Процессы мобилизации банковского сектора РФ

Редькин О.Б.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (52), Апрель 2011

Цитировать:
Редькин О.Б. Процессы мобилизации банковского сектора РФ // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 4. – С. 128-132.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15619469
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Дана оценка «мобильным» процессам в банковском секторе РФ. Рассмотрена концептуальная модель института мобильного банкинга; определены ключевые точки инвестиционных процессов инновационного развития в банковском секторе; рассмотрен прогноз развития мобильного банкинга в РФ; проанализированы основные тенденции функционирования банковского сектора.

Ключевые слова: инновации, информационные технологии, банковский сектор, экономика знаний, мобильный банкинг



Динамика и вектор развития экономики страны постоянно находятся под воздействием множества факторов, среди которых особую роль приобретает развитие в направлении перехода к научно-информационному этапу «общества четвертой формации». Немаловажную роль в этом играет усиление роли банковского сектора, продемонстрировавшего за последние 10 лет высокие темпы роста [1,2], связанные с экстенсивным развитием.

Стратегическое развитие банковского сектора РФ

В соответствии с предложенным Правительством РФ и Банком России проектом «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015г.» [3] предполагаются структурные изменения в банковском секторе и переход к интенсивной модели развития на ближайшую перспективу (табл. 1). Предложено существенно расширить предложение банковских услуг в Российской Федерации, в том числе за счет применения современных информационных банковских технологий. В связи с этим в условиях обостряющейся конкуренции первостепенным вопросом для банков становится развитие новых технологий.

Мобильность управления финансами имеет высокую значимость в развитии банковских услуг, особенно направление быстрого перевода денежных средств между клиентами, осуществление коммунальных платежей. Круглосуточная доступность услуг является сегодня одним из конкурентных преимуществ банка. Мобильный аппарат становится универсальным средством коммуникаций, с помощью которого возможно осуществление широкого спектра услуг (оплата проезда в общественном транспорте и т.д.).

Тенденции развития современных банков таковы, что они последовательно, а зачастую параллельно активно развивают дистанционные каналы управления банковскими счетами, стремительно расширяют функционал предоставляемых услуг. Мобильный банкинг соединяет в себе оба подхода, существенно снижая затраты на обслуживание клиентов.

Операционное самообслуживание менее затратно по сравнению с обслуживанием в офисе и существенно позволяет увеличить количество обслуживаемых удаленных клиентов.

Концептуальная модель мобильного банкинга

Мобильный банкинг – банковская технология, которая используется для осуществления клиентом банка отдельных (определенных) операций: банковских (проверки баланса, операций по счету, платежей, кредитных операций и т.д.), брокерских и нефинансовых операций (информирование о проведенных транзакциях) посредством мобильных телекоммуникационных устройств. Мобильный банкинг использует преимущество банковских и финансовых услуг с помощью телекоммуникационных мобильных устройств.

Рынок мобильных технологий является одним из самых быстрорастущих в мире. Согласно данным Ассоциации GSM, количество абонентов мобильной связи составляет (на 01.01.10 г.) 2,5 млрд абонентов, из них 2,0 млрд абонентов GSM. Активно используется технология 3G, что позволяет заметно увеличить скорость и объем передаваемой информации в единицу времени (передается не только текстовая информация), банки среди своих услуг начинают предлагать и услуги биржевой торговли, например ВТБ 24 предоставляет услуги «Телебанк» и «Мобильный брокер».

Мобильный банкинг востребован в отдаленных и сельских местностях, где до отделений банков приходится преодолевать значительные расстояния, но основное развитие этой услуги осуществляется в крупных и развитых центрах.

Ключевыми факторами развития рынка мобильного банкинга являются:

• качественные изменения в банковской сфере, переход на интенсивную модель развития финансового сектора, активное использование информационных и банковских инноваций, расширение рынка банковских продуктов для населения и предприятий, глобализация и интеграция финансовых рынков и т.д.;

• количественные изменения в экономике: активный рост с конца 1990-х годов инвестиций в сферу новейших информационных технологий, вызвавший бурный рост информационных систем банковского сектора;

• прочие факторы: рост числа «зарплатных» проектов, преимущества пластиковых карт, получение депозитных процентов, развитие технологии, активные маркетинговые мероприятия по продвижению кредитных карт на рынке, расширение рынка обслуживания.

Прогноз развития мобильного банкинга в РФ

В исследовании [7] дан прогноз развития рынка мобильного банкинга на 2010-2015 гг. В основе прогноза лежит гипотеза о высокой степени детерминированности вариации критериальной переменной предикторами. Рассчитан кумулятивный рост рынка. В качестве объясняющих факторов были проанализированы следующие предикторы: ВВП как определяющий фактор (исходя из прогноза темпов роста данных в [4,6]); объемы следующих рынков: розничного товарооборота, платных услуг населению, наличного оборота, безналичного оборота, переводов со счетов в банк, дистанционного обслуживания, банковских карт, интернет-банкинга.

В результате исследования получены следующие данные развития мобильного банкинга: абсолютный прирост равен 280-ти миллионам долларов США. Общий рост за 5 лет (с 2010 по 2015 гг.) составит 190,9%. Объем мобильных платежей и банкинга в 2015 г. составит 880,1 млн долларов США.

Мобильный банкинг является лидером роста по среднегодовым (2010-2015гг.) темпам прироста 19,8% по сравнению с тесно коррелирующими рынками: переводы со счетов в банк – 13,2%, банковские карты – 16,7%, безналичный оборот – 13,9%.

Современные тенденции в банковском секторе, такие как рост популярности интернет-банков, существенно снижающих транзакционные расходы; очень емкий рынок платежей по банковским картам, развивающийся параллельно с рынком электронных платежей [5]; рост безналичного оборота, обуславливают рост и мобильного банкинга, оказывают на него интегрированное воздействие и выводят его, по темпам роста, в лидеры среди рассмотренных рынков.

Вывод

Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что внедрение инноваций в банковский сектор тесно связано с инвестиционными процессами в мировом финансовом секторе, что делает этот процесс неизбежным для всей банковской системы, а их уровень определяется большим числом факторов, которые выделяются в различные направления в решении этой задачи.

Мобильный банкинг будет все глубже проникать в банковский сектор и широко распространяться среди пользователей банковских услуг, что в свою очередь снизит стоимость оказанных услуг для конечного потребителя. Возможно рассмотрение и тенденции по вытеснению мобильным банкингом в обозримой перспективе других технологий средств платежа, например банковских карт, что требует дополнительного анализа.


Источники:

1. Бюллетень банковской статистики [Текст]. – 2010, № 12.
2. Отчет о развитии банковского сектора в 2009 г. [Электронный ресурс] // http://cbr.ru/publ/root_get_blob.asp?doc_id=8669.
3. Проект Правительства РФ и Банка России «Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015г» [Текст].
4. Global Recovery Advances but Remains Uneven // World Economic Outlook Update, January 25, 2011 5. Обаева А.С. Национальная платежная система: инфраструктура, инновации, перспективы развития [Текст] // Деньги и кредит, 2010.
6. www.gks.ru [Электронный ресурс]. – Федеральная служба государственной статистики России.
7. Редькин О.Б., Коротков А.В. Управление инвестиционными процессами в банковском секторе (на примере развития мобильного банкинга в РФ) [Текст] // Актуальные вопросы экономики и права. – 2010, № 12.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:47:13