Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»12 / 2010

Знания сотрудников и «инфокомное поле интеллектуально-креативной энергии» их телевзаимодействий в инфоком-менеджменте

Мартынов Ливон Михайлович, Д.э.н., профессор кафедры менеджмента Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Россия

Knowledge of employees and “infocom sphere of intellectual and creative energy” their teleinteractions in the infocom-management - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 41

Аннотация:
Рассмотрена роль информации и знаний при осуществлении управленческой деятельности организаций в условиях современной информационно-коммуникационной среды. Отражён ряд определений понятия «информация», показано как формируемые на её основе знания могут успешно «размножаться» в ходе коммуникаций между людьми.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Мартынов Л.М. Знания сотрудников и «инфокомное поле интеллектуально-креативной энергии» их телевзаимодействий в инфоком-менеджменте // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 12. – С. 47-50.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Эффективное использование нематериальных ресурсов является важнейшей задачей инфоком-менеджмента. При этом компонентами, формирующими его теоретический базис как управления организациями, персоналом в условиях современной информационно-коммуникационной среды (ИКС), являются когнитивные, информационно-знаниевые и другие особенности процессов принятия и реализации решений в такой виртуальной среде. В ней по схеме «мышление-действие» интеллектуально-креативные способности работников организаций реализуются в ходе их теледействий, телесодействий, телевоздействий, телевзаимодействий в схему «знание-поведение». В этом смысле современная ИКС – когнитивная среда.

Знания и среда

Напомним, что термин «когнитивный» означает «соответствующий когниции (от латинского cognition – знание, познание) или познанию, познаваемый». Поэтому, познавая среду своей жизнедеятельности, человек принимает решения на основе знаний. Они формируются как «познавательный результат» учета фактов и факторов, восприятия сигналов и сообщений, обработки и систематизации данных в релевантную информацию для интерпретации её в знания.

Применительно к организациям, осуществляющим свою деятельность в условиях ИКС, такое рассмотрение информации и знаний в их взаимосвязи возможно и допустимо по следующим причинам:

1) индивидуальное знание каждого сотрудника является частью интеллектуального или человеческого капитала организации;

2) информация и знания циркулируют в экономико-управленческих процессах организации;

3) лица, принимающие решения (ЛПР), а также исполнители этих решений являются носителями знаний и могут их многократно использовать для создания новшеств, новаций и их коммерциализации в виде инноваций;

4) при отсутствии в организации требуемых нематериальных ресурсов её сотрудники могут осуществлять их поиск в ИКС соответствующего масштаба с использованием инфокомных связей;

5) сотрудники могут воспринимать, оценивать, усваивать, накапливать, передавать, использовать, создавать новые информацию и знания, обмениваться ими с коллегами, с партнерами в ходе опосредованных коммуникаций в ИКС.

В инфоком-менеджменте взаимосвязь информации и знаний раскрывается с учетом преобладания знаний в процессах, связанных с развитием организации, над информационным обеспечением ее текущего функционирования. Информация характеризует как бы тактический ресурс, а знания – стратегический ресурс, требующий учета логических и эмоционально-интуитивных аспектов «человеческого фактора».

Отсюда следует вполне объяснимое происходящее в последнее время в научном мире признание:

  • возрастания приоритетной роли знаний среди других нематериальных ресурсов как составляющей, «нацеленной в будущее» и формирующей потенциал «мудрости организации» (мы отмечали в наших работах, что это – самый ценный ресурс организации, актуально требующий его глубокого изучения как «ресурса знания причин» происходящих явлений, проблем);
  • тенденций и процессов становления «общества знаний» и формирования «экономики знаний»;
  • актуальности управления знаниями (растёт число работ с результатами научных исследований по поводу такого управления и его методов).

Информация же определяется учеными по-разному (и до сих пор не имеет однозначного определения, кроме того, что она – «не вещество и не энергия»):

Таблица 1

Некоторые определения информации

 
   

Кроме этих определений, напомним также то, что информация, воспринятая, осознанная, проверенная человеком на практике или сопоставленная с накопленным им опытом, с уже имеющимися у него знаниями приводит к убеждениям и концепциям, становится его знанием. Подразумевается, что у каждого человека формируется так называемая «когнитивная структура общего знания субъектов». Важным здесь является то, что новая информация может закреплять имеющиеся знания или порождать возникновение новых знаний. Их же применение в трудовой деятельности способствует реализации интеллектуально-креативного потенциала сотрудника, группы, подразделения, всего коллектива организации.

Информационное взаимообогащение

Процесс управления с точки зрения кибернетического подхода есть процесс взаимодействия субъекта и объекта управления. Он включает в себя сбор сведений об объекте управления (получение осведомительной информации), анализ полученной информации и выбор управляющих воздействий для достижения поставленной цели (обработка информации), реализацию управляющих воздействий (собственно управление). В организации на всех этих этапах присутствуют её сотрудники (и менеджеры, и исполнители) и, следовательно, всегда присутствуют их явные и неявные знания.

Информация и формируемые на ее основе знания являются специфическими ресурсами, основным отличительным признаком которых выступает так называемый «эффект размножения». Он заключается в том, что при передаче или обмене эти ресурсы не только появляются в звене-получателе, но и сохраняются в звене-отправителе коммуникативных процессов. Таким образом, взаимопонимание между людьми налаживается даже в ходе опосредованных коммуникаций и тем самым обусловливает успешное достижение общей цели организации, осуществляющей деятельность в ИКС, в том числе на основе плодотворных телевзаимодействий сотрудников.

К настоящему времени под информацией часто понимают все те сведения, которыми люди обмениваются в ходе коммуникаций, и при этом происходит их взаимообогащение знаниями друг друга. Именно на этой базе совершаются все виды телевзаимодействий и телесотрудничества в ИКС, реализуются интеллектуально-креативные способности сотрудников вплоть до заключения всевозможных и разнообразных «телесделок» по схеме «от телеконтактов к телеконтрактам». В их основе всегда содержатся явные (эксплицитные) и неявные (имплицитные) знания сотрудников сетевых, виртуальных организаций, работающих в условиях ИКС.

Поэтому в ходе развития теории инфоком-менеджмента и его применения в социально-экономической и организационно-управленческой практике необходимо учитывать:

  • «информационно-коммуникационое поле интеллектуально-креативной энергии» телевзаимодействий сотрудников и рассмотренную здесь роль знаний как источника, элемента, измерителя и носителя такой энергии в ходе опосредованных коммуникаций – главного компонента «инфокомного бытия», жизнедеятельности и взаимоотношений людей в виртуальной среде;
  • приоритетное использование знаний для обеспечения взаимопонимания, содействия, взаимодействия, сотрудничества и партнерства в телеинтерактивных процессах;
  • знания не только как ресурс, но в соответствующих случаях и как важнейший фактор, потенциал, актив, капитал организации;
  • особенности той роли знаний персонала, которую они играют в должном формировании, поддержании и развитии организационной культуры в рассматриваемых условиях.

Вывод

В завершение напомним, что «экономика эффективна, если эффективно управление этой экономикой» – такова сущность системной взаимосвязи организационно-управленческих и социально-экономических процессов организаций. Вследствие этого, в частности, в условиях информационно-коммуникационной среды выполняется своеобразный закон «сохранения интеллектуально-креативной энергии инфокомного поля», так как энергия мысли лиц, принимающих решения, в принятом управленческом решении может опосредованно переходить в энергию осознанных действий исполнителей данного решения и не исчезать, сохраняясь в созданной ими интеллектуальной продукции.

Ценность же такой продукции, как социально значимые блага, определяется содержащимися в ней знаниями и ЛПР, и исполнителей. Из этих компонентов, прежде всего, состоят знания сетевой, виртуальной организации, сотрудники которой географически рассредоточены, но коммуникативно взаимосвязаны в такой потенциально творческой среде. Поэтому телевзаимодействия в информационно-коммуникационной среде не менее плодотворны, чем при личных встречах людей.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
2. Мартынов Л.М. Вопросы теории и практики инфоком-менеджмента. – М.: ГУУ, 2008.
3. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент и его информационно-коммуникационное поле интеллектуально-креативной энергии телевзаимодействий. – М.: ГУУ, 2009.