Теоретические основы формирования инновационных стратегий

Курач А.Е., Кантор В.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (51), Март 2011

Цитировать:
Курач А.Е., Кантор В.Е. Теоретические основы формирования инновационных стратегий // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 3. – С. 31-39.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600386
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Процесс стратегического планирования представлен в разрезе точек зрения, существующих в отечественной и зарубежной научной литературе. Проанализированы проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в условиях реализации инновационных стратегий и учета инновационных возможностей (инновационного потенциала). Содержание стратегического управления инновационным процессом уникально и на каждом предприятии выражается в своей конкретной форме. Предприятие может выбрать конкретный тип наиболее подходящей для его развития стратегии. Но окончательное решение о выборе той или иной стратегии принимается только после оценки и осуществления взаимоувязки всех факторов внешней среды, так или иначе влияющих на экономическое положение предприятия.

Ключевые слова: инновации, сбалансированная система показателей, стратегическое управление, инновационный потенциал, теория менеджмента, нововведения, стратегическая альтернатива



Стратегическое управление инновациями является составным элементом инновационного менеджмента и включает в себя ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, как внешних (рынки, поставщики, покупатели, технологии), так и внутренних (финансирование, персонал, мощности). Кроме того, в него входят потенциал сферы исследования и разработок, система управления предприятием и ее организационные формы, а также философия, этика и культура предпринимательства.

Вектор развития определяют инновации

В принципе, любые стратегические меры уже являются управленческой инновацией. Стратегия развития предприятия предусматривает обеспечение использования научно-технических достижений в области организации техники и технологии, то есть комплекса инноваций. Однако для целей организации управления и планирования инновационных процессов целесообразно их обособленное рассмотрение в рамках специально выделяемой стратегии нововведений.

Роль инновационных стратегий в современных условиях резко возросла по причине того, что инновации определяют основные направления развития любого современного предприятия. Предприятия, выбравшие данную стратегию, стремятся создавать конкурентное преимущество за счет осуществления радикальных инноваций в различных сферах и получают возможность формирования прибыли за счет скачка рентабельности продаж или за счет создания нового сегмента потребителей. В качестве альтернативного может рассматриваться вариант продажи новой технологии другим заинтересованным фирмам [9].

Для более подробного рассмотрения сущности инновационных стратегий стоит обратиться непосредственно к понятию инновации.

Что такое инновация?

Официальная точка зрения на понятие «инновация» изложена в правительственном постановлении «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.». Там приводится определение: «Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [7].

Что же касается самого родоначальника термина Й. Шумпетера, то он трактует инновацию как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Таким образом, очевидно, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [14].

Однако нам наиболее интересен подход П. Дойля, основанный на потребительской полезности: «Инновации – это создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные» [3]. Именно по этой причине становится актуальным процесс выбора инновационной стратегии, от которого будет зависеть, в какое русло будет направлена инновационная деятельность предприятия. Понятие стратегии в данном случае трактуется как определенный набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегическое управление инновациями

Стратегия нововведений предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений, и она направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.

В этом смысле стратегическое управление инновациями ориентируется на достижение будущих результатов непосредственно через инновационный процесс (стадия исследований, ввод нововведений в производственное использование, ввод нового продукта в рыночную среду). В стратегическом управлении инновациями на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечить себе успешное развитие в будущем.

Единой модели инновационной стратегии, как и единого стратегического управления для всех предприятий, не существует. Причина – в индивидуальности характеристик каждого конкретного предприятия. Следовательно, содержание стратегического управления инновационным процессом также уникально и на каждом предприятии выражается в своей конкретной форме. Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: рыночной позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и технологического потенциала предприятия, вида производимого на фирме товара, а также внешних факторов [13]. Кроме того, в процессе разработки инновационной стратегии предприятия очень важно учитывать фактор риска.

Таким образом, стратегическое управление — это такое управление организацией, которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей и позволяет предприятию гибко реагировать и проводить современные изыскания, отвечающие требованиям конкуренции и способствующие получению преимуществ, что в совокупности дает возможность фирме выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Классификации инновационных стратегий

Говоря о классификации инновационных стратегий, обычно выделяют защитную и наступательную инновационные стратегии [9].

Наряду с раздельным использованием защитной и наступательной инновационных стратегий допустимо их сочетание – защитно-наступательная стратегия, которая применяется, как правило, крупными предприятиями.

Венгерский ученый Б. Санто в своей работе «Инновация как средство экономического развития» приводит свою классификацию инновационных стратегий, где:

• по характеру «плановиков» и «реализаторов» стратегии можно разделить на институциональные (на уровне предприятия) и центральные (на государственном уровне);

• по предметному содержанию на уровне предприятий выделяются стратегии в области исследований и разработок, продуктовой структуры, рынка, финансов, организации и другие, являющиеся составными частями долгосрочной инновационной стратегии [8].

Решение комплекса инновационных проблем возможно только при активном участии в данном процессе всех производственных и функциональных подразделений предприятия. Одним из основных средств успешного решения инновационных проблем предприятия является наличие действенного механизма управления процессами разработки и реализации инновационной стратегии.

Очевидно, что выбор инновационной стратегии развития предприятия во много определяется инновационным потенциалом предприятия, а в частности уровнем инновационного развития производства, что представляет собой возможности обновления продукции, технологий и производственного аппарата.

Другим исходным моментом при разработке инновационной стратегии предприятия является прогноз перспективных направлений инновационного развития.

Он призван выявить следующие существенные характеристики предприятия в будущем: рыночный потенциал производителя (его возможности сохранять и расширять конкурентные позиции, получать стабильный доход); финансовое положение и структура средств на сохранение производственной базы; финансовый «разрыв» на основе сопоставления фактического размера прибыли предприятия от реализации производимой продукции с прогнозируемым, для достижения которого необходимо осуществление инноваций.

Определив свои возможности в области диверсификации, предприятие может выбрать конкретный тип наиболее подходящей для его развития стратегии. Однако, на наш взгляд, окончательно решение о выборе той или иной стратегии может быть принято только после оценки и осуществления взаимоувязки всех факторов внешней среды, так или иначе влияющих на экономическое положение пред приятия.

В связи с этим представляется важным наличие адекватного и достаточно полного прогноза внешней социально-экономической и политической ситуации.

На фундаменте рационализма

Зачастую на предприятиях возникает такая ситуация, когда большую часть внимания руководства занимает решение текущих, рутинных задач, а проблемы стратегического менеджмента отходят на второй план.

Принимая это во внимание, И. Ансофф предложил использовать на предприятии двойную систему управления, согласно которой один из управляющих занимается текущей деятельностью, а другой – стратегической [1].

Понимание сущности и структуры понятия «стратегия» позволяет сделать определенные обобщения, характеризующие рациональную инновационную стратегию предприятия.

Во-первых, инновационная стратегия должна включать в себя основные цели или задачи деятельности; правила и процедуры, ограничивающие сферу деятельности, а также последовательность мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Наряду с этим должна также учитываться и эволюция целей фирмы.

Во-вторых, эффективные инновационные стратегии развиваются вокруг нескольких концепций и направлений, что придает им устойчивость и сбалансированность.

В-третьих, разработка и осуществление стратегии сопряжены с непредсказуемыми, а зачастую и неизвестными факторами. Следовательно, суть процесса разработки эффективной инновационной стратегии состоит в том, чтобы создать достаточно гибкую и сильную для достижения поставленных целей позицию.

В-четвертых, для каждого уровня необходимо разрабатывать свою стратегию. При этом должна быть четко выражена соподчиненность и взаимная согласованность стратегий.

Однако соблюдение этих требований отнюдь не означает, что стратегия обречена на успех. Учет данных требований может оказать помощь при разработке стратегии, однако ее эффективность во многом будет зависеть от того, насколько гибкой является система управления ее реализацией.

Л.Г. Зайцев отмечает, что при выработке эффективной инновационной стратегии стоит придерживаться определенного ряда правил. Одним из наиболее важных, по его мнению, является соотнесенность предполагаемой стратегии с результатами SWOT-анализа. Кроме того, важным является ее соответствие ранее поставленным целям, а также миссии компании [5].

Необходимо вместе с тем убедиться, что все функциональные стратегии, поддерживающие данную стратегическую альтернативу, взаимосвязаны, а также учесть степень риска, особенно если речь идет о вовлечении крупных активов.

Следует также принимать во внимание реакцию на данную стратегическую альтернативу различных групп влияния, принадлежащих как внешней, так и внутренней среде организации.

Изменчивость предопределяет обновление

В рамках процесса организации выработки эффективной стратегии инновационного развития существует методика оценки воздействия каждой стратегической альтернативы на будущее развитие компании. Ее суть заключается в разработке сценариев, предусматривающих все возможные варианты развития. Однако на практике принято разрабатывать наиболее показательные сценарии, предусматривающие три варианта развития: оптимистический, пессимистический и компромиссный.

Если данные сценарии были разработаны и адекватно отображают сложившуюся ситуацию, то они являются эффективным инструментом, помогающим менеджеру выбрать стратегическую альтернативу, наилучшим образом способствующую достижению целей организации.

В настоящее время большую популярность при разработке стратегии развития получила модель сбалансированной системы показателей. Стратегические цели в данной модели разрабатываются на основе имеющегося видения ситуации и обладают статусом решающих и ключевых целей компании. Чтобы спланировать и обеспечить процесс достижения целей, для каждой из них разрабатываются соответствующие финансовые и нефинансовые показатели, по которым, как уже отмечалось, определяются целевые значения. Достижение разработанных целей призвана обеспечить реализация стратегических мероприятий. По каждому стратегическому мероприятию определяются сроки его реализации, бюджет и четкая ответственность.

Стоит отметить, что сформулированная стратегия начинает устаревать с момента своего принятия и обнародования. Причиной этого является динамизм и изменчивость как внешней среды, так и самой организации.

Однако непрерывная адаптация стратегии является очень дорогим и практически невозможным мероприятием. В связи с чем менеджменту приходится мириться с неким несовершенством стратегии, проводя ее обновление на регулярной основе, а также в случае кардинальных изменений во внешнем окружении или внутренней среде компании или направлениях ее развития.

Основанием для корректировки стратегии являются данные, полученные посредством механизма обратной связи, в роли которого выступает стратегический контроль.

Очевидно, что системе стратегического контроля необходимо быть эффективной. Для этого она должна соответствовать ряду условий.

Во-первых, должна быть обеспечена своевременность поступления информации для того, чтобы можно было максимально оперативно принять необходимые решения по корректировке стратегии.

Во-вторых, важным является соответствие полученной информации происходящим на предприятии процессам. Это необходимо для адекватной оценки менеджментом текущей ситуации.

Вывод

Руководство предприятия должно обладать четкой точкой зрения в отношении роли и места системы контроля в процессе разработки и реализации стратегии. Это будет способствовать эффективному решению исключительно тех задач, которые соответствуют общим задачам стратегического управления.


Источники:

1. Архипов В.М., Верховская О.Р. Стратегический менеджмент в децентрализованных фирмах: Учебное пособие [Текст]. – СПб.: СПбГУЭФ, 2003.
2. Мартино Дж Технологическое прогнозирование[Текст]. – М.: Прогресс, 1989.
3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб: Питер, 1999.
4. Завлин П.Н. и др. Инновационная деятельность в условия рынка. – СПб.: КЦЦ «Наука», 1994.
5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник [Текст]. – М.: Экономистъ, 2006.
6. Любимова Е.В. Стратегия и регулирование инновационной деятельности: Диссертация кандидата экон. наук. – СПб, 1995.
7. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. №832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.». – М., 1998.
8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития [Текст] / Пер. с венгерского. – М.: Прогресс, 1990.
9. Стратегический менеджмент [Текст] / Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2008.
10. Стратегический менеджмент: Учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – М.: КНОРУС, 2007.
11. Харитонова Е.В., Рудакова О.В. Инновация как экономическая категория и как инструмент предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2008. – № 2. – С. 4-8
12. Шаборкина Л.В. Инновационная стратегия развития предприятия [Текст]. – М., 1998.
13. Шаймарданова Е. П. Стратегии устойчивого развития промышленных предприятий / Шаймарданова Е. П. // Российское предпринимательство. – 2010. – 10. – C. 48-53.
14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия [Текст]. — М.: ЭКСМО, 2007.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:41:26