Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2010

Механизмы трансфера технологий в экономику города

Теребова Светлана Викторовна, К.э.н., зам. зав. отделом инновационной экономики Института социально-экономического развития территорий РАН, Россия

Задумкин Константин Алексеевич, К.э.н., доцент, начальник департамента стратегического планирования и инвестиционной политики Администрации г. Вологды, Россия

Mechanisms of technologies’ transfer into the city’s economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 94

Аннотация:
В статье раскрываются вопросы, касающиеся сущности трансфера технологий, его видов и механизмов, а также роли в инновационном развитии экономики города, региона.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Теребова С.В., Задумкин К.А. Механизмы трансфера технологий в экономику города // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 11. – С. 130-136.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности экономики города является внедрение на расположенных на его территории предприятиях современных технологий. Для этого требуется развитие прикладной науки, которой можно заказать разработку необходимой рынку технологии, так как компаниями-лидерами на мировом рынке становятся, как правило, владельцы технологий, позволяющих производить принципиально новые продукты.

Однако что делать, если научно-технический потенциал города невелик, т.е. нет «мощной стартовой площадки» для инновационного развития, включающей инвестиционную привлекательность, наличие крупных научно-исследовательских институтов и центров, высокотехнологичных производственных мощностей, высококвалифицированной рабочей силы и т.д.? Кроме того, как известно, для экономики многих российских городов характерны неоправданно длительный срок использования технологий, применяющихся в промышленности, и как следствие высокая степень износа техники и оборудования, преобладание низкоукладных производств. Содействовать решению данных проблем можно следующим образом:

– осуществлять трансфер технологий путем приобретения результатов НИОКР у науки в более развитых российских городах;

– осуществлять трансфер технологий из городов развитых стран мира.

Трансфер технологий

 

Передовых готовых к промышленному применению отечественных технологий мало, а при покупке результата НИОКР на ранних стадиях инновационного цикла инвестор несет большие риски (из 100 идей до рынка доходят 5-10). Кроме того, потребуются дополнительные инвестиции, которые составят более 90% от стоимости приобретенного результата НИОКР (традиционно стоимость НИР в промышленной технологии составляет около 5%). Это приводит к тому, что зачастую технология покупается за рубежом.

В этом случае предприятие не получит сверхприбылей от инновации, но и риски невысоки, т.к. приобретается готовая технология, конечная продукция уже апробирована на рынках и получила положительную оценку у покупателей. Однако лидером на мировом рынке таким образом не станешь. В то же время полученная технология может стать катализатором при создании собственных технологий, развитии сферы НИОКР. Многие страны, в частности Германия и Япония, придавали особое значение импорту технологий, в результате их предприятия сегодня входят в лидеры мирового научно-технического развития.

Таким образом, для начала необходимо разобраться, что такое трансфер технологий и затем определить механизмы его активизации.

Итак, в современном мире в условиях глобализации международный трансфер технологий и научно-техническое сотрудничество являются базовой основой подъема и быстрого роста экономики страны, региона, города. Роль феномена трансфера технологий (ТТ) заключалась, в частности, в его вкладе в образование первого технополиса – Силиконовой долины (США, Калифорния), где на базе разработок Стэндфордского университета создавались его выпускниками и студентами малые инновационные компании, превратившиеся в таких гигантов мирового бизнеса, как Hewlett-Packard Со, Intel, Apple Inc. и др.

В России понятие «ТТ» появилось сравнительно недавно. В этом словосочетании «трансфер» означает переносить, передавать, а под «технологией» в данном контексте понимаются как результаты НИР и ОКР, так и инновационная продукция.

Нам наиболее импонирует определение, данное отечественными теоретиками и практиками О. Лукша, П. Сушковой, А. Яновским: «ТТ – это процесс передачи результатов исследований и разработок, знаний для какого-либо их использования».

Следовательно, эффективность инновационного процесса связана с трансфером новых знаний от одних его участников другим (разработчики, владельцы технологий, посредники, государственные органы, инвесторы, потенциальные покупатели). Речь идёт о выпуске высокотехнологичной продукции. Можно выделить следующие виды ТТ (табл. 1).

Таблица 1

Виды трансфера технологий

Для развития экономики как на региональном, так и на городском уровне, на наш взгляд, необходимо увеличение следующих видов ТТ.

Во-первых, классического, который предполагает работу предприятий и научно-исследовательских организаций в тесной взаимосвязи. Это позволит активнее приобретать результаты НИОКР у российской науки и доводить их до промышленного и рыночного применения.

Во-вторых, требуется развитие транснационального ТТ, обеспечивающего более тесную кооперацию в науке с другими странами. Выйти на свободный мировой рынок отечественным предприятиям очень нелегко. Он уже давно поделен между специализированными фирмами США, Японии,

Германии и других промышленно развитых стран. При продаже технологии предоставляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают сопутствующие товары и услуги, оказывается послепродажный сервис. В-третьих, необходимо привлечение в регион уникальных и прогрессивных технологий.

В результате ТТ появляется возможность успешной коммерциализации разработки и получения дохода ее автором и как следствие увеличения налоговых поступлений в федеральный и региональный, муниципальный бюджеты, организации производства инновационной продукции.

На просторах технопарка

 

Разработчики и собственники новых технологий – научные организации, малые инновационные фирмы, организации инновационной инфраструктуры - с трудом находят покупателей своих разработок или партнеров для создания производств. Кроме того, ученые в большинстве своем не обладают навыками ведения бизнеса, что необходимо для его создания на базе своих разработок. Существует и другая сторона этой проблемы. Если компания планирует достичь конкурентных преимуществ путем совершенствования технологии своей работы или внедрения новой, то неизбежно возникает вопрос о том, где найти информацию о технологиях, которые могут позволить повысить эффективность бизнеса, как получить финансирование на внедрение технологии, на каких площадях развивать новое производство.

Для решения этих проблем во всем мире существует большое количество организаций-посредников рынка инноваций: центров трансфера технологий, бизнес-инновационных центров, агентств развития и т.п. Их основная функция заключается в обеспечении участников инновационных процессов всеми необходимыми услугами для реализации их потенциала и развития инновационных возможностей по принципу «одного окна».

Однако большинство таких структур оказывают услуги посреднического и информационного характера. На наш взгляд, необходимо формирование таких инфраструктурных площадок, которые обеспечивали бы помимо перечисленных функций также предоставление производственных площадей и оборудования на льготных условиях. При этом данные площадки должны создаваться на принципах государственно-частного партнерства. Таким образом, по нашему мнению, для активизации инновационной деятельности на территории города, региона целесообразно создание специализированного консорциума (распределенного технопарка), сочетающего в себе три функциональных блока (рис. 1).

Рис. 1. Схема организации распределенного технопарка

При этом инкубационные и инновационные площадки предусматривают оказание услуг, а технологические площадки – предоставление площадей и оборудования для ведения бизнеса в аренду на льготных условиях.

Выводы

 

Размещая производство на уже существующих площадях, а не строя их заново, и предприниматели, и город получают сразу несколько эффектов.

Во-первых, повышается эффективность использования имеющегося промышленного потенциала.

Во-вторых, достигается значительная экономия времени и средств на реализацию инвестиционных проектов.

В-третьих, обеспечивается минимизация затрат на создание и эксплуатацию технопарка.

В-четвертых, воспользоваться предоставляемыми технопарком возможностями (в частности услугами, в т.ч. по ТТ) смогут практически все компании, расположенные на территории города.

Все это позволит увеличить темпы трансфера уникальных и прогрессивных технологий и развития на их базе новых наукоемких производств, а также поставить внедрение инноваций на предприятиях на системную основу. Таким образом, создание распределенного технопарка – еще один шаг к повышению комфортности ведения бизнеса и стимулированию роста развития экономики города.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Виды технологий и способы их передачи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_8F9BCECCEA08-44B1-ACAC-86DAF7E7E347.html.
2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2001.
3. Калинин В.В., Катешова М.Л. Проблемы трансфера технологий, пути их решения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_4363920B-4415-492F-BF12-2F60BD7C37C4.html.
4. Наука и научно-техническая деятельность: проблемы законодательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=25726.
5. Россия и страны – члены Европейского союза. 2009: стат. сб. / Росстат. – M., 2009.
6. Центр коммерциализации технологий – организационное развитие: как создать, управлять, организовать мониторинг и оценку деятельности // О.П. Лукша, П.В. Сушков, А.Э. Яновский. – Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.