Подходы к оценке инновационного потенциала предприятия

Молчанов А.Б.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (43), Июль 2010

Цитировать:
Молчанов А.Б. Подходы к оценке инновационного потенциала предприятия // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 7. – С. 3-8.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112923
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье сформулированы подходы к оценке инновационного потенциала предприятий на основе методики сбалансированной системы показателей и принципы определения состава ключевых показателей эффективности; уточнена дефиниция государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Предложена методика оценки интегрального значения инновационного потенциала и его сопоставления с отраслевыми показателями на основе бенчмаркингового подхода. Также обоснована необходимость внедрения интегрального показателя инновационного потенциала в систему экспертной оценки при рассмотрении на конкурсной основе инновационных проектов в целях повышения эффективности использования бюджетных средств.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, сбалансированная система показателей, инновационный потенциал, бенчмаркинг, оценка инновационного потенциала, интегральная оценка

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Как свидетельствует мировая практика, при переходе на инновационный путь развития происходит процесс внедрения качественно новых функций управления на уровне целых отраслей экономики. Это закономерно приводит к изменению роли инновационного потенциала каждого хозяйствующего субъекта, которую он играет в обеспечении экономического развития общества.

В настоящее время не получены ответы на ряд вопросов, связанных с проблемой формирования инновационного потенциала российских промышленных предприятий. Не разработана целостная концепция формирования и развития такого потенциала, а также нет единства методических приемов оценки его интегрального показателя.

Оценка инновационного потенциала с помощью сбалансированной системы показателей

Одним из эффективных методов комплексного анализа и контроля деятельности хозяйствующих субъектов по сравнению с применяемой большинством российских промышленных предприятий оценкой инновационного потенциала с помощью финансовых показателей является сбалансированная система показателей (ССП), разработанная Д. Нортоном и Р. Капланом. В указанной модели финансовые и нефинансовые показатели интегрируются с учетом причинно-следственных связей между результирующими показателями и ключевыми факторами, под влиянием которых они формируются.

Сохраняя финансовую составляющую в качестве основного параметра управленческого и бизнес-процесса, ССП одновременно придает большое значение обобщенному интегрированному комплексу критериев, связывающих долгосрочный финансовый успех с такими показателями, как «Финансы», «Рынок/Клиенты», «Внутренние бизнес-процессы», «Обучение и развитие», «Удовлетворенность сотрудников» и «Окружающая среда/сообщество», состав которых может изменяться [1]. В зависимости от специфики предприятия определяются: миссия, цели, задачи, ключевые показатели эффективности, составляется наглядная модель интеграции целей предприятия в виде стратегической карты.

Для оценки инновационного потенциала промышленных предприятий с помощью ССП целесообразно использовать структурно-функциональная модель, представленную на рис. 1.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель оценки инновационного потенциала промышленных предприятий с помощью ССП

Состав и структура стратегических показателей определяется в зависимости от степени текущей обеспеченности предприятия финансовыми, материально-техническими, интеллектуальными, кадровыми ресурсами, а также наличия опыта внедрения новых технологий. При этом следует придерживаться следующих основополагающих принципов:

  • показатели должны однозначно пониматься и адекватно отражать сущность инновационного развития предприятия;
  • обеспечивать доступность, достоверность и проверяемость исходных данных на основе существующей системы статистической, бухгалтерской и финансовой отчетности;
  • количество показателей должно определяться достаточностью отражения сущности процесса инновационной деятельности предприятия с обязательным указанием их критериальных значений.
  • Ключевые показатели эффективности государственно-частного партнерства

    При разработке стратегической карты, по нашему мнению, целесообразно ввести также ключевые показатели эффективности государственно-частного партнерства (ГЧП), которое с учетом его роли и значения в российской государственной инновационной системе становится одним из основных факторов развития инновационного потенциала промышленных предприятий. Под ГЧП в инновационной сфере понимается институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности, в сфере НИОКР, повышения инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и достижения на этой основе синергетического эффекта.

    Как уже отмечалось, ССП может легко модифицироваться, но она имеет один недостаток – отсутствие результирующего показателя, позволяющего измерить инновационный потенциал.

    По нашему мнению, оценка интегрального показателя инновационного потенциала промышленного предприятия может проводиться на основании методики оценки и управления устойчивым развитием предприятия С.М. Бухоновой [2], скорректированной с учетом ССП, по формуле:

    где ri – ранг сферы (составляющей инновационного потенциала) предприятия; Рi – частный потенциал сферы (составляющей инновационного потенциала) предприятия.

    При этом значения частного потенциала каждой сферы (составляющей инновационного потенциала) определяются по следующей формуле:

    где Сig – расчетное значение одного из показателей ССП в i-й сфере, измеренного в соответствующей шкале в рассматриваемый интервал времени;

    Vig – нормирующий коэффициент значимости g-го показателя в i-й сфере.

    Для определения уровня развития интегрального значения инновационного потенциала у предприятия необходимо произвести его сравнение с показателями среднестатистической критериальной шкалы значений интегрального инновационного потенциала предприятий отрасли. По нашему мнению, такая оценка может быть сделана на основании бенчмаркингового подхода. Если фактическое интегральное значение инновационного потенциала окажется ниже среднестатистического и даже минимального, то ставится задача нахождения управляющих параметров, при которых можно достичь запланированной целевой функции Рцел. за счет корректировки значений потенциалов других составляющих при допустимых условных отклонениях. Таким образом, ССП позволяет обеспечивать оценку:

  • инновационного потенциала на заданный момент времени, а также динамику его дальнейшего развития;
  • интегрального значения инновационного потенциала и его составляющих и сопоставление их с отраслевыми показателями на основе бенчмаркингового подхода;
  • инновационной активности предприятия на основе включенных в ССП совокупных расчетных экономических показателей (коэффициентов), определяющих степень обеспеченности предприятия инфраструктурными ресурсами в инновационной сфере;
  • синергетического эффекта при взаимодействии предприятия с другими субъектами-участниками инновационных проектов на принципах ГЧП.
  • Выводы

    Введение интегрального показателя для оценки реального состояния инновационного потенциала предприятия на основе методики ССП дает возможность его использования в качестве дополнительного критерия при отборе и экспертизе проектов на конкурсной основе, наряду с применяемой бальной системой и основными показателями бизнес-планов.

    По нашему мнению, внедрение показателя оценки инновационного потенциала в систему экспертной оценки инновационных проектов позволило бы повысить эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на инновационное развитие, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, а также упростить процедуру принятия экспертами управленческих решений и предотвратить недобросовестное манипулирование экспертным мнением для целей лоббирования ложных проектов.


    Источники:

    1. Каплан С., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2005.
    2. Бухонова С.М. и др. Оценка и управление устойчивым развитием предприятия. – СПБ.: Химиздат, 2009.
    3. Генералова С. Формирование конкурентного потенциала с помощью метода бенчмаркинга // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 1.
    4. Кабашкин В.А., Левченко А.А., Сидоров В.А., Развитие государственно-частного партнерства в регионах России – Белгород : ИПЦ «Политерра», 2008.

    Страница обновлена: 19.02.2024 в 06:13:21