Необходимость формирования инновационной стратегии развития экономики
Скачать PDF | Загрузок: 3 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (46), Октябрь 2010
Цитировать:
Сиразетдинов Р.М. Необходимость формирования инновационной стратегии развития экономики // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 10. – С. 45-48.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15246998
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
На сегодняшний день актуальным вопросом является становление инновационной экономики. В рамках этого рассмотрена нынешняя ситуация в инновационной сфере, обозначены имеющиеся проблемы, степень государственного влияния, перспективы инновационного развития. Сделан вывод о том, что целесообразно обратить внимание на адекватность национальной модели поддержки инновационного развития, а также необходима разработка конкретной стратегии инновационного развития в привязке к конкретным проектам, отраслям.
Ключевые слова: экономический рост, инновационная активность, инновационная экономика, инновационное развитие, государственная политика, стратегия инновационного развития, институт поддержки инновационной деятельности
В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...
Стратегическим направлением увеличения конкурентоспособности нашей страны является переход от экономики, которая базируется на эксплуатации природных богатств, к экономике, основанной на инновационном развитии. Инновационная экономика должна быть построена на использовании человеческого интеллектуального капитала и высоких технологий.
Ныне расходы государства на инновации и науку составляют в среднем 2%. Частные инвестиции находятся в среднем на уровне 0,5% от ВВП. Если сравнивать аналогичный показатель в Китае, то он равен 9% от ВВП, в США – 5%. А совокупные же расходы на инновационное развитие в этих странах составляют более 10%.
Российская Федерация уступает большинству стран по уровню инновационной активности и технологического развития.
Анализ сложившейся ситуации в экономике свидетельствует о необходимости разработки стратегии инновационного развития экономики. Насыщение инновационной активности – важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.
Что мешает инновациям?
Инновационное развитие промышленности сталкивается с рядом проблем. Одной из проблем видится мотивация промышленников. В секторе промышленного производства инновации незначительны. Их вклад, по мнению экспертов, составляет около 7%.
Также к проблеме инновационного развития следует отнести низкое предложение инновационных разработок, готовых к внедрению в рамках страны. Практически весь спрос предприятий удовлетворяется за счет импорта. Необходимым видится развитие приоритетных направлений в области инноваций за счет экономического роста. В связи с мировым финансовым кризисом экономический рост относится к разряду макроэкономических проблем.
Следует отметить, что проблема небольшого спроса экономики на инновации связана с состоянием конкуренции в стране. В России наблюдается высокая степень монополизированности промышленности.
Вопрос о роли государства в стимулировании экономического роста - один из важнейших. Наиболее трудной задачей является определение степени воздействия государства на экономику. Государство выступает как важнейший стимулятор экономического роста. Однако с точки зрения участия государства в отраслях промышленности, а оно представляет доминирующую роль, ситуация приобретает иной ракурс. В связи с экономическим кризисом и сопутствующими ему неплатежами наблюдается увеличение доли государства в капитале предприятий различных отраслей. В этом аспекте административный ресурс выходит на первый план, отодвигая технологические новации на второй.
Можно выделить несколько вариантов степени влияния государства на экономику.
К первому варианту можно отнести те страны, где преобладает роль государства в управлении (Япония, Франция). Ко второму варианту относятся страны с приоритетным влиянием рыночных механизмов (Англия и США). В третьей группе стран преобладает низкая степень государственного регулирования в сочетании с развитыми рыночными отношениями.
В этом аспекте важную роль играет и социальная политика государства. Эффективные собственники предприятий нацелены на рост производительности труда. В этом плане государственная политика направлена на сохранение и приумножение рабочих мест на предприятиях. Негативным последствием может стать снижение мотивации к инновациям. Здесь необходимо нахождение наиболее оптимального сочетания.
Проведенный анализ показывает, что частные предприятия более мотивированы к инновационным разработкам, чем предприятия с большой долей участия государства в капитале.
В области инновационного воздействия государство может влиять напрямую либо косвенными методами. Выбор степени воздействия зависит от текущей ситуации в экономике.
В стране пока не создано значимых налоговых и тарифных стимулов для предприятий по инвестированию в научные и опытно-конструкторские разработки. Представляет интерес также внедрение системы компенсации части затрат по внедрению инновационных технологий и разработок.
Инновационная практика
Получить необходимый оборотный капитал в современных рыночных реалиях без специальных мер поддержки является достаточно проблематичным мероприятием. В качестве выхода предлагается объединить под единым управлением инновационную и инвестиционную деятельность.
К положительным моментам такого симбиоза можно отнести повышение заинтересованности всех участников проекта в успешном осуществлении этапов единого инновационно-инвестиционного цикла.
Важным моментом является создание стимулов и благоприятной среды для инновационной деятельности. Известен факт, что стимулом к любому виду предпринимательской деятельности, в том числе инновационному, является уровень налогообложения.
Следует обратить внимание на зарубежные традиционные институты поддержки инновационной деятельности. Финансирование инвестиционных и инновационных проектов из венчурных фондов в настоящее время уже применяется, но не имеет такого широкого распространения, как во многих зарубежных странах. Весьма перспективным направлением является и бизнес-ангельское инвестирование. Количество реально действующих бизнес-ангелов и венчурных фондов находится на очень низком уровне и отстает во много раз от показателей развитых стран.
Венчурный капитал обозначает рисковые капиталовложения. Потребность в финансировании инновационных предприятий обуславливает рисковое вложение капитала. Венчурные фонды инвестируют средства в проекты со значительной степенью риска, ожидая высокой доходности. Как правило, это проекты в области высоких технологий и научных разработок. Следует отметить, что не все проекты являются успешными, но уровень дохода, обеспечиваемый удачными проектами, окупает возникшие убытки.
В Татарстане создана государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» в целях реализации Республиканской программы развития инновационной деятельности в РТ на 2004-2010 годы и поддержки внедрения инноваций в производство.
В инвестиционной сфере бизнес-ангел – это инвестор, вкладывающий средства в проект с целью получения коммерческой прибыли. В обмен на финансирование он получает значительную долю в компании. Следует отметить, что данное инвестирование осуществляется в высоко рисковые, прежде всего в инновационные проекты ранних стадий, при этом объем инвестиций в один проект, как правило, не превышает 1 миллион долларов. Различие между венчурным фондом и бизнес-ангелами состоит в том, что для венчурных фондов существуют формальные требования на прибыльность и риск проектов, которые управляющие компании вынуждены выполнять для привлечения капиталов широкого круга инвесторов; бизнес-ангелы, напротив, рискуя лишь «своим» капиталом или объединяясь между собой, абсолютно свободны в своих действиях, а управление компанией носит неформальный характер.
Главным препятствием на пути развития бизнес-ангелов в Республике Татарстан является наличие альтернативных источников привлечения инвестиций: недвижимость, акции сырьевых компаний, финансовый сектор. Однако у бизнес-ангелов есть перспективы для финансирования высоко рискованных инновационных и весьма прибыльных проектов.
Россия в мировых рейтингах инновационного развития занимает места в лучшем случае средние. Одной из главных причин является качество институциональной среды и государственных институтов. Все те факторы, что критичны для осуществления стандартного бизнеса, еще более значимы для инновационных проектов.
Следует отметить, что в современных условиях конкурентным преимуществом будет обладать тот, у кого наиболее качественная и развитая инфраструктура инноваций.
Существуют внутренние и внешние мотивы инновационной активности. К внутренним мотивам следует отнести необходимость замены устаревшего технологического оборудования и стремление к реализации творческого потенциала сотрудников предприятия. К внешним мотивам можно отнести конкуренцию предприятий. Однако в условиях монополизма крупных предприятий имеет место консерватизм мышления по отношению к инновациям.
Вывод
В настоящий момент времени целесообразно обратить внимание на адекватность российской национальной модели поддержки инновационного развития, а также необходима разработка стратегии такого развития в привязке к конкретным отраслям, проектам.
Источники:
2. Столяров Б. Инновации в промышленность // Ведомости, 15 июля 2010 г.
3. Иванова Р.М. Формирование стратегии развития инновационной экономики на основе активизации инвестиционной деятельности: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - 2009.
4. Озорнин П.Н. Влияние научно-технического прогресса на развитие мировой экономики: реферат. – Екатеринбург: 2002.
Страница обновлена: 18.04.2024 в 04:39:57