Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»3 / 2011

Горизонтальная интеграции вузов на ресурсном уровне путем сетевого взаимодействия

Савзиханова Сабина Эминовна, канд. экон. наук, доцент, кафедра информационных технологий, Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве РД, Россия

Horizontal integration of institutes of higher education at the recourse level by network interaction - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 46

Аннотация:
Представлена авторская аргументация несостоятельности политики укрупнения вузов путем физического слияния нескольких учреждений разного профиля. Предложена методология горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне на базе сетевого взаимодействия, и разработана информационно-коммуникационная инфраструктура такой интеграции. Обоснована целесообразность формирования федеральных университетов в форме сетевой организации с использованием информационно-коммуникационной системы, в разработке которой принимала участие автор.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Савзиханова С.Э. Горизонтальная интеграции вузов на ресурсном уровне путем сетевого взаимодействия // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 3. – С. 92-96.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В последние годы в России довольно часто предлагают создавать укрупненные вузы путем слияния нескольких и даже непрофильных вузов. Однако зарубежный опыт показывает, что просто слияние вузов само по себе синергетического эффекта не дает. При таком объединении несколько лет уходит на то, чтобы создать единый функционирующий организм и единую систему управления. Без изменения коммуникаций, методов и форм управления попытка укрупнения путем физического слияния нескольких разнопрофильных или расположенных на разных территориях вузов даст только отрицательный результат.

Нужно ли слияние вузов?

Вследствие слияния нескольких разнопрофильных вузов возникает несочетаемость культур и норм, существовавших в каждом отдельно взятом вузе.

Преодоление этих социально-культурных различий займет значительное время. Слияние сильных и более слабых вузов далеко не всегда приводит к повышению «среднего уровня» единой структуры. Может произойти и обратное – сильные вузы будут ослаблены в результате объединения.

Кроме того, слияние без изменения общих норм регулирования научно-педагогической деятельности и условий функционирования вузов препятствует развитию в укрупненных университетах новых механизмов и принципов работы. Физическое объединение вузов - это движение против рыночной экономики.

В развитых странах вузы являются достаточно крупными и имеют среднесписочную численность студентов не менее 20 тысяч. Рост этих вузов происходил в течение нескольких десятилетий, и постепенно в них формировалась структура и система управления.

Хотя система управления постоянно совершенствовалась на основе использования новых коммуникаций, однако в настоящее время крупные вузы испытывают сложности с ее эффективностью и видят выход из этой ситуации в сетевой форме организации деятельности.

То, что в России некоторые руководители ведомств считают, что наши вузы тоже должны быть такими же крупными, как зарубежные, и этого предлагают достичь слиянием, является ошибочным и может нанести огромный вред всей системе высшего образования.

Сетевая форма интеграции вузов

Интеграция вузов путем физического объединения была актуальной в первой половине ХХ века. Уже во второй половине более эффективной считалась интеграция на основе формирования ассоциативных структур, а уже в конце столетия предпочтительной стала сетевая форма интеграции, которая остается таковой по сей день.

При формировании сетевых структур взаимодействует значительное число организаций, представляющих все сектора науки, образования, бизнеса и др. – университеты, государственные научные организации, малые наукоемкие фирмы, крупный бизнес. Это более сложные партнерства, чем кооперация между отдельными научными организациями и частными фирмами.

Такие сети придают большую устойчивость системе генерации и трансфера знаний и обеспечивают их диффузию.

Поддержка со стороны государства сетевым структурам, как правило, оказывается в течение длительного времени 7-10 лет, даже в развитых странах со значительным объемом финансирования науки со стороны частного сектора (США, Канада).

При этом осуществляется постоянный мониторинг работы новых структур, оценка промежуточных результатов, в том числе и по показателям привлечения внебюджетных средств, и по ее итогам бюджетное финансирование может быть продлено на более длительный срок. Вместе с тем важной характеристикой сетевых структур является участие в их финансировании частного бизнеса на паритетных началах с правительством.

Созданные таким образом сетевые структуры позволяют одновременно решать следующие задачи: наращивать объемы проводимых НИОКР; обеспечивать востребованность научных исследований; ускорять процессы коммерциализации результатов НИОКР; повышать качество образования и, соответственно, увеличивать спрос на выпускников вуза на рынке труда; привлекать дополнительные ресурсы на проведение научной и образовательной деятельности. Наконец, преимущество сетевой формы состоит в том, что она может содействовать повышению эффективности работы и объединению разрозненных элементов инновационной системы, созданных на сегодняшний день в России.

Анализ форм организации университетов

Одним из эффективных механизмов такой интеграции на уровне территорий является формирование университетских округов. В современных условиях наиболее актуальным становится формирование территориального государственно-общественного коллегиального органа на основе сетевого взаимодействия всех участников.

В табл. 1 приведены сравнительные характеристики университета, университетского комплекса и университетского округа.

В последнее время в развитых странах весьма актуальной стала смешанная форма интеграции вузов.

Таблица 1

Сравнительные характеристики университета,
университетского комплекса и университетского округа

 

 

 

Виртуальные университеты

Достаточно интересной является горизонтальная интеграция вузов в форме ассоциаций, некоммерческих объединений и партнерств по созданию проектов межвузовского взаимодействия, однако еще более эффективной формой горизонтальной интеграции является создание Web-университетов.

Наиболее применимой формой горизонтальной интеграции для России является объединение ресурсов вузов, расположенных в различных регионах, с целью совместной реализации отдельных образовательных программ. В условиях развития сетевых образовательных технологий в России появятся новые виртуальные консорциумы и ассоциации вузов, предоставляющие услуги в новых технологических средах.

Об этом наглядно свидетельствует опыт стран с развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой.

Так, Калифорнийский виртуальный университет объединяет более 95 вузов и колледжей, преимущественно из штата Калифорния, а Агентство по открытому обучению Австралии представляет собой консорциум из 9 университетов страны. Идея подобных объединений – каталогизация всех учебных курсов, разработанных вузами-участниками, и обеспечение академической мобильности обучающихся, например, путем межвузовских соглашений. 

Непосредственно консорциумы не осуществляют ни образовательную деятельность, ни проведение итогового контроля, ни выдачу документа об образовании. Их основная функция – обеспечить связь между учебным заведением и обучающимся, то есть, по сути, посредническая. Однако если благодаря таким объединениям обучающийся сможет сформировать для себя оптимальную образовательную траекторию и изучить целый ряд курсов в различных учебных заведениях, не испытывая организационных сложностей, то для потребителя образовательных услуг это важное достоинство торгового предложения. Производитель же приобретает клиентов путем реализации маркетинговой политики консорциума в целом.

Еще одной формой интеграции вузов является телеуниверситет, который создается на основе объединения ресурсов традиционных учебных заведений.

Таким образом, в настоящее время достаточно актуальной задачей развития сферы образовательных услуг является формирование более совершенной среды образовательных услуг на основе горизонтальной интеграции учебных, научных и других организаций на ресурсном уровне. При этом важно:

• создать инфраструктуру развития образовательных услуг на межвузовском уровне;

• разработать механизмы решения различных задач на межвузовском уровне, создавая межвузовские коллективы в форме сетевых виртуальных организаций.

Вывод

Итак, в современных условиях наиболее актуальными являются ассоциативные формы интеграции вузов на основе сетевого взаимодействия. Это становится возможным при наличии соответствующей информационно-коммуникационной системы.

Нами разработана информационно-коммуникационная система, предусматривающая возможность формирования необходимой инфраструктуры развития образовательных услуг на межвузовском уровне, обеспечивая различные формы горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне на основе сетевого взаимодействия [3]. Данная информационная система в настоящее время функционирует в сети Интернет, и более 200 вузов являются ее пользователями.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А, Гадрани Л.А. Дистанционное образование в странах мира: масштабный фактор [Текст] // Трансграничное образование: современные реалии и перспективы. Научные труды СГА. – М.: Изд-во СГУ, 2008.
2. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования [Текст] // Вестник общественного мнения (Центр Ю.Левады), 2007, №5.
3. Савзиханова С.Э. Создание эффективной системы управления высшими учебными заведениями [Текст] // Экономический анализ: теория и практика, 2010, №13.
4. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008 г. Главы 6,7 [Текст] // Вопросы образования, 2009, №3.