования региональных инфраструктур возникают все новые и новые проблемы, обоснование которые дает система законов диалектического развития объектов различной природы.

Поэтому решить все проблемы, как локальные, так и глобальные, теоретически и практически не представляется возможным, хотя достигнуть определенных результатов и зафиксировать их значимость в рамках конкретного регионального или национального проекта вполне реально.

Таким образом, можно обосновать вклад развития региональной экономики как науки во всю систему нового рыночного, социально-экономического и информационного механизма функционирования инфраструктуры регионов и государства в целом.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бувалин М.Ю. Специфика развития регионального рынка рекламы как составляющей информационной рыночной инфраструктуры: Автореф. дис… к.э.н. [Текст]. – Казань, 2005.
2. Ляпина С.С. Инвестиции в создание инновационной информационной инфраструктуры регионального рынка сельхозугодий: Автореф. дис… к.э.н. [Текст]. – Волгоград, 2008.
3. Мартемьянов А.В. Повышение эффективности функционирования регионов на основе развития информационной инфраструктуры: Автореф. дис… к.э.н. [Текст]. – Орел, 2006.