Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2011

Развитие культуры предпринимательства: фракталы как модель и источник предпринимательского потенциала

Бодункова Анна Григорьевна, соискатель, кафедра менеджмента Института права и управления, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Чёрная Ирина Петровна, доктор экономических наук, профессор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия

Development of entrepreneurial culture: fractal as model and source of entrepreneurial potential - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
Современная экономика испытывает необходимость в гибких, восприимчивых к постоянно меняющимся потребностям окружающей среды организациях. Особенностью таких фрактальных организаций является их способность к самоорганизации, динамичность кросс-организационной структуры, синергизм профессиональных компетенций сотрудников, открытость и предпринимательский характер организационной культуры. Комбинаторные выгоды от использования нематериальных ресурсов компании дают фракталам конкурентные преимущества и потенциал для развития.
Цитировать публикацию:
Бодункова А.Г., Чёрная И.П. Развитие культуры предпринимательства: фракталы как модель и источник предпринимательского потенциала // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 97-103.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Происходящие в современной экономике процессы экономисты все чаще рассматривают с точки зрения биологии, которая «описывает жизнь, ее обновление и движение. Случайные и рази-тельные изменения более схожи с быстро меняющимися формами, необходимыми организациям сегодняшнего дня». От менеджмента, по мнению Лэйфа Эдвинссона, в «…новую эпоху неопределенности требуются гораздо большая гибкость и отзывчивость, … способность реагировать таким образом, чтобы снизить уровень неопределенности и обеспечить организации достаточную подвижность» [1, с. 132].

Определение термина

В этой связи в качестве модели развивающихся социально-экономических систем интересна теория фракталов или фрактальных организаций [2; 3]. Фрактал (лат. fractus – дробленый, сломанный, разбитый) – термин, введенный в оборот французским физиком Бенуа Мандельбротом и означающий сложную геометрическую фигуру, обладающую свойством самоподобия, то есть составленную из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком [4, с. 157-232].

По мнению Х.-Ю. Варнеке, фрактал – это самостоятельно действующая структурная единица предприятия, основными принципами деятельности которой являются [4, с. 157-232]:

• самоорганизация;

• ориентация на сложные цели;

• прозрачность процесса и параметров;

• мотивация сотрудников;

• кооперация вместо конфронтации;

• понимание целей;

• отношение к качеству как к само собой разумеющемуся;

• осознание условий внутренней и внешней конкуренции.

Фракталы способны осуществлять свою деятельность, поскольку они распоряжаются ресурсами для обеспечения этой деятельности и обладают необходимой степенью свободы для действия и принятия решений. Они постоянно пересматривают свои цели, результаты деятельности и характеристики, адаптируя их к требованиям рынка [5]. Отличия фрактальной организации от традиционной представлены в табл. 1.

Таблица 1

Отличия традиционной и фрактальной организации [6, P.1626-1640; 7]

 

 

 


Исследуя фрактальную организацию, Х.-Ю. Варнеке выделил потенциал и эффекты развития, которые могут быть дополнены комбинаторными выгодами от использования нематериальных ресурсов компании (табл. 2).

Таблица 2

Потенциал и эффекты развития фрактальной организации
[4; 8, с. 374; 9, с. 111-119, 125-127]

 

 

 

Комбинаторные выгоды, как подчеркивает автор термина японский экономист Х. Итами, представляют собой оптимальный комплекс стратегических преимуществ, основанный на использовании нематериальных (невидимых) активов, позволяющий капитализировать сильные стороны компании и «маскировать» слабые. Комбинаторные выгоды возникают, когда деятельность компании в одной из областей создает ресурсы, которые она может использовать в других областях своей деятельности.

Кроме того комбинаторные выгоды появляются при продаже организацией нескольких видов продуктов, когда значительно увеличивается доверие к компании и привлекательность всех ее продуктов. Эффективное использование ресурсов является результатом статичных комбинаторных выгод, а эффективное накопление ресурсов – результатом динамичных комбинаторных выгод [9, с. 111-119, 125-127].

Особые условия

Развитие фракталов требует создания особой культуры управления и взаимосвязи, стимулирующей деятельность работников компании как предпринимателей [5; 10, с. 339-359.]. Фрактальная динамика, по утверждению Р. Малика, предлагает более глубокое понимание некоторых фундаментальных вопросов организационной культуры, в том числе корпоративной социальной ответственности (КСО): каковы возможные пути развития сферы КСО; есть ли потребность в КСО; как создать прогрессивную и устойчивую экономику; как перевести внимание компании с текущей практики, основанной на согласовании принятых кодексов поведения, на фундаментальный пересмотр целей компании, в основе которого лежит искреннее реагирование на потребности человека, общества и окружающей среды [11].

В соответствии с определением, данным Т.Ю. Базаровым и П.В. Малиновским, предпринимательская культура, отвечающая условиях функционирования фрактальных организаций, характеризуется рыночной управленческой формой, при использовании которой:

• решения принимаются в соответствии с закона-ми рынка, и рынок является основным мерилом их эффективности;

• главным рычагом воздействия на персонал служат деньги;

• руководитель является эффективным, если он обеспечивает своим сотрудникам более выгодные финансовые условия, чем другой руководитель;

• большая часть коллектива представлена активными, пассионарными сотрудниками, ориентированными на такое повышение в должности, которое будет сопряжено с увеличением ответственности, объема выполняемой работы, и соответствующий рост уровня вознаграждения.

Культура предпринимательства

Предпринимательскую организационную культуру характеризуют ценности, определяющие предпринимательскую стратегию и тактику развития организации c учетом интересов ее заинтересованных сторон на принципах корпоративной социальной ответственности.

Культура предпринимательства является субкультурой организации, т.е. культурой группы – фрактала – характеризующейся предпринимательским отношением – деятельностью, сосредоточенной на максимизации полезности, состоящей в постоянных инновациях как средстве приобретения лидерства в хозяйственном процессе [12, с. 15]. Таким образом, важнейшей задачей менеджмента предпринимательской организации становится работа по созданию, распространению и развитию культуры предпринимательства на всех уровнях организации.

Мир бизнеса становится все более взаимосвязанным с миром науки. Современная, стремительно развивающаяся наука становится потенциальным источником вдохновения, импульсом для эволюционных преобразований в мире бизнеса. Возникает необходимость «комплексно-адаптивных систем» – целостных, самоорганизующихся – фрактальных – организаций, способных действовать в живом социально-эмоциональном контексте взаимоотношений, среди живых развивающихся бизнес-организмов.

Именно связующие сети и взаимоотношения (социальный капитал), наряду с такими аспектами человеческого капитала, как знания и эмоциональный капитал (способность и воля действовать) создают благоприятные условия для распространения культуры предпринимательства, основанной на доверии, социальной ответственности, инновационности и актуализации самого человеческого капитала, то есть такой культуры, которая обеспечивает адекватную и быструю реакцию организации на потребности человека, общества и окружающей среды.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. – М. : ИНФРА-М, 2005. – С. 132.
2. Hoverstadt P. The Fractal Organization: Creating sustainable organizations with the Viable System Model Wiley. – 2009.
3. Маслов А. Особенности развития сетевых бизнес структур в России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.polit.nnov.ru/2006/08/17/netbusines.
4. Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие. – М. : МАИК «Наука/Интерпериодика», 1999. – С. 157-232.
5. Sihn W. Fractal Businesses in an E-Business World. The 8th International Conference on Concurrent Enterprising. Rome, Italy, 17-19 June 2002. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.manubuild.net/ projects/408/ICE2002/Business%20to%20 Business/05_Sihn.pdf.
6. Ahmed N. S., Yasin N. M. Inspiring a fractal approach in distributed healthcare information systems: A review//International Journal of the Physical Sciences Vol. 5(11),pp. 1626-1640, 18 September, 2010. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.academicjournals.org/IJPS.
7. Kuehnle H. I. Gidelines for future manufacturing - necessity of a change of organizational structures in industry and ways to the “fractal company”// WEB Journal, 12 March, 2002. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://fstroj.utc.sk/journal/engl/papers/015_2002.pdf.
8. Рубин Ю. Б. Курс профессионального предпринимательства. – М. : Московская финансово-промышленная академия, 2011. – С. 374.
9. Itami H., Roehl T. Mobilizing Invisible Assets, Harvard University Press, 1991. – P.111-119, 125-127.
10. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 339-359.
11. Malik P. Fractal Dynamics and CSR [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.fractalkey.com/protected/Fractal%20Dynamics%20&%20CSR%20-%20white%20paper.pdf.
12. Крутик А.Б., Решетова М.В. теория и методика обучения предпринимательству. – М. : Изд. центр «Академия», 2010. – С. 15.