Экономика доверия: налоги и дивиденды

Лелекова С.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (51), Март 2011

Цитировать:
Лелекова С.Ю. Экономика доверия: налоги и дивиденды // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 3. – С. 128-132.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600401

Аннотация:
Обоснована матрица разумного доверия во взаимоотношениях субъектов экономической деятельности. Дана характеристика волн доверия и воспроизводственной модели организации предпринимательского типа. Отмечено, что доверяя своим подчиненным при делегировании или поручении выполнения работы, менеджер тем самым способствует высвобождению творчества и лучших способностей работников за счет этого.

Ключевые слова: управление персоналом, лидерство, делегирование полномочий, новая экономика, креатив, экономика доверия, разумное доверие, волны доверия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



О доверии всегда много писалось. В последние годы данная тематика исследования все больше приобретает экономический оттенок. Речь идет об издержках, счетах и скорости доверия, налогах и дивидендах, а также о матрице разумного доверия. Последняя представлена на рис. 1.

Рис. 1. Матрица разумного доверия во взаимоотношениях субъектов экономической деятельности

Доверие способствует творчеству

Здравый смысл, по мнению С. Кови, это и есть разумное доверие [5]. Как полагает данный автор, матрица должна строиться на интеллектуальном анализе и интуитивных ощущениях о расположенности к доверию субъектов экономических отношений.

Матрица связана с анализом риска. Его сочетание с высоким уровнем расположенности и доверия «порождает синергию, которая выводит инстинкт и интуицию на трон здравого смысла» [4]. Очевидно, что субъекты могут не распространять доверие на всех исходя из определенных обстоятельств.

Доверяя своим подчиненным при делегировании или поручении выполнения работы, менеджер тем самым способствует высвобождению творчества и лучших способностей работников за счет этого.

Говоря иначе, делегирование является интеллектуальным актом, а полное доверие – это чувствительность, интуиция, связанная с «распространением доверия» [4]. Высокое доверие – это дивиденд, а низкое – налог. С учетом отмеченного деловой успех можно представить следующим образом:

ДУ = С · И ± Д,

где ДУ – деловой успех; С – стратегия по достижению ДУ; И – исполнение стратегии; Д – доверительность отношений (налог или дивиденд).

В рамках экономики разумного доверия С. Кови исследует эластичность, определяемую выражениями:

↓ Доверие = ↓ Скорость ↑ Затраты↑ Доверие = ↑ Скорость ↓ Затраты

За волной волна

«Когда доверие падает, скорость снижается, а затраты взлетают вверх. Когда доверие растет, скорость тоже возрастает, а затраты снижаются» [4]. Речь в данном случае идет о трансакционных издержках предпринимательской деятельности. Налог доверия связывается с их ростом, а дивиденды – со снижением и ростом – на этой основе – предпринимательского дохода. Можно выделить пять волн доверия, а именно доверия на уровне: экономической личности, ее отношений, организации, рынка и общества.

Схематично это представлено на рис. 2.

Рис. 2. Характеристика пяти волн доверия на уровне:1 – экономической личности; 2 – ее отношений внутри организации;3 – самой организации предпринимательского типа;4 – рынка; 5 – общества [4]

Каждый из видов культуры затрагивает по две волны: деловая культура – 1 и 2-ю; организационная культура – 3 и 4-ю; культура менеджерской деятельности – 2 и 3-ю; культура предпринимательской деятельности – 4 и 5-ю. Первая классификация не затрагивает пятую волну (доверие на уровне общества), а вторая – первую волну (доверие на уровне экономической личности) (рис. 3).

Рис. 3. Структурное представление культуры управления: 1-5 – волны доверия

Сердцевиной обеих классификаций является третья волна.

Значимый фактор

На рис. 4 представлена схема воспроизводственной модели организации предпринимательского типа. На нем доверие представлено в виде фактора предпринимательской деятельности, а моральноэтический результат характеризует доверие, определяющее уровень организационной культуры. Это доверие на уровне рынка и общества. Доверие как фактор характеризует уровень культуры лидерской деятельности. Речь в данном случае идет о доверии на уровне отношений и организации.

Рис. 4. Схема воспроизводственной модели организациипредпринимательского типа

В любом из этих видов доверия речь идет о действиях экономической личности в той или иной системе координат, называемых С. Кови волнами. В доверии на уровне каждой из этих волн есть некоторый риск, однако более рискованно вообще не доверять [4].

Отмеченное, как нам думается, во многом определяет культуру управленческой деятельности (и менеджерской, и предпринимательской). И в этом смысле речь можно вести об экономике доверия (налогах и дивидендах), контроль над которой осуществляет лидер организации предпринимательского типа.


Источники:

1. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей [Текст]. – М.: Олимп-Бизнес, 2006.
2. Коллинз Д. От хорошего к великому [Текст] // Пер. с англ. – М.: Манн, 2008.
3. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей [Текст]. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.
4. Кови С. Скорость доверия: То, что меняет все [Текст] / Стивен Кови-мл., Ребекка Меррилл; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.
5. Кови С., Меррилл Р., Меррилл Р. Главное внимание – главным вещам [Текст]. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.
6. Ли Б. Принцип власти: влияние с уважением и честью [Текст]. – М.: Альпина Паблишерз. 2007.
7. Пряхин Г.Н. Методические основы культуры управления в социально-экономических системах: Автореферат диссертации доктора экон. наук [Текст]. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2008.
8. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века [Текст]. – М.: АСТ, 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:59