Кульбит экономики

Забелин П.В., Федцов В.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (19), Июль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Забелин П.В., Федцов В.Г. Кульбит экономики // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 7. – С. 3-5.

Аннотация:
На перепутье прошлого и наступившего веков человечество совершает переход на абсолютно новый цивилизованный уровень. Изменения философии хозяйствования и поведения экономических субъектов начинают определяться предпринимательской инициативой работающих. Происходит принципиальное изменение в отношении к материальной составляющей собственности, экономической власти и структуре управления фирмами и организациями.

Ключевые слова: менеджмент, малое инновационное предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, разделение труда, цивилизованная экономика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На перепутье прошлого и наступившего веков человечество совершает переход на абсолютно новый цивилизованный уровень. Изменения философии хозяйствования и поведения экономических субъектов начинают определяться предпринимательской инициативой работающих. Происходит принципиальное изменение в отношении к материальной составляющей собственности, экономической власти и структуре управления фирмами и организациями.

В новой цивилизации отношения партнерства руководителей и исполнителей приходит на смену найма сотрудников организации (фирмы) по контракту. Изменяется характер конкуренции между организациями и странами, экономика приобретает черты “экономики без границ”. Компания как открытая система рассматривает другие фирмы (в том числе в своей отрасли) не столько как “противников на рынке”, а как потенциальных партнеров для создания совместных предприятий.

Сложная наукоемкая продукция имеет много отдельных компонент, связи между которыми определяются государственными и международными стандартами. В настоящее время есть тысячи стратегических союзов различного вида, в том числе по разработке стандартов (например, на цифровую запись на компактных дисках, на цифровое телевидение, системы управления качеством продукции и т.д.).

Современная стратегия рассматривает оптовиков как помощников в реализации новых, улучшенных изделий, потребителей как людей, с которыми можно построить долговременные взаимоотношения.

В настоящее время в экономике происходят столь впечатляющие изменения, что позволяет говорить о ее совершенно новом этапе развития и новых возможностях. Экономика становится интеллектуальной, предпринимательской и приобретает ярко выраженные сервисные черты.

Организационное планирование перспективных социально-дифференцированных распределительных систем приводит к созданию автономных групп (хозяйственных стратегических подразделений) с децентрализацией управления и демократической координацией, то есть к созданию сетевых организаций с гибкими связями.

Практика предпринимательства вызывает к жизни дифференцированные формы организации типа ассоциаций, наиболее широко представленных альянсами корпораций. Альянс – это новый компонент глобальной рыночной стратегии корпораций. Формы активно развивают горизонтальное взаимодействие друг с другом, особенно в наукоемких областях на основе принципа “кооперация/конкуренция”. Возникают предпосылки построения “экономики без границ”.

Для современной экономики характерен, так называемый, “комплиментарный” подход дополняемости, а не прямой классической конкуренции. Происходит переход от вертикальной модели разделения труда с зарубежными странами к горизонтальной “взаимозависимости”. Отметим, что при таком подходе в сферу сотрудничества вовлекаются разнообразные ассортиментные линии товаров, капитал, технология, управленческий опыт по созданию эффективных воспроизводственных комплексов.

Горизонтальное разделение труда – не просто потоварная специализация деловых партнеров, а поиск и осуществление организации производств и отраслей со сравнительными экономическими преимуществами. На основе “сращивания”, совмещения экономических и научно-технических потенциалов организаций происходит все более тесное взаимопереплетение интересов деловых партнеров, усиливается взаимозависимость стратегий роста. На смену классическому истощению ресурсов в жесткой конкурентной борьбе приходит направленное. Согласованное научно-техническое и экономическое развитие, обеспечивающее лучшее удовлетворение нужд потребителей при более рациональном расходовании экономических ресурсов.

Известно, что предпринимательство делится на рациональное и нерациональное (М. Вебер). Последнее десятилетие прошлого века дали яркие примеры и того и другого. Теперь задача состоит в том, чтобы создать условия для рационального предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство.

Организации малого и среднего предпринимательства могут строить свою стратегию только в области неценовой конкуренции, то есть в сфере производства продукции уникального качества. Они не могут обеспечить достижение положительного эффекта “масштаба” производства, поэтому ищут на рынке “нишу”, не занятую большим предприятием.

В такие “ниши”, как правило, легко войти и другим предприятиям малого бизнеса, что определяет их ожесточенную конкурентную борьбу. Организации малого и среднего бизнеса производят ограниченное количество высококачественной продукции, поэтому, обладая меньшей производительностью, чем большие предприятия, они используют значительное количество рабочей силы.

Малое инновационное предпринимательство и большой бизнес.

В развитых странах оборонные технологии военной сферы создаются, в основном, на частных предприятиях большого бизнеса, но на деньги налогоплательщиков. Поэтому люди – носители знаний оборонных технологий двойного применения спокойно и уверенно переносят свои знания на предприятия малого предпринимательства, а также через предприятия малого предпринимательства – на гражданские предприятия большого бизнеса. Именно это усиливает значение малого предпринимательства в наукоемких инновационных сферах.

Согласно статистике развитых стран три четверти малых предприятий создаются на основе внутреннего предпринимательства, когда малое предприятие создается при поддержке предприятий большого бизнеса. Такой вид предпринимательства имеет свое специфическое название – интрапренерство (то есть внутрифирменное предпринимательство), или “бизнес в бизнесе”.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:31