Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2011

Переход на цифровое вещание региональных телекомпаний в 2015 году

Молоденков Александр Александрович, преподаватель кафедры экономики, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», филиал «Котельники», Россия

Conversion of regional television companies to digital broadcasting in 2015 - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
В данной статье автор проводит экономическое исследование, посвященное готовности к переходу региональных телекомпаний на цифровое вещание в 2015 году. Автором для получения необходимой информации также было проведено социологическое исследование на предмет готовности телезрителей в регионах к переходу с аналогового на цифровое телевидение. Дано альтернативное решение по проблеме перехода на цифровое вещание региональных телекомпаний.
Цитировать публикацию:
Молоденков А.А. Переход на цифровое вещание региональных телекомпаний в 2015 году // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 28-33.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Телевидение, как и любая другая отрасль, не стоит на месте. Оно также подвержено прогрессам и изменениям. И такое грандиозное изменение должно произойти в 2015 году: цифровизация всей отрасли медиа. В данной статье мы не будем говорить о всей отрасли, а коснемся лишь телевидения, причем одной её части – регионального телевидения, которую рассмотрим не только с позиции телекомпаний, но и телезрителей.

Рыночный вклад медиаотрасли

3 декабря 2009 года было подписано постановление «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» [1], которое и определило дальнейшую судьбу телевизионной отрасли страны. В рамках создания в Российской Федерации единого информационного пространства развитие телерадиовещания необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения обеспечения конституционных прав и свобод человека, доступа к массовой информации, использования духовного и культурного наследия, исторических традиций, соблюдения норм общественной жизни, защиты нравственных ценностей, воспитания патриотизма.

За последние 10-15 лет произошли принципиальные изменения в сфере производства и распространения электронных средств массовой информации и систем массовых коммуникаций.

В настоящее время вклад медиаотрасли в ВВП составляет 1,4%, он сопоставим с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, легкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Однако с учетом опыта развитых стран ее доля в ВВП может составить 2,5-4,5%. 

Согласно прогнозу к 2015 году оборот отрасли может превысить 1250 млрд рублей, из которых на долю телерадиовещания будет приходиться не менее 30%. Кроме того, Россия имеет ряд предпосылок для успешной конкуренции на мировом медиарынке и может занять одну из лидирующих позиций в экспорте продукции электронных СМИ.

В то же время в различных регионах и населенных пунктах Российской Федерации доступность для населения телевизионных каналов значительно дифференцирована.

В силу географических, социальных и экономических причин для 88,5% населения страны единственным источником получения программ телевизионных каналов и радиоканалов является аналоговое эфирное вещание. Возможность получить программы одновременно через эфирные и кабельные сети имеют 11% и через системы спутниковой непосредственной трансляции – около 0,9% зрителей страны. В ближайшее десятилетие эфирное телевидение и радио сохранят свои позиции основного источника социально значимой информации для населения [2].

Будущее телевидения

Федеральной целевой программой цифровизации будет организовано 3 цифровых эфирных пакета (мультиплекс). Первый мультиплекс отдадут Государственным федеральным телеканалам («Первый канал», «Россия» и т.д.). Во второй мультиплекс войдут крупнейшие медиа-холдинги («СТС», «ТНТ» и т.д.). Региональные телеканалы попадут в третий цифровой пакет (мультиплекс). Но серьезной преградой для региональных телекомпаний станет стоимость услуг связи в условиях цифрового вещания. Примерные расчёты озвучил гендиректор РТРС Алексей Малинин: «Если сейчас за распространение своего сигнала телеканал СТС платит 10 миллионов долларов в год, то в мультиплексе будет платить 25–30 миллионов долларов в год».

Предполагается, что плата для региональных телеканалов, которые захотят попасть в 3 мультиплекс будет составлять 10–15 миллионов долларов в год. Телеканалы, которые не смогут попасть в мультиплекс или не найдут альтернативные решения для перехода на цифровое вещание, вынуждены будут покинуть рынок. 

Региональные телекомпании явно не смогут попасть в третий эфирный пакет. Сумма для них очень высока. К тому же население регионов не готово пойти на такой шаг. Причиной тому является необходимость покупать специальную цифровую приставку к телевизору для просмотра цифрового контента (телепрограмм в цифровом качестве). Стоимость приставки варьируется от 2500 до 10 000 тысяч рублей. А также пока теле- зрители смогут смотреть только 1 пакет мультиплекс, который состоит из 8-и обязательных телеканалов. Для эффективного привлечения телезрителей и мотивации спроса на новую цифровую приемную технику мало транслировать один мультиплекс обязательных общедоступных телеканалов. Два канала у телезрителей уже наверняка есть, еще два есть у 75-85% населения, новой для телезрителей будет меньшая часть пакета программ. Наибольший спрос и проникновение ЦЭТВ наблюдается в населенных пунктах с населением менее 20 тыс. человек, где мало кабельных сетей, эфирного телевидения и Интернета. А в больших городах, возможно, придется проводить какие-то специальные кампании по привлечению телезрителей к ЦЭТВ [3]. Для подтверждения или опровержения готовности населения в регионах приобрести специальные приставки и перейти на цифровое телевидение, было проведено социологическое исследование с использованием метода интервью. Было опрошено 3000 (по 1000 человек в каждой области) местных жителей в Московской, Ярославской и Тверской областях. Результаты получились следующие. На вопрос «Готовы ли Вы перейти с аналогово на цифровое телевидение и приобрести цифровую телевизионную приставку стоимостью в 2500 рублей для просмотра 8-и телеканалов в цифровом качестве?» респонденты в Московской области ответили так: «Да» – 7 %, «Нет» – 85% «Затрудняюсь ответить» – 8% , в Ярославской области: «Да» – 3 %, «Нет» – 87% «Затрудняюсь ответить» – 10% и в Тверской области: «Да» – 4%, «Нет» – 91% «Затрудняюсь ответить» – 5% (см. рис. 1). Как видно из проведенного исследования, основная масса региональных телезрителей не готова к переходу на цифровое вещание.

Рис. 1. Результаты опроса респондентов: «Готовы ли Вы перейти с аналогово на
цифровое телевидение и приобрести цифровую телевизионную приставку сто-
имостью в 2500 рублей, для просмотра 8-и телеканалов в цифровом качестве?»

Интернет-вещание

Альтернативным направлением для региональных телекомпаний и телезрителей является Интернет-телевидение. Просмотр видео в Интернете – это очень популярный сервис среди пользователей. Интернет дает возможность совершенно легально смотреть огромное количество контента – как телевизионного, так и фильмового  [4]. Это инновационное и самое перспективное направление на сегодняшний день. У Интернет-телевидения есть совершенно очевидные преимущества – это активное восприятие контента, возможность влиять на него, управлять им. Интернет дает возможность персонифицированному восприятию, а также интерактивности. При создании данного направления не требуется больших финансовых затрат. Согласно исследованиям компании «TNS Россия», объём Интернета с широкополосным доступом (ШПД) в регионах достиг 50% от всего объёма подключенных к сети Интернет домохозяйств. С увеличением скорости доступа в Интернет решается важная проблема скачивания информации и просмотра тяжелого контента. Основной тренд в сети – видео. Плюс ко всему Интернет-телевидение даёт неограниченный выбор контента в тот момент, когда это нужно пользователю. И это далеко не все преимущества данного направления.

Вывод

Бизнес-модель, по которой сейчас работает российское телевидение, в ближайшие несколько лет кардинально изменится. А состав игроков на рынке будет переформирован. Причина – неизбежная цифровизация телерадиовещания 2009-2015 г., которая меньше всего шансов на выживание оставляет региональным телеканалам. Они не входят в круг интересов федеральных властей и крупных каналов, представители которых играют ключевую роль в выборе модели перехода на цифровое вещание.

Как установлено нашим исследованием, региональные зрители пока не готовы к переходу на цифровое телевидение в том виде, который предложен в федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы». На сегодняшний день альтернативой для региональных телекомпаний и телезрителей является Интернет-телевидение.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. N 985 «О федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» (с изменениями от 24 декабря 2010 г.).
2. Концепция «Развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы» Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 1700-р.
3. О. Кислов. Телезрители цифрового эфирного телевещания // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. – 2010. – № 5.
4. Юлия Митрович. Новая эра телесмотрения // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. – 2011. – № 3.