Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2011

Приоритеты стратегического планирования в вопросах инновационного развития мегаполиса

Лукашева Наталья Евгеньевна, аспирантка, факультет национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, бухгалтер – главный специалист, муниципалитет внутригородского муниципального образования Чертаново Центральное, г. Москва, Россия

Priorities of strategic planning in questions of innovative development of megalopolis - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 38

Аннотация:
Рассматриваются приоритетные направления стратегического планирования в вопросах инновационного развития мегаполиса на примере города Москвы. В качестве основы рассматриваются нормативные и правовые акты и выделяются наиболее актуальные направления в соответствии со стоящими на пути инновационного развития мегаполиса проблемами с учетом международного опыта.
Цитировать публикацию:
Лукашева Н.Е. Приоритеты стратегического планирования в вопросах инновационного развития мегаполиса // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 77-81.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Мегаполис – современное и очень многообразное понятие. Оно включает в себя и социальный, и экономический, и градостроительный, и много других аспектов.

Существующие классификации городов в качестве определения мегаполиса варьируют численность его населения от 1 до 10 миллионов человек, однако первостепенным и главенствующим остается включение в категорию мегагородов населенных пунктов, где проживают свыше 8 млн человек.

Так, в 1994 г. в мире насчитывалось 22 подобных города, а в 2002 г. стало на 4 больше – 26 городов. В 2002-м же году Москва занимала среди крупнейших мегаполисов мира 15-е место.

Устойчивое развитие расширяет границы городов

Начало третьего тысячелетия совпало с необходимостью перехода человечества на новую форму развития, именуемую как устойчивое развитие (sustainable development). В подготовленных в рамках ООН рекомендациях по показателям (индикаторам) движения страны к целям устойчивого развития наличие и число мегагородов с населением 10 и более млн человек является одной из важнейших тенденций устойчивого развития страны в XXI веке [1].

В настоящее время термин устойчивого развития нашел свое отражение и в законодательных актах Российской Федерации, так в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №536 «Об основах стратегического планирования в РФ» устойчивое развитие Российской Федерации определено как «гармоничные позитивные изменения в важнейших сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, обеспечивающие за счет системы целенаправленных и долгосрочных социально-экономических мер способность Российской Федерации противодействовать внутренним и внешним угрозам национальной безопасности государства» [6].

Однако современные мегаполисы являются деловыми, финансовыми, обра зовательными, культурными и политическими центрами. По своему эко номическому развитию мегаполисы переходят на новый качественный уровень, характерный для постиндустриальной экономики – инновационный путь развития. Концентрированный человеческий потенциал является основой качественно нового развития мегаполисов, а выбор системы управления, учитывающей слабоструктурированные проблемы на долгосрочную перспективу, позволит обеспечить высокий экономический рост таких городов.

Стратегия по плану

Важнейшим фактором обеспечения устойчивого и сбалансированного развития как отдельных регионов, так и страны в целом является стратегическое планирование. Необходимость формирования целостной системы стратегического планирования, способствующей тесной координации между федеральным центром, субъектами РФ, муниципалитетами и гражданским обществом в целом была отмечена Президентом России.

В начале 1990-х годов уже была очевидна необходимость применения методов планирования, однако они отторгалась вследствие ассоциирования с директивным планированием советского времени. Опыт стран Запада с развитой экономикой уже с середины XX века демонстрировал широкое использование плановых инструментов в процессе управления городами, вполне, как оказалось, совместимое с рыночными принципами. В это же время возросла необходимость стратегического планирования развития городов, что было вызвано, прежде всего, невозможностью в краткосрочной и среднесрочной перспективе решить сложные социальные и экономические проблемы, а также сделать более предсказуемыми риски предпринимательской деятельности.

Особенно широкое распространение получили методы стратегического планирования (как национального, так и регионального), основы которого были заложены теоретиками управления коммерческими структурами и применены на практике предприятиями и корпорациями. И здесь следует особо  подчеркнуть различие между стратегией и стратегическим планом, рассматриваемое в трудах многих зарубежных ученых. Наиболее четким и обоснованным представляется мнение У. Кинга и Д. Клиланда о том, что: «стратегическое планирование в общем случае представляет собой процесс определения целей организации (социально-хозяйственной структуры) ... и их изменений ...» [2]. Что касается стратегии, то это управление реализацией плана, или стратегический менеджмент.

Стратегическое планирование подразумевает формирование принципов, определение стратегических целей и направлений, а также реализацию стратегических приоритетов как основного способа достижения определенных на первом этапе стратегических целей.

Таким образом, стратегии социально-экономического развития на федеральном, региональном, местном уровнях необходимо основывать на разработанных, обоснованных и утвержденных приоритетах развития страны в целом. Основные приоритеты социальной и экономической политики определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р. В области создания высококонкурентной институциональной среды на первом этапе инновационного развития российской экономики первоочередной задачей определено развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, создание инфраструктуры международного финансового центра в городе Москве [3].

Необходимость внедрения единой системы стратегического планирования социально-экономического развития страны на основе инновационного потенциала субъектов и муниципальных образований отражена и в проекте Концепции совершенствования региональной политики в России, где в разрезе федеральных округов представлено долгосрочное развитие территорий, перспективных для каждого субъекта Российской Федерации.

Приоритеты социально-экономического развития Москвы

С учетом определенных в концепциях национальных приоритетов, а также долгосрочного развития Центрального федерального округа сформулируем приоритеты социально-экономического развития Москвы как города федерального значения, имеющего статус столицы Российской Федерации:

• социальная ориентированность экономического развития, рост инвестиций в человеческий капитал;

• формирование институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность, рост конкурентоспособности субъектов экономической деятельности и массовое внедрение инноваций;

• технологическая модернизация экономики и формирование на основе сбалансированности ее структуры;

• сосредоточение усилий на развитии науки и образования;

• сбалансированное пространственное развитие, формирование единой системы расселения московского региона.

Социальная ориентация развития экономики обусловлена в первую очередь главным конкурентным преимуществом мегаполиса – человеческим ресурсом. Мегаполис традиционно обладает высокой концентрацией научного и образовательного потенциала, обеспечивает высокий уровень образования населения, но в то же время прослеживаются тенденции к расслоению населения по доходам, высокая плотность населения и его старение.

Институциональная среда позволит активизировать экономику мегаполиса, подстегнуть развитие предпринимательства, что повысит конкурентоспособность субъектов экономической деятельности. Кроме того, в мегаполисе уже сформированы необходимые условия для внедрения новых видов организации бизнеса, успешно применяемых зарубежными компаниями (таких как франчайзинг, аутсорсинг, виртуальные сети), что обеспечит массовое внедрение инноваций.

Для модернизации Москва обладает необходимым научно-технологическим, финансовым и организационным потенциалом. Правительством Москвы была принята Городская целевая комплексная программа создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг., где заложены основы реструктуризации экономики города и определены стратегические направления её развития.

В Москве значительно отстает от мировых показателей уровень развития наукоемких производств и инновационных видов деятельности. Важно наращивать объемы и существенно повышать качество научно-исследовательских работ, проводимых высшими учебными заведениями столицы.

И главным моментом пространственного развития Москвы являются вопросы нерациональной системы расселения, что, в свою очередь, определяет дефицит пропускной способности транспортной сети и мощности энергетических и инженерных систем, повышенную нагрузку на окружающую среду. Развитие мегаполиса в данном направлении позволит предпринять ряд стратегических решений, направленных на вывод промышленных производств за территорию московской кольцевой автодороги, организацию оптовых рыночных территорий вдоль артериальных железнодорожных путей и автомагистралей, снижение концентрации офисных зданий и помещений в рамках центрального административного округа. Подобное решение позволит переориентировать существующую ситуацию в городе в сторону повышения качества жизни населения путем рациональной организации его территории.

В то же время усложняется организационный механизм реализации пространственного упразднения из-за необходимости участия как представителей Москвы, так и Московской области и федеральной власти для согласования и координации их совместных решений.

Определение таких приоритетов обеспечит технологическую модернизацию отраслей реального сектора и сферы услуг, будет способствовать повышению их конкурентоспособности, что позволит задействовать новые факторы экономического роста на основе структурной перестройки экономики. 

Данные приоритеты выступают на первый план при условии выхода экономики страны из кризиса и успешного преодоления его последствий. Однако необходимо отметить, что московский мегаполис, как никакой другой город России, показал низкие структурные изменения, произошедшие под влиянием кризиса.

Вывод

В настоящее время идет разработка Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа, уже представлен проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании в Российской Федерации».

Сформулированные выше приоритеты могут послужить основой при разработке Стратегии социально-экономического развития города Москвы с учетом ее особого столичного статуса, а также города, являющегося крупнейшим мегаполисом России и Европы.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Indicators of Sustainable Development, UN Department for Policy Coordination and Sustainable Development, December, 1994.
2. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика [Текст]. – М.: Прогресс, 1982.
3. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию [Текст]. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.
4. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government. 1992.
5. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст]. – Альпина бизнес Букс, 2005.
6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в РФ».
7. Городская целевая комплексная программа создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
9. Проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации направлен в Правительство Российской Федерации от 05.08.09 №24979-ВТ/02.