Формирование интеллекта современного предприятия: стоимостной подход

Зайцев А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (53), Май 2011

Цитировать:
Зайцев А.В. Формирование интеллекта современного предприятия: стоимостной подход // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 5. – С. 3-9.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16038414
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Предприятие в контексте ресурсного, стратегического и стоимостного подходов к управлению интеллектуальными ресурсами осуществляет переход к высокотехнологичным производствам, инновационным наукоёмким технологиям и производству продукции с высоким уровнем затрат интеллектуального труда. Автор приходит к выводу о том, что данные подходы способствуют осуществлению инновационной деятельности с целью разработки, освоения, практического использования и комме-циализации различных нововведений.

Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегическое управление, экономика знаний, высокотехнологичные предприятия, рыночная стоимость, управление инновациями, интеллектуальные ресурсы



В XXI веке эффективное развитие любой национальной экономики, каким бы высоким финансово-экономическим и научно-техническим потенциалом она не обладала, неразрывно связано с формированием глобальных рынков различных видов ресурсов. Особое значение в условиях инновационной экономики приобретает интеллектуальный капитал, который в значительной степени определяет структуру народного хозяйства, качество производимой продукции, а также эффективность деятельности предприятий различных отраслей. Сегодня функционирование экономики основано на непрерывном генерировании и практическом использовании новых знаний. Такие процессы происходят на фоне интенсивного создания интеллектуальных ресурсов как общества в целом, так и отдельных субъектов народного хозяйства.

Интеллектуальные ресурсы и их содержание

В инновационной экономике интеллектуальные ресурсы представляют собой совокупность идей, методов, инструментов и технологий управления, а также различных форм существования информации. Эти идеи, методы, инструменты и технологии управления, имея научно-производственную, финансово-экономическую, маркетинговую или организационно-управленческую направленность, являются результатом интеллектуальной деятельности персонала предприятия. Важным интеллектуальным ресурсом становится информация, в том числе и информация, образующая секреты производства (ноу-хау), которая составляет коммерческую тайну предприятия. Информация обеспечивает развитие действенных методов импорта новейших достижений, знаний и идей, необходимых для успешного социально-экономического развития предприятия.

Степень развития интеллектуального труда и уровень его участия в производственных процессах становятся факторами формирования мировой экономики, определяющими конкурентоспособность государства, его экспортные возможности и долю в мировом денежном доходе. Вследствие этого проблемы и особенности формирования и управления интеллектуальными ресурсами являются актуальными для большинства хозяйствующих субъектов различных отраслей российской экономики. Актуальность этих проблем обусловлена тем, что важнейшую роль в ускорении перехода России на новый тип экономического роста играют инновации, воплощающие в себе все последние достижения научно-технического прогресса. Поэтому в инновационной экономике знания приобретают доминирующую роль в производстве валового национального валового продукта. Они становятся важным конкурентным преимуществом особенно для предприятий высокотехнологичного сектора народного хозяйства, как на потребительском рынке, так и на рынках труда.

Инновации в развитии высокотехнологичного предприятия означают формирование инновационной среды, активизацию процессов создания различных объектов интеллектуальной собственности. Получение дополнительного дохода за счет уникальных конкурентных преимуществ, приобретённых вследствие использования интеллектуальных активов, становится объектом внимания современных предприятий, поскольку именно эти преимущества способны сыграть решающую роль в повышении конкурентоспособности. Поэтому в современных условиях ведения бизнеса именно знания, а не размер предприятия формируют преимущества перед другими хозяйствующими субъектами на конкурентном рынке.

Интеллектуальные ресурсы в качестве основных факторов производства все чаще преобладают над материальными и финансовыми ресурсами.

Например, в настоящее время компаниям США требуется на 20% меньше материальных фондов для производства продукции в расчете на 1 доллар по сравнению с прошлым веком [1].

Таким образом, конкурентные преимущества предприятия в условиях инновационной экономики во многом определяются квалификацией и креативным потенциалом персонала, а также использованием эффективных методов управления, создающих условия для раскрытия личного и коллективного творчества. В этой ситуации для высокотехнологичных предприятий интеллектуальные ресурсы становятся основой формирования стратегических конкурентных преимуществ.

Кроме того, в современных условиях стратегию развития национальной экономики, отдельных отраслей и предприятий во многом определяют процессы глобализации. На уровне высокотехнологичных предприятий данные процессы приводят к необходимости ведения и развития инновационного бизнеса в условиях тесной интеграции различных составляющих предпринимательского потенциала с учетом ограниченности ресурсов. Поэтому стратегическим направлением менеджмента является определение путей формирования, совершенствования и рационального использования ресурсов (в первую очередь интеллектуальных ресурсов) на уровне макро- и микроэкономической системы. В такой ситуации высокотехнологичные предприятия, деятельность которых имеет ярко выраженную инновационную направленность, вынуждены концентрировать материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы на приоритетных направлениях научно-технического прогресса, решая задачи, связанные с созданием новшеств и новых видов услуг, наилучшим образом отвечающих требованиям высококонкурентного рынка.

Управленческий инструментарий

Руководству высокотехнологичного предприятия необходимо принимать во внимание, что процессу формирования интеллектуальных ресурсов должен предшествовать тщательный анализ существующих проблем развития инновационного бизнеса в неопределённой среде. Решение этих проблем требует серьёзного углубления знаний о наукоемких, в том числе и информационных технологиях. В сфере управления интеллектуальным потенциалом персонала проведение детального исследования экономической сущности интеллектуальных ресурсов, особенностей их формирования, развития и использования является существенным элементом реализации конкурентной стратегии. В эту стратегию поиск инструментов и методов эффективного управления интеллектуальными ресурсами включается как значимое мероприятие. Это значит, что при рассмотрении интеллектуальных ресурсов как фактора осуществления предприятием эффективной инновационной деятельности в условиях изменяющейся предпринимательской среды не только анализируется стратегия развития интеллектуальных ресурсов в условиях глобализации экономики, но и предлагаются механизмы повышения эффективности их использования при формировании конкурентных преимуществ.

На основе проведенных исследований эффективности внутрипроизводственного управления интеллектуальными ресурсами менеджмент разрабатывает специальные управленческие инструменты и методы формирования организационно-экономических механизмов накопления и приумножения интеллектуального капитала высокотехнологичного предприятия. Важное практическое значение в управлении интеллектуальными ресурсами имеют инструменты управления знаниями.

Интеллект способствует росту

Современная концепция управления интеллектуальными ресурсами высокотехнологичных предприятий рассматривает такое управление в контексте ресурсного, стратегического и стоимостного подходов. Ориентация предприятия на рост рыночной стоимости за счет активизации инновационных факторов, совершенствования системы управления интеллектуальными ресурсами и постоянной трансформации существующих знаний в новые знания позволяет кардинальным образом повысить конкурентоспособность предприятия.

Поэтому стратегической целью управления высокотехнологичным предприятием является рост его рыночной стоимости. Эта стоимость образуется в результате соединения в инновационном бизнесе финансовой и интеллектуальной составляющих капитала предприятия. На рисунке (см. на с. 8) представлена схема формирования рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия. С точки зрения принадлежности финансовых ресурсов они включают в себя собственный и заёмный капитал предприятия. Однако инновационная направленность деятельности предприятия (особенно если предприятие ориентируется на создание прорывных инноваций) приводит к тому, что для успешного функционирования на высококонкурентных рынках наукоемкой продукции недостаточно располагать только финансовым капиталом. В этих условиях необходим интеллектуальный капитал, который включает в себя интеллектуальные активы и человеческий (трудовой) капитал [1].

Рис. Схема формирования рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия

Выводы

Таким образом, предприятие, реализуя концепцию управления интеллектуальными ресурсами в контексте ресурсного, стратегического и стоимостного подходов, осуществляет переход к высокотехнологичным производствам, инновационным наукоёмким технологиям и производству продукции с высоким уровнем затрат интеллектуального труда. Это предполагает, что предприятие будет реализовывать инновационную деятельность, целью которой является разработка, освоение, практическое использование и коммерциализация различных нововведений.

На основе рассмотренных подходов к стратегическому управлению интеллектуальными ресурсапредприятия высокотехнологичного сектора экономики международным авторским коллективом была подготовлена и издана монография под названием «Интеллект современного предприятия» [1].

Особое внимание в этой работе уделено вопросам управления интеллектуальным капиталом, интеллектуальными ресурсами и интеллектуальной собственностью. Читатель может подробно ознакомиться с практическими инструментами управления интеллектуальными ресурсами, включая инструменты управления знаниями, а также с механизмами воздействия инновационных изменений на систему управления интеллектуальной деятельностью и методиками диагностики систем управления высокотехнологичного предприятия.


Источники:

1. Николаев С.Д., Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Интеллект современного предприятия [Текст]. – М.: Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:02:44