Понятие и структура интеллектуального капитала

Тетерин А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (46), Октябрь 2010

Цитировать:
Тетерин А.А. Понятие и структура интеллектуального капитала // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 10. – С. 109-114.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15247009
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современная организация обладает как материальными, так и нематериальными (неосязаемыми) активами. На основе обобщения опыта исследователей сформулирован комплексный подход к учету и управлению интеллектуальным капиталом организации, рассмотрен вопрос его коммерческого использования.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные активы, оценка стоимости, оценка интеллектуального капитала, стоимостная оценка, нематериальные ресурсы, коммерциализация интеллектуального капитала



Исследователи, изучающие интеллектуальный капитал, сходятся во мнении, что он представляет собой неосязаемые (нематериальные) активы (ресурсы), способные принести либо уже приносящие, прибыль или пользу его обладателю. В рамках конкретной организации это мысленные знания персонала и знания, воплощенные в результатах мыслительной деятельности (структуре, интеллектуальной собственности, инструкциях и др.). При этом не имеет значения, приобретен нематериальный актив у третьих лиц или создан в организации, поскольку основным признаком служит то, что он является результатом мыслительной деятельности.

Расставим акценты

Большинство современных специалистов придерживаются структуры интеллектуального капитала, предложенной Т. Стюартом, выделяющей три элемента: человеческий, структурный, клиентский. Э. Брукинг включает в состав интеллектуального капитала: человеческие ресурсы, права на интеллектуальную собственность, инфраструктуру и положение на рынке.

Л, Эдвинссон выделяет два элемента интеллектуального капитала – человеческий и организационный. С.М. Климов определяет интеллектуальный капитал как «определенный вид ресурсов организации, основную часть которых составляют знания и информация».

Определение структуры интеллектуального капитала, так или иначе, сводится всеми исследователями к выделению в ней трех элементов – человеческого, структурного и клиентского.

Анализ различных подходов к трактовке интеллектуального капитала позволил определить его как динамическую систему, состоящую из пяти взаимодействующих элементов: человеческого, структурного, клиентского, информационного и идеологического капиталов. Это определение вытекает из того, что сегодня ценнейшим активом любой организации является информация. Следовательно, необходимо выделение информационного капитала в качестве самостоятельного элемента, что позволит повысить эффективность управления организацией, ее способность оперативно реагировать на изменения внешней среды.

Информационный и идеологический капитал организации

Информационный капитал представляет собой любую внешнюю и внутреннюю информацию, закрепленную на материальных носителях и имеющую ценность для организации. Информация должна быть структурирована тематически и по уровню доступа, а также иметь каналы, через которые возможно ее получение – интернет-сайт, локальная сеть организации, периодические издания, литература внутреннего пользования.

Управление отдельными элементами интеллектуального капитала невозможно без связующего, координирующего их работу на одну общую цель звена. Этим звеном должен стать идеологический капитал организации, включающий корпоративную культуру, корпоративный климат и методологию управленческих процессов. Основой выступает философия высшего управленческого звена, на основе которой и формируется корпоративная культура, сначала на уровне среднего звена управления и далее среди остальных сотрудников организации.

Идеологический капитал обуславливает саму возможность учета остальных элементов интеллектуального капитала и управления ими, формирует качественно новый управленческий аппарат внутри отдельной организации, позволяя ей получать конкурентные преимущества.

Коммерциализация интеллектуального капитала

Коммерциализация (коммерческое использование) интеллектуального капитала невозможна без его учета, и в идеальном варианте, постановки на баланс организации. Недаром в менеджменте существует негласное правило – что не учитывается, тем не управляют. Поэтому первым этапом коммерциализации является выбор методики учета для каждого из элементов интеллектуального капитала.

Учет человеческого капитала представляется многим специалистам весьма непростым вопросом. С одной стороны, законодательством любой страны запрещено рассматривать работников в качестве собственности организации, то есть постановку их качеств, навыков, знаний на баланс. С другой стороны, именно эти навыки, знания и личностные качества определяют успешность той или иной организации.

Человеческий капитал, являясь основным активом организации, не поддается традиционным методам учета, в частности бухгалтерскому учету. При это мне обходимо принять во внимание ставший сегодня очевидным тот факт что, не учитывать человеческий капитал, по меньшей мере, опасно. Этим обуславливается необходимость разработки и применения нетрадиционных методов учета капитала организации. И такие методы существуют и уже давно и успешно применяются зарубежными организациями. В частности, речь идет о Сбалансированной системе показателей – BSC (Balanced Score Card).

Об оценке человеческого капитала

На основе BSC возможно построение целостной модели учета интеллектуального капитала организации, основанной преимущественно на качественных показателях, характеризующих динамику развития каждого из элементов интеллектуального капитала. Данный подход наиболее оптимален применительно к учету человеческого капитала организации, так как главным в этом направлении является возможность качественного управления объектом, а не его стоимостная оценка для последующей продажи. Учет человеческого капитала должен отображаться в приложении к финансовому отчету и носить аналитический характер.

В общем виде структурный капитал представляет собой продукт мыслительной деятельности, отделенный от своего носителя, то есть существующий независимо от человека. Структурный капитал имеет некое материальное воплощение и, следовательно, является собственностью организации, в отличие от человеческого. Встает вопрос о правильной стоимостной оценке этой составной компоненты интеллектуального капитала, для постановки ее на баланс организации. И здесь теоретиками и практиками разработаны методы оценки, которые можно свести к трем подходам: затратному, доходному и сравнительному (рыночному).

Следует упомянуть, что структурный капитал часто рассматривается как самостоятельный объект купли-продажи, в особенности объекты интеллектуальной собственности, поэтому вопрос их адекватной стоимостной оценки актуален. Выбор метода зависит от сложившихся условий, особенностей отрасли и индивидуален для каждой организации и для каждого ее актива в отдельности.

Структурный капитал должен находиться на балансе организации и учитываться в составе основного капитала в силу особого характера своей природы и неспособности выполнять функции оборотного капитала.

Основой клиентского капитала на сегодняшний день является бренд, выражающий приверженность покупателей к конкретной организации. Правильная стоимостная оценка бренда необходима организации для увеличения ее капитализации, что повышает ее инвестиционную привлекательность, стоимость при продаже или слиянии. В этом направлении практика российских организаций полностью реализует доступный потенциал. Разработаны и повсеместно применяются методы оценки бренда, стоимость бренда напрямую включается в баланс организации. В последнее время налицо тенденция унификации процесса оценки бренда с последующей постановкой его на баланс организации.

Информационный капитал сложно подвергнуть стоимостной оценке в силу специфики данного актива. Информация имеет свойство быстро устаревать, теряя актуальность и стоимость в конкретной ситуации, также подчас бывает сложно определить конкретную стоимость информации, так как не существует точных критериев ее ценности. Информация – продукт, имеющий творческую составляющую, и только время и сам покупатель, то есть рынок, способны дать ей стоимостную оценку. Основной подход в стоимостной оценке информации – рыночный.

Однако к некоторым составляющим информационного капитала применимы и более оптимальные подходы оценки. Так, затратный подход применим к информационным ресурсам, созданным внутри организации, таким, например, как банк знаний, база данных, программное обеспечение.

В отдельных случаях стоимость информации можно определить, используя доходный подход, но для этого необходим более глубокий анализ, знание специфики отрасли, умение прогнозирования рынка.

Идеологический капитал как таковой не поддается стоимостной оценке и не нуждается в ней. Однако при создании на его базе услуг ассесмента приобретает конкретную стоимость, определяемую рынком. Учет идеологического капитала возможен посредством методов интегрированной оценки интеллектуального капитала организации. Являясь наиболее неявной компонентой интеллектуального капитала, идеологический капитал непредставим в виде конкретного актива, но можно проследить эффективность его применения в организации. Наличие и качество идеологического капитала проявляется в капитализации организации, так как его воздействие распространяется сразу на все элементы интеллектуального капитала.

По величине капитализации организации можно судить о наличии и качестве идеологического капитала. Здесь применимы такие методы интегрированной оценки, как коэффициент Тобина (Tobin’s Q), расчетная стоимость нематериальных активов (СНМАК), соотношение рыночной и балансовой стоимости (Market-to-Book Value).


Источники:

1. Стюарт Т. Богатство от ума: Деловой бестселлер / Перевод с англ. В.А. Ноздрина. – Минск.: Парадокс, 1998.
2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Перевод с англ. Л.Н. Ковалик. – СПб.: Питер, 2001.
3. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. – СПб.: Знание, 2000.
4. Kaplan R. The balanced scorecard measures that drive performance / R.S. Kaplan, D.P. Norton // Harvard Business Review, 1992. – January-February.
5. Бендиков М. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения / М.А. Бендиков, Е.В. Джамай // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. – № 4.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:42