Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2011

Управление негосударственным высшим учебным заведением как социально-экономической системой

Ильина Лидия Николаевна, доцент, кафедра финансов и кредита, Институт управления (г. Архангельск), Россия

Management of private institute of higher education as a social and economical system - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 65

Аннотация:
В условиях реформирования образовательной деятельности большое значение уделяется развитию негосударственного образовательного сектора, что требует пересмотра системы управления в нем. Негосударственный вуз является структурным звеном социально-экономической системы государства и в свою очередь сам выступает как социально-экономическая система, в которой осуществляется взаимосвязь и взаимозависимость элементов и процессов в рамках отдельных подсистем высшего образования, создающих социальные и экономические товары и услуги.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Ильина Л.Н. Управление негосударственным высшим учебным заведением как социально-экономической системой // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 5. – С. 114-118.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Сегодня основным условием усиления экономической и политической роли России и повышения благосостояния населения является рост конкурентоспособности страны. Главным конкурентным преимуществом высокоразвитого государства является его человеческий потенциал, что во многом определяется уровнем образования.

Вуз как система

С начала 1990-х годов в России осуществляется реформирование целей и методов образовательной системы.

Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» регламентировал возможность существования различных форм собственности, что является необходимым, так как опыт развития высшего образования в развитых зарубежных странах доказывает, что эффективное функционирование рынка образовательных услуг возможно только в условиях, когда государственный сектор в образовании дополняется и усиливается негосударственным.

Все это требует пересмотра системы управления высшими учебными заведениями и рассмотрения возможностями управления ими с точки зрения развития социально-экономических систем.

Основные понятия, которые характеризуют вуз как систему, можно представить в виде таблицы (см. табл.на с.116).

Высшее учебное заведение, на наш взгляд, является динамической, саморазвивающейся, адаптирующейся системой, входящей в общую систему образования и науки Российской Федерации. Управление данной системой в нашей стране построено по традиционному иерархическому принципу, предполагающему относительно демократическое согласование основных решений, принимаемых управляющими органами различного уровня.

Среда имеет значение

Негосударственный вуз, будучи структурным звеном социально-экономической системы государства, в свою очередь сам является социально-экономической системой. Общественная среда с определенными характеристиками (общегосударственными отношениями, человеческими ресурсами, научно-техническим потенциалом, социальными отношениями и т.д.) представляет собой внешнюю среду социально-экономической системы высшего учебного заведения.

Социально-экономическая система негосударственного вуза – это взаимосвязь и взаимозависимость элементов и процессов в рамках отдельных подсистем высшего образования, создающие социальные и экономические товары и услуги.

Элементами внешней среды, задействованными при входе в социально-экономическую систему вуза, являются общегосударственные отношения, человеческие ресурсы, научно-технический потенциал, экономические отношения, профессионально-кадровый заказ, социальные отношения, существующие на данной территории.

Система имеет взаимодействие с внешней средой в двух направлениях: как к системе, так и от нее.

Выборка внешних элементов при входе в систему определяется общими целями управления, к которым относят:

1. Учебная деятельность в рамках полученных лицензионных возможностей. 

2. Научная деятельность в объемах научно-практического потенциала вуза.

3. Методическая работа, необходимая для улучшения учебной и научной деятельности системы вуза.

Выход из социально-экономической системы представляет собой итоги деятельности элементов системы в части удовлетворения потребностей общества в рамках определенных целей при входе в систему.

Элементами выхода являются развитые системой отношения, а также определенный объем подготовленных кадров, научные и информационные разработки, методический материал.

Внутренняя среда вуза имеет три взаимосвязанных аспекта:

1. Система вуза – это некое теоретическое построение элементов, существующих в данной организации (отделы, кафедры и т.д.), в совокупности, целостности.

2. Субъекты управления, которые руководят элементами на основе юридически определенных прав 

3. Сложный механизм формирования и использования отношений, существующий в данной системе (организационные структуры, нормы, отношения т.д.).

Взаимодействие этих аспектов и получение определенного результата является атрибутом диалектически понятой системы, при этом каждый из них участвует в создании единого системного качества и является одним из элементов выхода из системы.

Структура внутренней среды

Внутреннюю среду социально-экономической системы негосударственного вуза можно разделить на следующие элементы и их компоненты:

1. Ректорат – вырабатывает стратегию управления системой и концептуально определенные принципы ее деятельности, проводит общую организационную работу по подготовке специалистов.

2. Учебный отдел – обеспечивает организацию учебного процесса и его оснащение учебно-методическими материалами. Работа обеспечивается за счет координации работы кафедр и деканатов.

3. Деканаты – осуществляют организационно-административную работу со студентами и профессорско-преподавательским составом кафедр.

4. Кафедры – основные учебно-научные подразделения высшего учебного учреждения. К спектру их работ относится учебная, методическая, научно-исследовательская и воспитательная работа среди студентов, аспирантов и преподавательских кадров.

5. Аспирантура – занимается научной и педагогической работой путем подготовки научных работников.

6. Студенческое самоуправление – проводит воспитательную, учебную, научную работу среди студентов путем реализации идей наиболее активных участников.

7. Редакционно-издательский отдел – обеспечивает выпуск учебно-методической и научной литературы, периодических изданий студенческого и профессорско-преподавательского состава вуза.

8. Информационно-технический отдел

– обеспечивает программно-информационную работу всей системы и проводит учебную деятельность среди студентов и аспирантов, а также занимается повышением квалификации профессорско-преподавательского состава.

9. Финансовый отдел – обеспечивает финансово-кассовую работу системы.

Выводы

Негосударственное высшее учебное заведение является большой и сложной социально-экономической системой, на управление которой оказывают влияние следующие факторы:

- множественность управления. Для достижения определенной цели необходимо управление со стороны сразу нескольких подсистем и элементов;

- достаточно большое количество целей деятельности системы;

- тесная связь с внешней средой (объемы элементов входа и выхода часто определяются не в системе) и т.д.

Таким образом, современная система высшего учебного заведения, в том числе и негосударственного, сопоставима с крупным производственным предприятием. Являясь сложной научной, социальной, экономической, хозяйственной структурой, она имеет достаточно сложные системы управления, качество функционирования которых определяются через связи с внешней и внутренней средой.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор [Текст]/ Е.В. Вашурина, Н.В. Дрантусова, Я.Ш. Евдокимова, А.К. Клюев, И.А. Майбуров / Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ». – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2006.
2. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П. Экономика и организация управления вузом: Учебник [Текст] / Под ред. В.В. Глухова. – СПб.: Лань, 2004.
3. Веснин В.Р. основы менеджмента: Учебник [Текст]. – М.: Институт международного права и экономики; Триада, Лтд, 1997.
4. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления [Текст]. – М.: Маркет ДС, 2003.
5. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов [Текст]. – М.: Юнити-Дана, 2003.
6. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ, 2008.
7. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: Омега-Л, 2008.
8. Попов В.Н. Системный анализ в менеджменте: Учебное пособие для вузов [Текст] / В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Савченко; Ред. В. Н. Попов. – М.: КноРус , 2007.
9. Коробко В.И. Теория управления: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: ЮНИТИ, 2009.
10. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для вузов [Текст] / Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
11. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов [Текст] / 3-е изд., стереотипное. – М.: Омега-Л, 2010.