Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2010

Оценка инфокоммуникационного рыночного потенциала региона

Сафонова Лариса Александровна, К.э.н., профессор кафедры производственного менеджмента и маркетинга Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, Россия

Assessment of the info-communication market potential of the region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 88

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы оценки инфокоммуникационного рыночного потенциала, обеспечивающего информационно-экономическую сбалансированность развития регионов на основе учета мировых тенденций развития. В качестве методического инструментария предлагается использование метода экономико-математического моделирования. Потенциал региональных инфокоммуникационных рынков определяется разрывом между достигнутым уровнем развития инфокоммуникаций и значениями показателей, обеспечивающих информационно-экономическую сбалансированность.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Сафонова Л.А. Оценка инфокоммуникационного рыночного потенциала региона // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 8. – С. 25-29.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях рыночной экономики одной из ключевых задач, стоящих перед маркетинговыми подразделениями компаний, является оценка рыночного потенциала.

Необходимо различать термины «потенциальная емкость рынка» и «рыночный потенциал». Разграничение данных понятий является важным и вносит определенную терминологическую ясность в работу исследователя.

Рыночный потенциал – это дополнительный объем доходов, который теоретически может быть получен в результате реализации продукции или предоставления услуг в данном регионе. Рыночный потенциал определяется как разность между потенциальной и реальной емкостью рынка.

Инструментарий оценки потенциальной емкости рынка

Методический инструментарий оценки потенциальной емкости рынка включает метод анализа интенсивности потребления, экспертные методы, методы экономико-математического моделирования.

Метод анализа интенсивности потребления предполагает оценку потенциальной емкости на основе информации о расходах населения на соответствующие товары (услуги) и их доле в общей структуре расходов. Для получения более точной оценки население можно разделить на группы по возрасту, полу, уровню образования и т.д. Анализ статистической информации позволяет вывести средние нормы потребления различных категорий покупателей.

Данный метод может быть использован для оценки потенциальной емкости региональных инфокоммуникационных рынков. Например, определив норму расходов населения на сотовую связь, на междугородные/международные телефонные разговоры можно оценить теоретический объем доходов от предоставления соответствующих услуг в данном регионе. Вместе с тем следует отметить, что в условиях динамичного развития инфокоммуникационных технологий, позволяющих не только повысить качество предоставляемых услуг, но и расширить их перечень, данный метод не позволяет получить достаточно точных результатов расчетов.

Метод экономико-математического моделирования предполагает построение аналитической модели, то есть отыскание набора факторных переменных, определяющих поведение результирующего показателя и подбор типа модели, обеспечивающей наибольшую точность аппроксимации.

Разработка аналитической модели является достаточно сложной и трудоемкой задачей. Для упрощения работы исследователя могут быть использованы как специализированные пакеты статистического анализа данных (SPSS, STATISTICA), так и средства MS Excel (надстройка «пакет анализа»). Сущность и принципиальное отличие предлагаемого методического подхода к оценке потенциальной емкости рынка от традиционно сложившегося заключается в изменении формулировки целей такой оценки.

Информационно-экономическая сбалансированность развития

Существующие в настоящее время методические подходы ставят задачу оценить платежеспособный спрос на тот или иной товар или услугу, т.е. имеют чисто практическое значение для планирования производственных показателей деятельности организации. В контексте рассматриваемой проблемы, где информация выступает как доминанта экономического роста, оценка потенциальной емкости производится с целью обеспечения информационно-экономической сбалансированности развития как отдельных регионов, так и страны в целом.

Приступая к разработке аналитической модели, прежде всего, необходимо идентифицировать факторные переменные и результирующий показатель. Потенциальная емкость рынка инфокоммуникационных услуг – это интегральная характеристика, величина которой зависит как от достигнутого уровня развития инфокоммуникационной инфраструктуры, его соответствия имеющимся в регионе потребностям, так и от экономического потенциала региона.

Для приведения регионов в сопоставимый вид необходимо перейти к удельным показателям, то есть результирующим показателем в аналитической модели будет выступать средний душевой доход отрасли инфокоммуникаций.

Руководствуясь логикой проводимого исследования, следующим этапом является качественный анализ факторов, которые теоретически могут оказывать достаточно сильное влияние на результирующий показатель. К таким факторам в контексте рассматриваемой проблемы следует отнести: долю экономически активного населения в регионе, душевой валовой региональный продукт, количество телефонных линий в расчете на 100 человек, стационарную, а также мобильную телефонные плотности, проникновение персональных компьютеров.

Список факторных переменных может быть значительно расширен, однако серьезным ограничением является доступность статистической информации, необходимой для проведения дальнейших расчетов. Для выбора факторов, включаемых в аналитическую модель, может быть использован корреляционный анализ. Определение факторных переменных позволяет перейти к построению уравнения множественной регрессии с целью количественной оценки уровня развития инфокоммуникаций.

Для получения количественной оценки потенциальной емкости рынка инфокоммуникационных услуг необходимо определить значения показателей развития инфокоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих информационно-экономическую сбалансированность. Для этого, с точки зрения автора, целесообразно обратиться к анализу мировых закономерностей развития сферы инфокоммуникаций, выраженных информационно-экономическим законом: чем выше уровень экономического развития, проявляемый через величину душевого валового внутреннего продукта, тем выше уровень инфокоммуникаций, характеризующийся плотностью инфокоммуникационных терминалов.

Вывод

Потенциал региональных инфокоммуникационных рынков будет определяться разрывом между достигнутым уровнем развития инфокоммуникаций и значениями показателей, обеспечивающих информационно-экономическую сбалансированность. Рассчитанные показатели характеризуют средний уровень развития инфокоммуникационной инфраструктуры.

Особенностью России является высокий уровень неравномерности, в связи с этим представляется логичным наличие ряда регионов, в которых достигнутый уровень развития инфокоммуникаций будет превышать значения показателей, обеспечивающих информационно-экономическую сбалансированность. Для таких регионов оценка рыночного потенциала может быть получена исходя из уровня насыщения.

Анализ мировых закономерностей позволяет сделать вывод о том, что уровень насыщения стационарными телефонными аппаратами составляет 70 единиц на 100 человек, а уровень насыщения средствами мобильной связи – 130 единиц на 100 человек. Для сферы информатизации оценка уровня насыщения является неактуальной, поскольку в данной области наблюдается значительный разрыв между достигнутым уровнем и значением, обеспечивающим информационно-экономическую сбалансированность. Следует отметить, что подобная ситуация характерна и для большинства стран мира.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финэкспресс, 2003.
2. Жан-Жак Ламбен. Менеджмент, ориентированный рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб.: Питер, 2007.
3.Экономика связи / Срапионов О.С., Кузовкова Т.А., Жигульская Г.М. и др.; под ред. Срапионова О.С., Болдина В.Н. – М.: Радио и связь, 1998.