Динамичное развитие предпринимательской организации на основе института бенчмаркинга

Сидорова Е.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (56), Август 2011

Цитировать:
Сидорова Е.Е. Динамичное развитие предпринимательской организации на основе института бенчмаркинга // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 140-144.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16548822
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Развитие современной теории организации набирает темпы и предъявляет новые требования к концептуальному обоснованию управления процессом динамичного развития организации в современных ситуациях с высокой степенью неопределенности с применением современных методов управления, каким является бенчмаркинг. В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием динамических способностей организации и участием института бенчмаркинга в их формировании.

Ключевые слова: бенчмаркинг, институт бенчмаркинга, динамичное развитие организации, динамические способности организации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современные организации должны поддерживать и создавать конкурентные преимущества в условиях постоянно меняющейся внешней среды. В последние годы большинство исследований в рамках теории организации были направлены на изучение и поиск устойчивых конкурентных преимуществ, основанных на уникальных организационных способностях фирмы, позволяющих ей динамично развиваться и непрерывно совершенствоваться.

Характеристика динамично развивающихся организаций

Основными принципами функционирования динамично развивающихся организаций, по мнению ряда ученых, являются:

• быстрая приспособляемость к любым изменениям во внешней и внутренней среде;

• систематический анализ внешней среды и постоянный контроль своего внутреннего состояния;

• попытка предвидеть грядущие изменения и заблаговременно подготовиться к ним;

• в преддверии изменений разработка многочисленных альтернатив возможного поведения организации и выбора наиболее эффективного варианта. [4]

Динамично развивающиеся организации достаточно легко осуществляют реинжиниринг бизнес-процессов и быстро настраиваются на новый режим работы. Сегодня переход к работе в динамическом режиме – необходимое условие обеспечения жизнедеятельности организации.

Однако для того чтобы организация динамично развивалась, ей необходимо обладать уникальными «динамическими способностями». Концепция динамических способностей была впервые детально рассмотрена в работах Д. Тиса, Г. Пизано и А. Шуена. В своей работе 1997 г. Д. Тис и соавторы определили «динамические способности» как «потенциал фирмы в интегрировании, создании и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия быстро изменяющейся среде» [3].

Организационная способность к изменениям

Для понимания сущности динамических способностей необходимо рассмотреть различные подходы к определению понятия «динамические способности». С этой точки зрения интерес представляет классификация, представленная Д. Коллизом. Автор предложил рассматривать иерархию организационных способностей, состоящую из трех уровней. [2]

Первый уровень – функциональный, который включает способности, необходимые для выживания компании и поддержания ключевых бизнес-процессов. Способности этого уровня – организация доставки или процедуры по контролю качества, например.

Второй уровень непосредственно связан с динамическими способностями, так как он отражает идею необходимости динамического улучшения организационных бизнес-процессов. Р. Амит и П. Шумейкер под таким типом способностей понимают «повторяющийся процесс продуктовых инноваций, производственной гибкости, способности реагирования на рыночные изменения» [1].

Третий уровень иерархии способностей – креативный или предпринимательский, который включает в себя способности, связанные с умением фирмы разрабатывать новые стратегии быстрее, чем конкуренты, путем распознания ценности различных ресурсов. [2] Однако надо учитывать, что процесс распознания должен происходить со скоростью, которая соответствует или превосходит скорость изменений внешней среды. Именно тогда динамические способности организации будут способствовать рыночному успеху компании и повышению ее конкурентоспособности.

Проанализировав существующие подходы к определению динамических способностей организации можно представить их как совокупность:

•способности быстрее конкурентов адекватно понимать сложившуюся на рынке ситуацию и распознавать изменения в потребностях потребителей;

•способности в кратчайшие сроки принимать решения и осуществлять действия в ответ на вызовы рынка, соответствующие новым возможностям или угрозам;

• способности организовать непрерывный инновационный процесс в организации;

•способности быстро и эффективно производить требуемые организационные изменения;

•способности к самообучению и самосовершенствованию.

В то же время ряд исследователей отмечает, что на данный момент существует недостаток в исследованиях, посвященных вопросу механизма создания динамических способностей в организации.

Концепция динамических способностей указывает на сложность поддержания конкурентного преимущества в течение долгого периода без развития способности к изменениям. [7]

Одним из направлений развития организационной способности к изменениям является создание специальных организационных механизмов, таких как организация межфункциональных (или межрегиональных) комитетов и рабочих групп, делегирование полномочий, налаживание обмена информацией между подразделениями, создание организационной инфраструктуры, способствующей, а не препятствующей изменениям в организации. Одним из ключевых элементов такой организационной инфраструктуры, способствующей изменениям, на наш взгляд, может стать институт бенчмаркинга.

Бенчмаркинг и конкуренция

Многие организации во всем мире применяют бенчмаркинг, используя различные его формы, и рассматривают его в качестве инструмента совершенствования бизнеса и достижения конкурентных преимуществ. Бенчмаркинг развивает и расширяет методологию анализа конкурентоспособности. Не ограничиваясь сбором информации о конкурентах на рынке, бенчмаркинг предусматривает также сравнительный анализ их продукции, бизнес-процессов, экономических и финансовых показателей, а также обмен передовым опытом между организациями. Активное привлечение передового опыта позволяет ускорить развитие организации и повысить ее конкурентоспособность и эффективность деятельности [5].

Возникающая в современной экономике информационная неопределенность в процессе обмена передовым опытом между организациями делает необходимым скорейшую институционализацию бенчмаркинга, оформление его в организационные рамки.

Таким образом, бенчмаркинг можно определить как рыночный институт нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса и их внедрения с целью динамичного развития организации. Собранная информация позволяет получить более широкое представление о характере предпринимательской деятельности лидеров конкурентной среды и причинах их успеха, обобщить и использовать их передовой опыт в процессе построения модели динамичного развития предпринимательской организации [5].

Сегодня владение и эффективное использование института бенчмаркинга – неотъемлемое условие рыночного успеха и динамичного развития организации. В результате применения института бенчмаркинга в организации развивается способность к изменениям, и ее функциональные способности, имея механизмы постоянного обновления, становятся динамическими.


Источники:

1. Amit, R., Schoemaker, P.J.H. 1993. Strategic assets and organizational rent // Strategic Management Journal. – Vol.14. – No.1. – Pp. 33-46.
2. Collis, D.J. 1994. Research note: how valuable are organizational ca-pabilities? // Strategic Management Journal. – Vol. – 15, No.8. – Pp. 143-152.
3. Перевод: Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. «Динамические способности фирмы и стратегическое управление» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. – 2003. – Вып. 4. – С. 133-185. – (Менеджмент).
4. Арутюнова Л. М. Теория организации : учебное пособие / Л. М. Арутюнова, Е. В. Пирогова. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 110 с.
5. Сидорова Е.Е. Институциональное обеспечение развития предпринимательской организации: бенчмаркинг : монография / Е. Е. Сидорова / ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. – 176 с.
6. Сидорова, Е.Е. Особенности применения института бенчмаркинга на различных стадиях развития организации / Е.Е. Сидорова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2011. – № 2. – C. 133-137.
7. Андреева Т.Е. Динамические способности фирмы: что необходимо, чтобы они были динамическими? Научные доклады № 2R–2006 / Т.Е. Андреева, В.А. Чайка. – СПб. : НИИ менеджмента СПбГУ, 2006. – 32 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:16:47