Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2001

Социальные приоритеты бюджетной политики администрации Дж. Буша

Лебедева Людмила Федоровна, институт США и Канады РАН доктор экономических наук, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Решение социальных проблем, возведенных в ходе последней предвыборной кампании в США в ранг общенациональных государственных приоритетов, стало ключевым элементом бюджетной политики новой администрации. Как следует из послания президента Дж. Буша конгрессу, в основе политики федеральных ассигнований лежит концепция сбалансированного бюджета, реализация которой должна привести к увеличению суммарного профицита за ближайшие 10 лет до 5,6 трлн. долл.
Цитировать публикацию:
Лебедева Л.Ф. Социальные приоритеты бюджетной политики администрации Дж. Буша // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 7. – С. 76-79.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Решение социальных проблем, возведенных в ходе последней предвыборной кампании в США в ранг общенациональных государственных приоритетов, стало ключевым элементом бюджетной политики новой администрации. Как следует из послания президента Дж. Буша конгрессу, в основе политики федеральных ассигнований лежит концепция сбалансированного бюджета, реализация которой должна привести к увеличению суммарного профицита за ближайшие 10 лет до 5,6 трлн. долл.

При сохранении приоритетности сферы социального обеспечения (здравоохранения, образования, профессиональной подготовки) в общей структуре государственных ассигнований бюджетный план администрации Дж. Буша свидетельствует о ряде структурных изменений как в рамках всего бюджета, так и его социальной части. Свыше половины (54%) ассигнований на финансирование новых президентских инициатив приходится на социальные статьи бюджета, в том числе на образование, здравоохранение, дополнительную поддержку инвалидов, укрепление института семьи. 86% предполагаемых дискреционных ассигнований на новые социальные инициативы в ближайшие десять лет составляет финансирование образования и здравоохранения.

Всего на регламентируемые федеральным законодательством программы пенсионного обеспечения, материального вспомоществования, помощи ветеранам, на получение или совершенствование образования, профессиональной подготовки, охрану здоровья и на социальные инициативы новой администрации приходится 66% предполагаемых федеральных ассигнований в 2002 финансовом году (ф.г.), в 2006 ф.г. ‑ 72% (сравните с 62% в 2000 ф.г.). При этом доля ассигнований на образование и здравоохранение (без учета программ медицинского страхования “Медикэйр” и программы медицинской помощи “Медикэйд”) должна увеличиться с 12% в 2000 ф.г. до 14% в 2002 и 16%  в 2006 ф.г.

Социальную направленность имеют и многие другие статьи федерального бюджета, по которым выделяются ассигнования на науку, гарантии займов, поддержку малого бизнеса, а также новые инициативы администрации Дж. Буша об увеличении ассигнований на человеческие ресурсы в рамках военного бюджета.

Кроме того, при проведении предлагаемой новой администрацией крупномасштабной налоговой реформы предусматриваются дополнительные налоговые льготы, в том числе увеличение размера налогового кредита на каждого ребенка с 500 долл. до 1000 долл.; предоставление 10%-ного налогового вычета на доход семьи, в которой работают оба супруга, и другие.

Реформы в сфере образования в США рассматриваются как необходимый элемент и фактор конкурентоспособности страны в длительной перспективе.

Предложенные меры могут стать поистине революционным шагом в области реформирования сферы образования, масштаб и значение которого будут ощутимы в долгосрочной перспективе. Но они отнюдь не означают установления большего контроля центрального правительства над системой образования, скорее ‑ это дальнейшая рационализация расходования федеральных ассигнований, повышение ответственности местных органов при расширении прав в использовании этих средств и выполнении общих правил.

Только на реализацию новых президентских инициатив в сфере образования в ближайшие десять лет предполагается выделить ассигнования в размере 41,4 млрд. долл. Совокупные ассигнования на образование, профессиональную подготовку, трудоустройство, социальные услуги должны увеличиться до 86,1 млрд. долл. в 2006 финансовом году (в сравнении с 59,3 млрд. долл. в 2000 ф. г.).

На финансирование здравоохранения в 2002-2011 гг. предполагается выделить 30,1% всех дискреционных ассигнований, связанных с инициативами Дж. Буша. В целом, ассигнования на здравоохранение (без учета программ медицинского страхования “Медикэйр” и медицинской помощи “Медикэйд”) должны увеличиться со 154,5 млрд. долл. в 2000 ф.г. до 201,3 млрд. долл. в 2002 ф.г. и 265,4 млрд. долл. в 2006 ф.г. При этом их доля в бюджете должна вырасти с 8,6% до 10,3% и 12,0% - соответственно.

В целях расширения доступности медицинских услуг предполагается использовать налоговый механизм. Учитывая рост числа американцев, не имеющих никакой медицинской страховки, новая администрация намерена внести изменения в налоговое законодательство с целью стимулирования медицинского страхования. Введение существенных скидок при налогообложении с учетом стоимости приобретенного страхового полиса должно способствовать выравниванию стартовых возможностей всех американцев в сфере страхования ‑ вне зависимости от того, работают ли они на крупном, или мелком предприятии, в процветающей фирме, или в организации с ограниченными финансовыми ресурсами, и какую социальную политику проводит их работодатель.

Реализация нового этапа реформирования системы социального обеспечения предполагает изменения принципов функционирования государственного пенсионного страхования со времени его учреждения в 1935 г. и дальнейшую рационализацию использования бюджетных средств в целях социальной поддержки населения.

Предусматривается внедрение принципиально новых технологий реализации государственной программы пенсионного страхования в направлении постепенной частичной приватизации средств государственных страховых фондов и передачи их в распоряжение частных инвестиционных структур. Учитывая значение государственной пенсионной программы для американского общества, в целях подготовки проекта ее реформирования будет создана президентская комиссия.

Доля ассигнований на программы поддержания доходов наименее обеспеченных групп населения в ближайшие шесть лет предположительно останется на уровне 2001 г. ‑ 14,2% расходной части бюджета. Стабилизация этого показателя свидетельствует о дальнейшей рационализации использования бюджетных средств социальной поддержки населения в сторону ужесточения условий получения денежных пособий трудоспособными гражданами (при одновременном расширении программ помощи в получении образовательной, профессиональной подготовки и в трудоустройстве).

Наряду с рационализацией и реструктуризацией федеральных ассигнований на социальные цели, бюджетный план Дж. Буша предполагает также использование налоговой реформы для обеспечения экономической безопасности и социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения. При сохранении основных программ поддержания и сдерживания падения их доходов ниже черты бедности в планах новой администрации акцент переносится на стимулирование трудоустройства, создание условий для самообеспечения, повышения образовательного уровня, получения адекватной профессиональной подготовки, расширения доступности медицинских услуг.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241