Оценка привлекательности инновационных проектов предприятий машиностроительного комплекса Республики Дагестан

Кезинова Н.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (56), Август 2011

Цитировать:
Кезинова Н.С. Оценка привлекательности инновационных проектов предприятий машиностроительного комплекса Республики Дагестан // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 66-70.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16548810

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы интенсификации процесса модернизации российской экономики путем реализации инновационных проектов. Определены перспективные направления развития ведущих предприятий машиностроительного комплекса Республики Дагестан, наиболее значимые факторы, которые должны учитываться при выборе и реализации инновационных проектов.

Ключевые слова: инновации, проекты, оценка, модернизация, Республика Дагестан

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время рост инновационной активности в России приобретает особое значение. Мировая теория и практика убедительно доказывают, что единственным реальным способом преодоления кризисов и спадов в развитии экономики любой страны являются инновации. Именно усиление инновационной активности обеспечивает реальный экономический рост России в ближайшие годы.

Россия всегда славилась своими изобретателями и учеными, но при этом главной проблемой было и остается обеспечение внедрения новшеств – непосредственно инновационного процесса:

• как организовать серийное производство новых продуктов или освоить новые технологии,

• как поддержать промышленные преобразования,

• где найти инвестиции в инновации и т.д.

Только формируя интегрированные знания в области основ создания, развития и условий коммерциализации новых продуктов и технологий, а также методов управления инновационным бизнесом в едином процессе обучения, можно обеспечить необходимое качество подготовки кадров для управления инновациями [4, с. 5].

Настоящее и будущее машиностроительного комплекса Республики Дагестан

Сегодня в состав машиностроительного комплекса Республики Дагестан входят 46 предприятий, из которых 19 – предприятия оборонной отрасли, в прошлом ориентированные на выполнение оборонного заказа и производившие до 90% от общего объема отрасли. При условии использования 70% производственных мощностей комплекс обладает потенциалом, способным производить продукцию на 7 млрд рублей. Удельный вес предприятий машиностроительного комплекса в общем объеме производства составляет всего 17,6% (36,7% в 1990 году). При этом производственный потенциал машиностроительного комплекса используется в среднем на 10-15%. Взятые ведущими предприятиями Республики Дагестан направления по выпуску пользующейся спросом широкой номенклатуры новой продукции приводят к быстрой оборачиваемости вложенных финансовых средств, к резкому сокращению объемов готовой продукции на складах.

Перспективными основными направлениями развития ведущих предприятий машиностроительного комплекса Республики Дагестан в ближайшие годы будут:

• освоение и производство сельскохозяйственной техники, машин для строительных работ;

• оборудования для топливно-энергетических комплексов, современных автомобильных компонентов, сельскохозяйственной авиации;

• дизель агрегатов, современной радиотехнической продукции;

• организация на свободных площадях предприятий сервисных центров по ремонту;

• освоение и производство большой номенклатуры электротехнической и производственно-технической продукции и товаров народного потребления.

Опрос руководителей и ведущих специалистов промышленных предприятий Республики Дагестан показал, что наиболее значимыми факторами, которые должны учитываться при выборе и реализации инновационных проектов являются:

• экономическая эффективность (необходимый объем инвестиций, срок окупаемости проекта, ожидаемая прибыль);

• жизненный цикл инновации (период использования и получения отдачи от инновации);

• новизна инновации (является инновация принципиально новой или улучшающей);

• степень разработанности проекта (научно-исследовательские и научно-конструкторские работы, опытный образец, серийное производство);

• конкурентоспособность инновационного продукта (потенциальный объем сбыта, потребность в инновации, ожидаемая цена и т.д.);

• технологическая осуществимость реализации инновации на предприятии (способность предприятия эффективно использовать инновацию, исходя из собственных технических возможностей).

Факторы, учитываемые при выборе и реализации инновационных проектов

Оценка значимости факторов инновационной привлекательности осуществляется с помощью балльной оценки (от 1 до 6), определяемой на основе опроса ведущих специалистов промышленного предприятия.

При этом наиболее значимый фактор соответствует – 1, то есть максимальному приоритету, а самый незначительный – 6.

Проведенный по такой схеме анализ значимости факторов инновационных проектов (ki) позволяет определить те из них, на которые стоит обращать наибольшее внимание в конкретной ситуации.

В частности, результаты опроса ведущих специалистов предприятий ОАО «Дагдизель», «Завод им. Гаджиева», АО «Авиаагрегат», ОАО «КЭМЗ», ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Электросигнал» показали, что при формировании инновационных стратегий, прежде всего, должны учитываться эффективность и будущая конкурентоспособность инновационных проектов (табл. 1).

Таблица 1

Значимость факторов инновационной привлекательности проектов(на примере ряда промышленных предприятий Республики Дагестан)

Дальнейшую оценку инновационной привлекательности проектов целесообразно проводить на основе расчета количественных показателей, входящих в состав приоритетных факторов, выбранных экспертами, используя методику интервальных оценок числового ряда Фибоначчи.

При определении значимости показателей, включаемых в факторы, необходимо исходить из того, что наименее значимый параметр будет минимальным, он соответствует первому члену числового ряда Фибоначчи. При возрастании значимости показателя это значение будет соответствовать последующим членам числового ряда Фибоначчи. Предельное совокупное значение показателей по каждому из факторов будет равно 1, в случае максимальной его значимости.

В табл. 2 представлены возможные интервальные значения показателей в соответствии с числовым рядом Фибоначчи.

Таблица 2

Интервальные оценки числового ряда Фибоначчи

Применяя теорию Фибоначчи, можно определить количественное значение факторов инновационной привлекательности проектов (табл. 3.).

Таблица 3

Количественная оценка факторовинновационной привлекательности проектов (Pi)

Оценка привлекательности инновационных проектов (Ip.) определяется на основе расчета интегрального показателя по следующей формуле:

где ki – значимость фактора на основе экспертной оценки руководителей и специалистов предприятий;

Pi – количественная оценка фактора инновационной привлекательности проекта.

По результатам расчетов показателей инновационной привлекательности проектов осуществляется их ранжирование. Проекты, получившие наибольшее значение показателя (Ip.), являются наиболее перспективными для реализации в рамках стратегии развития предприятия.

Вывод

В целом можно констатировать, что инновационная деятельность на отечественных промышленных предприятиях отличается от таковой в передовых зарубежных странах не тенденциями, а масштабами, которые будут неизбежно увеличиваться в процессе модернизации промышленности и экономического роста, а также качеством, которое должно повышаться в силу требований конкурентоспособности.


Источники:

1. Балабанов В.С. Инновационный менеджмент : учебное пособие / В.С. Балабанов, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. – М. : АП «Наука и образование», 2008.
2. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул [и др.] – СПб. : АНО «ИПЭВ», 2008.
3. Freeman C. and Soete L. The Economics of Industrial Innovation / London: Pinter, 1997.
4. Freel M., Sectoral Patterns of Small Firms Innovation, Networking and Proximity, Research Policy 32(5):751 – 70, 2003; and Rogers M. Networks, Firm Size and Innovation, Small Business Economics 22 (2): 141 – 53. 2006.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:52:59