Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»1 / 2011

Об оценке конкурентоспособности и создания инновационных товаров

Абрамов Егор Геннадьевич, канд. экон. наук, генеральный директор Издательского центра РАИНП, Россия

Мельников Олег Николаевич, д-р экон. наук, профессор, кафедра «Менеджмент», Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Алабужев Дмитрий Сергеевич, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Assessment of the competiveness and creation of innovative product - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 33

Аннотация:
В статье раскрывается один из подходов к оценке конкурентоспособности товара, базирующийся на том, что конкурентоспособность любого товара является двухфакторной категорией, одновременно зависящей как от уровня инновационных приращений к существующим образцам товара, так от периода времени (определенного как конкурентоспособный), за который эти изменения вносятся.
Цитировать публикацию:
Абрамов Е.Г., Мельников О.Н., Алабужев Д.С. Об оценке конкурентоспособности и создания инновационных товаров // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 1. – С. 68-74.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Способность любого нового экономического продукта быть конкурентным определяется уровнем приращения технических, организационных, управленческих, коммерческих и тому подобных характеристик, отличающих его от предшествующих образцов. Синергия воздействия этих приращений на потребителя и определяет инновационную сущность конкурентоспособности нового продукта. Однако никогда не следует забывать о том, что все приращения в любых направлениях деятельности есть результат интеллектуально-креативной деятельности привлекаемых для этого исполнителей.

Отсюда становится понятным, почему в современных условиях повышение конкурентоспособности организаций может быть обеспечено только за счет постоянного создания новых (инновационных) продуктов, которые бы соответствовали желаниям современного потребителя. При этом создание подобных продуктов должно осуществляться в максимально короткие сроки, определяемые не только непрерывным ростом технического прогресса, но и способностью людей оперативно использовать его достижения.

Оценка конкурентоспособности товара

Оценку степени конкурентоспособности товара можно проводить с помощью определения инновационного уровня, который закладывается в данную продукцию всеми участниками инновационного процесса в конкурентоспособное время. Для этого можно воспользоваться подходом к определению инновационной активности («творческой энергии») специалистов, предложенным, в частности, в работах [1, 2, 3] в следующем виде:

Ки = ΔN / Δt, (1)

где Ки – коэффициент инновационной, или творческой активности участников инновационного процесса;

ΔN – инновационное приращение изменений в том или ином параметре разработки (ΔN = Nнов – Nстар).

Является фактором, характеризующим инновационные возможности организации, обеспечивающие разработку уникальных торговых предложений и помогающим организации в создании собственной рыночной ниши;

Nнов – новые по сравнению с существующими (Nстар) характеристиками объекта;

Δt – конкурентоспособный период времени, в течение которого возможно разработать инновационные изменения ΔN, опережая конкурентов (в крайнем случае, не отставая от них).

Из приведенного подхода следует, что конкурентоспособность как экономическая категория является, как минимум, двухфакторной.

Например, можно предложить рынку товар с совершенно новыми свойствами, но… опоздать, то есть позволить конкурентам это сделать раньше. Можно идти впереди конкурентов, предлагая незначительные изменения, но всегда их опережая и т.д.

Два фактора конкурентоспособности

Исходя из того, что товар может быть конкурентоспособным только в сочетании двух факторов уровня инновационных приращений, который должен превышать уровень инновационности существующих на рынке аналогов, и времени выхода с этим товаром на рынок, конкурентоспособность товара может оцениваться следующим образом:

. (2)

Графически коэффициент К можно определить как тангенс угла α (рис. 1), определяемый отношением, представленным в формуле 1.

Рис. 1. Зоны конкурентоспособности инновационного товара

Из рисунка видно, что имеются три зоны конкурентоспособности товара.

Зона 1. Конкурентоспособность товара обеспечивается за счет приращения инновационных характеристик (технических, организационных, управленческих и т.д.) при условии, что конкуренты пока не выходят за пределы конкурентоспособного времени, то есть не уменьшили его.

Зона 2. Конкурентоспособность товара обеспечивается за счет сокращения конкурентоспособного времени (например, ускорился выпуск товара с теми же характеристиками, при условии, что конкуренты не вышли на рынок с товаром, обладающим новыми свойствами).

Зона 3. Зона неконкурентоспособности товара («мертвая» зона), когда товар характеризуется «застойностью» в части наращивания его свойств и отстает от конкурентов по времени выхода с ним на рынок.

«Идеальная» конкурентоспособность товара будет достигаться в случае, когда тангенс угла α будет стремиться к величине, большей, чем 1. То есть, когда и рост инновационных характеристик и уменьшение конкурентоспособного времени будет происходить сбалансировано и одновременно.

Примеры из практики 

Различные подходы к созданию новых продуктов, изображенных на рис. 1, можно представить на примере деятельности компаний в Японии и в Китае. Японские компании чаще всего стремятся создать принципиально новые продукты, уровень которых превышает существующий уровень аналогичных продуктов, имеющихся на рынке. При этом разработка ведется фактически с нуля, проводятся сначала научно-исследовательские, затем опытно конструкторские работы. Данный подход весьма затратен для организаций, что приводит к повышению стоимости товара для конечного потребителя.

С другой стороны китайские компании приобретают лицензии, патенты, либо осуществляют производство продукции на основании разработок, произведенных западными компаниями, что позволяет им создавать продукты не с нуля, сокращая, таким образом, требуемое время вывода нового продукта на рынок. Данный подход менее затратен, а производимые продукты при таком подходе имеют меньшую себестоимость и могут быть произведены в больших количествах.

Аналогичный подход может быть применен для оценки конкурентоспособности сотрудника в рамках организации. У различных сотрудников разный уровень знаний и опыта, необходимых для создания товаров нового уровня (увеличения N), а также умений и навыков, необходимых для оперативного выполнения поставленной перед ними задачи (снижения t). Кроме того необходимо учитывать и желание специалистов развиваться, улучшать навыки и постепенно создавать более совершенные продукты своего труда в меньшие периоды.

Три основные характеристики способностей разработчиков инноваций

При рассмотрении возможностей человека осуществлять выполнение какой-либо работы таким образом необходимо рассматривать 3 основные характеристики его способностей:

Умения — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Приобретенные в процессе деятельности умения позволяют совершать стандартные действия быстрее.

Знания, полученные в процессе обучения. Знания в узком смысле означают обладание проверенной информацией (ответами на вопросы) позволяющими решить поставленную задачу. «Опытное» знание – это знание и/или навыки, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий. При значительном уровне знаний человек, как правило, может (но иногда и… не может) выполнять более сложные задания, которые поставлены перед ним руководителем. Значительный объем знаний и опыта должен позволять сотруднику создавать более сложные инновационные продукты.

Желание создавать новые вещи и развиваться, а также передавать накопленный опыт. Зачастую сотрудники, имеющие значительный объем знаний, неохотно переносят его из сферы неявных в сферу явных знаний. Выполнение работ по разработке нового продукта – процесс затратный для любой организации. Однако, проходя процесс разработки один раз, в случае регламентации данного процесса, в дальнейшем на выполнение операции подобного типа, затраты будут значительно ниже. Возможность наращивать опыт и передавать его в дальнейшем крайне необходима руководящему составу для повышения эффективности деятельности сотрудников.

Данный подход может быть применен для оценки способностей конкретного сотрудника.

Например, сотрудник более опытный, но при этом не обладающий навыками работы с современными программными продуктами может выполнять работу, которая требует значительных изменений в производимом продукте, но для данной работы ему может потребоваться значительное количество времени. При выполнении же срочных работ, в которых не будет требоваться серьезных улучшений конструкции, работа должна быть поручена сотруднику, знающему современные технологии и способному оперативно выполнить поставленную задачу на базе имеющихся инструкций и регламентов, за счет умения выполнять поставленные задачи.

При этом следует учитывать, что в результате преобразования приобретенного опыта из неявного вида (опыт человека) в явный (регламент, стандарт, инструкция и т.п.) в организации появляется возможность привлекать менее опытных сотрудников для выполнения более широкого круга задач, таким образом снижая время для разработки более сложных изделий. В результате появляется возможность высвободить опытных сотрудников от выполнения рутинных операций, что увеличивает вероятность создания инновационных продуктов с более значимыми изменениями ΔN. Причем оба этих процесса всегда должны идти параллельно, снижая время, необходимое для выведения инновационных продуктов на рынок.

Вывод

1. Конкурентоспособность инновационного товара должна оцениваться с учетом единства двух факторов – инновационных приращений к существующим характеристикам (техническим, организационным и т.п.), а также конкурентоспособного времени, затрачиваемого на их создание.

2. Инновационные продукты могут создаваться только при условии наличия у специалистов трех элементов внутренней мотивации – знания, умения, хотения (желания).


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Основы наукоемкой экономики (знания-креативность-инновации) : учебник / Под ред. проф. Максимцева И.А. – М.: Креативная экономика, 2010.
2. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – Изд. 2-е, перераб. и дополн. – М.: Креативная экономика, 2010.
3. Мельников О.Н., Голяс С.В. Об обеспечении эффективной динамики интеллектуального труда высокотехнологичных организаций // Креативная экономика. – 2010. – 10. – С. 115-122.