Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2010

Феномен цифровых объектов и субъектов информационного рынка

Манохин Василий Александрович, Аспирант кафедры общей экономической теории Саратовского государственного социально-экономического института, Россия

Phenomenon of digital objects and subjects of informational market - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 56

Аннотация:
В статье рассматривается новейшая тенденция информационного рынка – цифровизация, выражающаяся в появлении новых объектов данного рынка – цифровых информационных товаров и новых субъектов – цифровых потребителей и цифровых производителей.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Манохин В.А. Феномен цифровых объектов и субъектов информационного рынка // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 10. – С. 102-108.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Эволюция традиционной экономики, для которой характерны материальные блага, привела к формированию новой экономики, где подавляющая часть благ имеет нематериальную природу. Наиболее заметны эти процессы на информационным рынке. В последнее время на этом рынке появились новые объекты – цифровые информационные товары и новые субъекты, к числу которых автор относит цифровых потребителей и цифровых производителей. Это явление и есть феномен цифровизации информационного рынка. Отметим, что в отечественной экономической литературе цифровизация информационного рынка фактически не исследована. Основной материал по данному направлению научного анализа аккумулируется в зарубежных публикациях1. Феномен «цифровизация информационного рынка» выражается, прежде всего, в появлении новых объектов – цифровых информационных товаров. (1 См.: Андерсон К. Длинный хвост:новая модель ведения бизнеса. Пер с англ. М.: Вершина, 2008, Гл.5 Новые производители; Рассел А., Дэвис Д., Миллер Г. Информационная революция : путь к корпоративному разуму. Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.)

Появление цифровых информационных товаров (digital products), удовлетворяющих насущные потребности различных потребителей, на протяжении нескольких последних лет в русскоязычной части Интернет произвело информационный бум.

Что такое цифровые информационные товары?

 

Цифровые информационные товары – это нематериальные электронные блага, не обладающие физическими свойствами, которые доступны потребителю непосредственно в Интернете – платно или бесплатно, могут продаваться и покупаться. Спектр цифровых информационных товаров весьма обширный и включает:

  • Электронные тексты: электронные книги, сборники материалов конференций, бизнес-курсы, статьи. 
  • Видеоматериалы: фильмы, телевизионные передачи, пошаговые видеоинструкции, клипы и т.д. 
  • Аудиоматериалы: музыка, аудиокурсы, лекции, мелодии к сотовым телефонам. 
  • Графические материалы: фотографии, заставки для рабочего стола, картинки для сотовых телефонов и др. 
  • Онлайн-консультации.

Кроме того, цифровым информационным товаром могут быть также пароли доступа к каким-нибудь платным интернет-сервисам, например, к базе данных телефонов известных людей (политиков, музыкантов, спортсменов) и т.д.

Логично предположить, что тот, кто потребляет цифровые информационные товары и является цифровым потребителем. Однако это лишь внешняя форма явления, его содержание гораздо глубже. Раскроем понятие «цифровые» потребители.

Что такое «цифровые» потребители?

 

В большинстве стран понятие «цифровые» потребители нельзя связать с разделением потребителей на пользователей Интернета, активных и неактивных и тех потребителей, кто этой сетью не пользуется. Специалисты британской транснациональной исследовательской группы Millward Brown Group (входит в сеть Kantar Group — информационно-консультационное подразделение глобального коммуникационного холдинга WPP Group) в рамках проекта BrandZ дают следующее определение «цифрового» потребителя: «некто, приобретавший товар данной категории или получавший о нем информацию «онлайн».2 (2 http://www.sostav.ru/columns/trandinmarketing/2009/0009)

Однако «некто» может это осуществлять одноразово и не систематически в качестве тестирующего, кроме того «некто» может выступать потребителем различных видов цифровых материальных товаров, таких как цифровые телевизоры, цифровые спутниковые антенны, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, цифровые мультивидеоплейеры, цифровые микроскопы и прочее, приобретая их онлайн и / или традиционно в розничной сети.

Таким образом, цифровые потребители делятся на потребителей цифровых информационных товаров и потребителей цифровых материальных товаров.

В определенном (узком) смысле субъектов можно рассматривать как цифровых потребителей, исходя из конкретного объекта их потребления – цифровых материальных товаров, но приобретать их потребители могут традиционно в розничной сети, а не через сеть Интернет.

В широком смысле к действительным цифровым потребителям следует отнести потребителей, осуществляющих приобретение не только цифровых материальных товаров, но и цифровых информационных товаров, а также осуществлять приобретение традиционных товаров или получавших о них информацию онлайн постоянно, систематически, т.е. отдающих предпочтение онлай новым технологиям выбора и приобретения товаров или услуг.

Здесь критерием выделения данной группы потребителей выступает не только характер потребляемого товара, но и способ приобретения товаров – посредством цифровых информационных технологий. Использование этого определения позволяет понять, что каждый субъект может быть «цифровым» потребителем в широком и узком смысле слова, при этом он может быть таковым для одних категорий товаров, но не являться таковым для других. Например, субъект может приобретать многие материальные блага онлайн, включая авиабилеты, книги, бытовую технику, может приобретать онлайн различные цифровые материальные блага, перечисленные выше, а может приобретать и цифровые информационные товары.

Автор считает, что категория цифровые потребители многогранна и выходит за рамки субъектов информационного рынка. К числу таковых следует относить только цифровых потребителей информационных товаров, другие группы потребителей относятся в зависимости от вида потребляемых товаров и услуг к другим видам рынка (например, потребители страховых онлайн-услуг).

Исследование категории «цифровых» потребителей важно, ибо по всему миру растет их численность и их поведение оказывает влияние на каждую категорию цифровых благ, в том числе и традиционных материальных благ, приобретаемых онлайн, от автомобилей до косметических средств.

«Цифровые производители»

 

Рассмотрим цифровых производителей информационного рынка.

1. Интернет-магазин (online shop, электронный магазин) это – интерактивный веб-сайт, содержащий каталог товаров или услуг, в котором перечислены основные свойства каждого товара, указана цена. Функции – прием заказов на покупку с выбором варианта расчета, способом получения заказа, выставление счета на оплату.

2. Специализированные фирмы производители цифровых благ. В качестве примера рассмотрим фирму Creative – ведущий мировой производитель продуктов для цифровых развлечений, предназначенных для использования с персональным компьютером (ПК) и Интернетом. Компания Creative была основана в Сингапуре в 1981 году, когда возникло понимание о мультимедийных технологиях, которым суждено перевернуть представления о возможностях ПК.

Прославившаяся своими звуковыми картами Sound Blaster и известная как вдохновитель мультимедийной революции, Creative предлагает сегодня различные устройства для цифровых развлечений на платформе ПК, такие как популярная линейка цифровых аудио плееров ZEN. Благодаря инновационным продуктам, фирменным технологиям, приложениям и услугам Creative потребители получают практически безграничный доступ к цифровым развлечениям – в любой момент времени и в любой точке планеты.

3. Цифровые супермаркеты. Медиабайерское подразделение Interpublic Group, Mediabrands, разработало для своих клиентов, в число в которых входят Johnson & Johnson, Hyundai Motor America и Microsoft, цифровые супермаркеты рекламы. Новые сервисы группируют рекламные площади на тысячах ресурсов. Рекламный «супермаркет» также добавляет как данные о сайтах, посещенных потребителем, так и информацию из базы данных самих маркетологов.

Рекламодатели могут разместить объявления таким образом, чтобы их увидели только нужные им потребители. Например, клиент может показать рекламу только тем пользователям, которые уже зашли на одну из страниц его сайта и при этом посетили сайт конкурента. Созданием цифровых супермаркетов занимается не только Mediabrands, но и другие крупные американские рекламные компании, такие как Publicis Groupe, WPP и Havas.

4. Фирмы, совмещающие традиционное производство и производство цифровых благ. Французский распространитель прессы Relay, например, предлагает 400 журналов в цифровом виде по фиксированной месячной ставке в 18 евро за любое число купленных изданий (кроме тех, что имеют «взрослое» содержание). Пользователь скачивает специальный софт, после чего получает возможность загрузить любой журнал — с дополнительными опциями вроде видео, «обоев» для рабочего стола компьютера, музыки и ссылок для браузера.

Каждый журнал скачивается за пару минут, и клиент волен составить собственную подшивку, доступную и без подключения к Сети. Relay запустил этот сервис совместно с Всемирным фондом дикой природы: по одному доллару с каждой подписки идет на восстановление лесов, несущих урон в том числе по вине традиционного, «бумажного» издательского бизнеса. В мире цифровой доставки появился новый продукт – комиксы.

Недавно молодая компания Graphic.ly объявила о запуске первого в мире онлайн-ресурса по продаже рисованных историй. Создатели подчеркивают, что сервис предназначен не только для продажи комиксов, но и для создания нового сообщества поклонников жанра — по аналогии с cоциальными сетями. К цифровому производству подключаются и крупные игроки медиарынка: к примеру, CNN запустила сервис CNN Wire. Он позволяет издателям и телекомпаниям со всего мира покупать сюжеты и репортажи в единой цифровой базе данных по фиксированной цене в $199. В условиях глобального мира это гораздо удобнее и дешевле, нежели производство собственного оригинального продукта.

5. Всемирная цифровая библиотека (World Digital Library). Была запущена в апреле 2009 г. Проект готовился в течение четырех лет по инициативедиректора Библиотеки конгресса США Джеймса Биллингтона. Это самый масштабный в истории человечества производитель цифрового ресурса,задача которого – предоставить максимальному количеству пользователей Интернета доступ к культурному наследию разных стран мира: к архивам, книгам, музыкальным записям, чертежам. Участниками проекта стали Россия, Франция, Бразилия, Швеция, Мексика, Сербия, Катар, США, Ирак, Китай и Израиль. В будущем создатели Всемирной цифровой библиотеки планируют расширять список участников. Нашу страну представляют Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека, большая часть фондов которых уже давно существуют в электронном виде. В конце 2008 года со второй попытки стартовал проект панъевропейской библиотеки Europeana, поскольку во время первого запуска в ноябре 2008 года ресурс рухнул под наплывом посетителей и был восстановлен только к декабрю.

Вывод

 

В современном мире интенсивно развивается цифровизация, представляющая собой новейшую тенденцию информационного рынка – производятся цифровые информационные товары, складывается особый тип цифровых производителей и цифровых потребителей, предпочитающих цифровые товары онлайн, расширяется приобретение традиционных товаров через интернет-торговлю. Все это говорит о том, что активно начинает набирать обороты инструментальное обеспечение «новой» (креативной) экономики, призванное обеспечить интенсификацию использования интеллектуального капитала как личности, так и организаций. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Андерсон К. Длинный хвост: новая модель ведения бизнеса. Пер с англ. М.: Вершина, 2008.
2. Рассел А., Дэвис Д., Миллер Г. Информационная революция: путь к корпоративному разуму. Пер с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
3. http://www.sostav.ru/columns/trandinmarketing/2009/0009