Методологические подходы к оценке инновационного потенциала территориальных образований России

Карпухин А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (56), Август 2011

Цитировать:
Карпухин А.А. Методологические подходы к оценке инновационного потенциала территориальных образований России // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 82-87.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16548813
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Показатель уровня инновационной активности характеризует, по своей сути, предприимчивость организаций и предприятий в реализации нововведений, их инициативность в поиске и определении направлений, сроков и видов инновационной деятельности, формировании кооперационных связей для разработки инноваций, участия в совместных научно-исследовательских проектах, приобретении новых технологий. Предприятие может осуществлять технологические, маркетинговые, организационные либо несколько типов инноваций одновременно. В зависимости от этого рассчитываются разные показатели уровня инновационной активности.

Ключевые слова: инновационная среда, инновационное предприятие, рейтинг, инновационная привлекательность, наукоемкость территории, научный потенциал организаций

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Методологической основой разработки и совершенствования оценки инноваций служит система статистических показателей инновационного потенциала, формируемая на основе систематизированных результатов анализа зарубежного и отечественного опыта исследования инноваций в виде, отвечающем требованиям государственной научно-технической и инновационной политики и гармонизированном с международными стандартами ОЭСР и Евростата [1].

Инновационный потенциал в сумме его показателей

В составе системы показателей инновационного потенциала выделяются характеристики инновационных предприятий, ресурсов научных исследований и инновационной деятельности, их результатов (непосредственных, создаваемых собственно в сфере науки и инноваций, и опосредованных, получаемых от применения научно-технических достижений и инновационной продукции в экономике и обществе и отражающих эффект функционирования системы), внутренних и внешних связей, отражающих целевую ориентацию инновационной деятельности, и др.

Всю совокупность показателей инновационного потенциала в работе [2] предлагается систематизировать следующим образом:

1. Основные показатели инновационной деятельности: совокупный уровень инновационной активности; уровень развития технологических, организационных и маркетинговых инноваций.

2 . Число и состав организаций, осу ществлявших инновационную деятельность, и виды инновационной деятельности: организации по видам инновационной деятельности; организации по видам кооперационных связей; малые инновационные предприятия.

3. Объем и структура текущих и капитальных затрат на технологические, организационные и маркетинговые инновации: показатели затрат на технологические инновации; показатели затрат по видам инновационной деятельности; показатели затрат по типам инноваций; показатели затрат по источникам финансирования; показатели затрат на организационные инновации; показатели затрат на маркетинговые инновации.

4. Объем инновационных товаров, работ, услуг: показатели объема инновационных товаров, работ, услуг; показатели новизны инновационных товаров, работ, услуг: товары, работы, услуги, новые для рынка, товары, работы, услуги, новые для фирмы, усовершенствованные товары, работы, услуги; показатели экспорта инновационных товаров, работ, услуг; показатели объема товаров, работ, услуг, произведенных с использованием маркетинговых инноваций.

5. Показатели результатов инновационной деятельности, позволяющие оценить степень их влияния на экономическое развитие: расширение ассортимента товаров, работ, услуг; расширение рынков сбыта или доли рынка; улучшение качества товаров, работ, услуг; увеличение занятости; усовершенствование производства.

6 . Показатели технологического обмена, характеризующие процессы приобретения и передачи новых технологий: показатели приобретения технологий; показатели передачи технологий; показатели технологического обмена по формам приобретения (передачи) технологий.

7. Показатели интенсивности кооперационных связей организаций реального сектора экономики в сфере исследований, разработок и инноваций: показатели постоянной кооперации; показатели кооперации в рамках конкретного проекта; показатели разовой неформальной кооперации, не связанной с конкретным проектом; показатели кооперации по странам и регионам; показатели кооперации по типам партнеров.

8. Показатели источников информации для инноваций: показатели внутренних источников информации; показатели рыночных источников информации; показатели институциональных источников информации.

9. Показатели используемых методов защиты изобретений, научно-технических разработок: показатели формальных методов защиты; показатели неформальных методов защиты.

10. Показатели факторов, препятствующих инновационной деятельности: показатели экономических факторов; показатели внутренних факторов.

11. Показатели организационных инноваций.

12. Показатели маркетинговых инноваций.

13. Общие организационно-экономические показатели: жизненный цикл товаров, работ, услуг; основные рынки сбыта; инвестиции в основной капитал; среднесписочная численность работников.

Наиболее дискутируемыми индикаторами в ряду ключевых характеристик инновационного развития экономики являются:

а) число организаций, осуществлявших технологические инновации;

б) рассчитываемый на его базе показатель уровня инновационной активности.

Здесь возникает вопрос, на основании каких признаков организация относится к категории инновационных. В связи с тем, что статистическое наблюдение за инновационной деятельностью осуществляется в России ежегодно, идентификация инновационных организаций проводится по факту произведенных ими в отчетный период (год) затрат на технологические, организационные или маркетинговые инновации. При этом не учитывается, производятся затраты на какой-либо один из видов или на все виды инновационной деятельности, является данная инновация завершенной в отчетном году или переходящей на будущий период. В случае, если затраты произведены, организация попадает в число инновационных.

Активность рождает новизну

Показатель уровня инновационной активности характеризует, по своей сути, предприимчивость организаций и предприятий в реализации нововведений, их инициативность в поиске и определении направлений, сроков и видов инновационной деятельности, формировании кооперационных связей для разработки инноваций, участия в совместных научно-исследовательских проектах, приобретении новых технологий. Предприятие может осуществлять технологические, маркетинговые, организационные либо несколько типов инноваций одновременно. В зависимости от этого рассчитываются разные показатели уровня инновационной активности.

Обобщающим является совокупный уровень инновационной активности, рассчитываемый на основе отношения количества предприятий, осуществлявших хотя бы один из типов инноваций, к общему числу обследуемых за определенный период времени предприятий в стране, отрасли, регионе. Кроме того, уровень инновационной активности определяется по каждому типу инноваций отдельно. В этих целях рассчитывается удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации по отношению к общему числу организаций.

Ключевое место в программе статистических обследований инновационной деятельности занимают показатели затрат на инновации, что обусловлено их экономической значимостью. Для решения различного рода аналитических задач используется несколько видов классификаций инновационных затрат, позволяющих определить современные приоритеты инновационной деятельности и выявить сложившиеся диспропорции. Весьма информативной представляется группировка затрат по видам инновационной деятельности, а также по видам экономической деятельности, структурированным по уровню наукоемкости отраслей. Не менее важна классификация затрат по типам инноваций, отражающая их целевую ориентацию и дополненная показателями затрат на организационные и маркетинговые инновации.

Для оценки данных об инновационной деятельности применяются классификации инновационных затрат по видам инновационной деятельности; по видам затрат (текущие, капитальные); по источникам финансирования.

В инновационных обследованиях используются два способа измерения соответствующих затрат: измерение совокупных расходов на инновационную деятельность предприятия за данный год или период (субъектный подход); измерение совокупных расходов на конкретные инновации, реализованные в течение данного года или данного периода независимо от того года, когда были произведены расходы (пообъектный подход).

Измерение результативности инноваций базируется на оценке показателей деятельности инновационных предприятий, объемов инновационной продукции и ее структуры с позиций уровня новизны. В этой связи осуществляется сопоставление показателей объемов отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по предприятиям, осуществлявшим и не осуществлявшим технологические инновации. Практика показывает, что к нововведениям способны в основном крупные, экономически состоятельные предприятия, интегрированные в корпоративные структуры, инновационные предприятия в среднем в пять-шесть раз крупнее и по численности работников, и по объемам выпускаемой продукции.

На основе требований рынка

Инновационная продукция представляет собой продукцию, подвергавшуюся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям.

Методологией статистического исследования предусмотрена оценка нескольких уровней новизны инновационной продукции, в частности, выделяется принципиально новая продукция; продукция, новая для предприятия и усовершенствованная продукция.

Важнейшими в этом ряду являются первые два уровня, т.е. принципиально новая продукция, к которой относится вновь внедренная или значительно усовершенствованная продукция, новая не только для предприятия, но и для рынка, а также продукция, новая для предприятия, которая не обязательно является новой для рынка. Эти индикаторы являются важнейшими характеристиками, используемыми статистической службой Европейской комиссии (Евростатом) в целях сравнительной оценки инновационной деятельности стран Европейского союза и ряда других стран мира.

Самый низкий из рассматриваемых уровней новизны инновационной продукции относится к усовершенствованной продукции, являющейся результатом осуществляемых процессных инноваций. Это уже производимая на предприятии продукция, параметры которой в значительной степени улучшены или модифицированы [3].

Отечественная экономика нуждается и в том и в другом типе технологических инноваций, но именно продуктовые определяют инновационную составляющую развития российской экономики. Однако на их долю приходится менее половины (47%) всех затрат в промышленном производстве. Выгодно отличаются от среднего уровня высокотехнологичные и среднетехнологичные отрасли высокого уровня, где эта доля затрат превышает две трети всех расходов на инновации.

Особого внимания в связи с оценкой качества инновационной деятельности заслуживают индикаторы, характеризующие научные исследования и разработки, осуществляемые в организациях промышленного производства.

Сегодня структура затрат по видам инновационной деятельности отличается серьезными диспропорциями в направлении использования средств на приобретение овеществленных технологий. Так, более половины средств, направляемых на инновации, расходуется на приобретение машин и оборудования (54,6% в 2006 г.).

Как известно, инновационная продукция существенно различается по уровню новизны. Идентификация трех ее уровней – принципиально новой, новой для предприятия и усовершенствованной продукции – предоставляет возможность дифференцированной оценки результативности инноваций. С реальным обновлением производства связано чуть больше половины инновационной продукции, а именно, 53% ее объемов составляет вновь внедренная на предприятии продукция. C позиций рыночной новизны эта продукция, в свою очередь, подразделяется на новую для предприятия и новую для рынка, то есть, по сути, принципиально новую. Доля последней в общей структуре инновационной продукции составляет всего лишь 10,3%, в высокотехнологичных отраслях, изначально нацеленных на выпуск продукции высокого уровня новизны, этот индикатор вдвое больше (23,2%). Продукция новая для предприятия, но уже известная на рынках, составила в 2006 г. в целом по промышленному производству 42,4%.

По низкотехнологичным отраслям, наиболее тесно связанным с самым массовым потребителем – населением страны и как следствие наиболее чутко реагирующим на изменяющийся спрос, этот показатель достигал наибольшей величины – 60%.

Значительная часть инновационной продукции основана на процессных инновациях (т.е. уже выпускаемая на предприятии продукция, подвергавшаяся усовершенствованию и характеризуемая самым низким уровнем новизны), ее доля составляет 47% по отношению к общему объему инновационной продукции. Самыми консервативными в фактическом распределении инновационной продукции по уровню новизны являются среднетехнологичные отрасли как высокого, так и низкого уровня, где более 60% относится к усовершенствованной, а доля новых товаров даже меньше, чем в низкотехнологичных отраслях экономики.

Собственно, эти отрасли, предприятия которых производят большую часть инновационной продукции и тратят основную часть средств на инновации, и определяют общий низкий уровень новизны инновационной продукции.

Вывод

Из вышеизложенного следует, что дальнейшего совершенствования требует решение вопроса системы оценок результирующих характеристик в инновационной сфере, включая как непосредственные результаты инноваций, так и их сопоставление с произведенными затратами. В целом необходимо более полное исследование научного потенциала организаций реального сектора экономики.


Источники:

1. Кузнецова И.А., Гостева С.Ю., Грачева Г.А., Методология и практика статистического измерения инновационной деятельности в экономике России: современные тенденции: – М.: НП «Редакция журнала «Вопросы экономики», 2008 (№ 5).
2. Кузнецова И.А., Гостева С.Ю., Грачева Г.А. Методология и практика статистического измерения инновационной деятельности в экономике России: современные тенденции. – М.: Вопросы статистики, 2008 (№ 5).
3. European Innovation Scoreboard [Электронный ресурс] // http://www.proinno-europe.eu/page/admin/uploaded_documents/European_Innovation_Scoreboard_2007.pdf.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:45