Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования

Хорева Л.В., Васина Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (50), Февраль 2011

Цитировать:
Хорева Л.В., Васина Е.В. Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 2. – С. 45-51.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578251
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Авторы определяют учет запросов рынка труда в системе профессионального образования на базе разработки и применения профессиональных стандартов в качестве обязательной основы создания образовательных стандартов нового поколения. Подчеркнута важность разработки национальной системы квалификаций для формирования в стране «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника будет определяться его реальной квалификацией) и вытеснения существующего в настоящее время «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении).

Ключевые слова: диплом, рынок труда, высшее образование, занятость населения, стандартизация, образовательные стандарты, профессиональные стандарты, профессиональные квалификации, национальная рамка квалификаций

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Существующий сегодня дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы с учетом ее профессионально-квалификационного уровня является фактором, оказывающим негативное воздействие на все сферы социально-экономической жизни общества. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны образовательных систем, работодателей и государственных органов управления качественный разрыв между предлагаемыми образовательными услугами и запросом рынка труда в компетентных специалистах продолжает увеличиваться. Ликвидация этого разрыва требует, прежде всего, единого понимания таких важных для последующих согласованных действий понятий, как профессиональный и образовательный стандарты, система профессиональных квалификаций, национальная рамка квалификаций.

Профессиональные и образовательные стандарты: необходимость гармонизации

Как отмечает ряд исследователей, острая полемика вокруг общественного восприятия стандартов и качества подготовки специалистов у нас в стране и за рубежом дает представление о различном понимании этой категории в теории и практике.

По мнению С.И. Родзина, «наиболее подходящим в широком смысле будет понимание профессионального и образовательного стандартов как общественного договора с системой взаимных обязательств всех участников» [1]. В России исторически сложилась традиция, отдающая предпочтение образовательным стандартам, в которых закладывались, прежде всего, интересы вузов через систему учебных дисциплин. В результате знаниево-умениевый подход в профессиональном образовании сформировал систему образовательных стандартов, оторванную от реальной хозяйственной практики.

В сентябре 2010 г. Европейский фонд образования опубликовал проекты Национального доклада Российской Федерации и аналитического обзора по проблеме сотрудничества между сферами российского профессионального образования и бизнеса [2]. В качестве направлений реформирования национальной системы профессионального образования в этих документах предлагается сосредоточиться на ряде вопросов, одним их которых является усиление внимания к внедрению моделей и механизмов разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов, а также привлечение объединений работодателей к формированию этих программ [3].

Главенствующая роль профессиональных стандартов признана уже во многих странах, в России этот процесс фактически находится на начальной стадии: образовательные и профессиональные стандарты существуют, если так можно выразиться, параллельно, но не объединены в единую взаимозависимую и взаимообусловленную друг другом систему.

Рынок труда формирует профессиональные (квалификационные) стандарты, которые описывают профессиональные компетенции, необходимые на конкретном рабочем месте. Стандарты профессионального образования должны находиться в точке пересечения системы образования и рынка труда, объединяя цели образования и занятости и сохраняя определяющую роль профессиональных стандартов при формировании содержания профессионального образования на всех его уровнях: высшее, среднее и начальное [4].

Следует отметить, что сегодня вопрос разработки и использования профессиональных стандартов стоит как в системе высшего профессионального образования, так и в системе начального и среднего профессионального образования. Новые варианты ФГОС направлены на подготовку выпускников к многофункциональной самостоятельной деятельности, а их создание, в свою очередь определяется требованиями к уровням квалификации и компетенциям по профессиям различных областей деятельности со стороны рынка труда [5]. Эта задача объединяет все уровни профессионального образования.

Профессиональный стандарт должен рассматриваться в качестве ключевого механизма саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида или области профессиональной деятельности требования к:

• содержанию и качеству труда;

• условиям осуществления трудовой деятельности;

• уровню квалификации работника;

• предшествующему профессиональному образованию или обучению, необходимому для соответствия заданной квалификации.

Профессиональные стандарты состоят из структурных единиц, каждая из которых относится к конкретному квалификационному уровню и содержит описание необходимых знаний и умений; уровня ответственности и самостоятельности; уровня сложности выполняемой трудовой функции [6].

Для гармонизации профессиональных и образовательных стандартов, «стыковки» требований к профессии и компетентностных характеристик выпускников необходимо обеспечить их соответствие запросам рынка труда.

Профессиональный стандарт – это требования работодателя к работнику данной профессии.

Для работодателя главное – чтобы на выходе из образовательного учреждения выпускник умел делать то, что заявлено в квалификационных требованиях, в профессиональном стандарте, чтобы этот выпускник был востребован на рынке труда и работодатель, принимая его на работу, был уверен в достаточности его компетентностного уровня.

Ориентир – рынок труда

Такм образом, работодатели через механизм профессиональных стандартов фиксируют свои требования к компетенциям необходимых им работников. В свою очередь, сфера образования через свои механизмы (ФГОС, обязательную образовательную программу, содержание образовательного процесса, учебные планы и рабочие программы), формирует у студентов компетенции, которые соответствуют требованиям работодателя [7].

Однако если при формировании образовательных стандартов будет недостаточно учтен запрос со стороны рынка труда, то какие бы сбалансированные новые стандарты с точки зрения количества учебного времени и самостоятельной работы студента не были разработаны, решить основную задачу по выводу на рынок реально востребованных специалистов они не смогут.

Следует указать, что в России в настоящее время уже существует не только осознание важности формирования единой системы квалификаций, прозрачной и одинаково понимаемой как в рамках национальной системы образования, так и в рамках национального и международного рынков труда, но и наблюдаются первые попытки определения институциональных основ создания такой системы. В частности, Центром изучения проблем профессионального образования в результате реализации международного проекта, инициированного Европейским фондом образования, который в свою очередь является структурой Европейской комиссии, разработана Стратегия формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации [8]. Данный документ содержит обоснование роли и значения национальной системы квалификаций в РФ для обеспечения соответствия подготовки работников требованиям развивающихся рынков труда в условиях развития общества, основанного на знаниях.

От «рынка дипломов» к «рынку квалификаций»

В Стратегии четко и подробно описано, что сегодня понимается под национальной системой квалификаций (НСК). НСК является средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей (рынка труда) на основе настоящих и перспективных требований, сформулированных в терминах таких критериев, как характер знаний, умений и компетенций. Это согласование должно осуществляться на основе эффективных механизмов правового и институционального регулирования взаимодействия профессионального образования и рынка труда через систему стандартов.

Однако реально работающего механизма формирования образовательных стандартов на базе профессиональных, что, казалось бы, выглядит вполне естественным, до сих пор в нашей стране не создано. Система профессионального образования все еще недостаточно учитывает реальные запросы рынка труда и развивается, несмотря на все организационные инновации, по собственным внутренним законам. Изменить положение, с нашей точки зрения, можно именно на базе использования системы профессиональных стандартов как определяющей содержание подготовки специалистов, а также создания национальной системы квалификаций, встроенной в национальную рамку квалификации.

Национальная система квалификаций необходима для формирования в стране «рынка квалификаций» (на котором «ценность» работника будет определяться его реальной квалификацией) и вытеснения существующего в настоящее время «рынка дипломов» (на котором ценность работника определяется дипломом о завершении курса обучения в учебном заведении).

Центральным элементом, или ядром, национальной системы квалификаций является национальная рамка квалификаций, которая представляет собой механизм классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций [9].

А это в свою очередь, есть отправной пункт для создания образовательного стандарта профессионального образования, когда не учебное заведение, не чиновник от образования и даже не экспертное образовательное сообщество, а рынок задает ориентиры в подготовке профессиональных и высококвалифицированных кадров для экономики.


Источники:

1. Родзин С.И. К вопросу об инновационном образовании: инженерные программы и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Наука и образование. Электронное научно-техническое издание, 2006. – 10 октября.
2. Портал Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] – http://www.nark-rspp.ru/index.php.
3. Портал: Профессиональные стандарты [Электронный ресурс]. – http://prof-standart.org, 2010, ноябрь.
4. Олейникова О.Н. Разработка стандартов профессионального образования и обучения за рубежом [Текст]. – М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.
5. Скамницкий А.А., Переверзев В.Ю., Ковлякова В.Е., Фомин С.Н. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия // Среднее профессиональное образование, 2009. – № 2.
6. Порта Центра изучения проблем профессионального образования. Режим доступа: http://www.cvets.ru/deyat2.html.
7. Жеребина О. Использование профессиональных стандартов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – http://www.apkit.ru.
8. Стратегия формирования Национальной системы квалификаций в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – http://www.cvets.ru/StrategyRUS.
9. Национальная рамка квалификаций разработана на основе соглашения между Министерством образования и науки РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей // Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. – М.: 2008.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 15:30:29