Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2010

Формирование элементов механизма управления инновационной активностью хозяйствующих структур в регионе

Конаныхина Ольга Владимировна, Ст. преподаватель кафедры менеджмента и финансов Астраханского государственного университета, Россия

Formation the elements of managing mechanism of the innovative activity of regional economies - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 50

Аннотация:
В условиях становления постиндустриального общества происходит не только усиление роли инноваций, но и инновационной активности региональных хозяйствующих структур. В статье рассмотрен механизм управления инновационной активностью, представляющий совокупность средств (мер) воздействия или комплекс рычагов на объекты с целью усиления их инновационной активности в регионе.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Конаныхина О.В. Формирование элементов механизма управления инновационной активностью хозяйствующих структур в регионе // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 11. – С. 80-87.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, в котором инновации, технологии и знания становятся приоритетным и определяющим фактором экономического роста, стратегически важное значение приобретает инновационная деятельность хозяйствующих структур в регионе.

Как показывает опыт развитых стран, малый и средний бизнес является наиболее динамично развивающимся сектором экономики, которым генерируется основной массив инноваций. Так, согласно наблюдениям специалистов 46 из 58 ведущих изобретений Америки и Западной Европы XX века принадлежит отдельным лицам и мелким фирмам. Национальный научный фонд США также подтверждает значимую роль малого и среднего бизнеса, связывая это с тем, что фирмы с числом занятых до 500 человек в расчете на один вложенный в научно-исследовательскую деятельность доллар дали в 24 раза больше нововведений, чем крупные корпорации (свыше 1000 занятых) [5, с. 9]. В свою очередь, и Европейская Комиссия также придерживается мнения, что инновации часто стоят за небольшими компаниями [3, с.7].

Таким образом, можно заключить, что деятельность малых и средних предприятий выступает важным фактором ускорения технологического развития и формирования среды для инновационно активной деятельности инвесторов.

Инновационная активность регионов России

 

Что же касается инновационной активности малого и среднего бизнеса в России, то пока можно констатировать ее весьма незначительный уровень. Удельный вес инновационно активных предприятий в малом и среднем бизнесе РФ составляет не более 10 %, в то время как, например, в Ирландии – это 75%; Германии – 65,8; Канаде – 67,4%; Эстонии – 38%; Латвии – 35%; Литве – 23%; Польше – 18% [4, с.43]. Более того, многие российские предприниматели не считают внедрение инноваций достойной помощью им в конкурентной борьбе. Несомненно, до тех пор, пока инновации будут восприниматься в обществе как малопривлекательный, низкодоходный и при этом совершенно непрестижный род занятий, главная цель перехода страны к инновационной экономике достигнута не будет.

Мы считаем, что изменить вектор развития в сторону усиления инновационной активности хозяйствующих структур возможно.

Во-первых, нужно, чтобы федеральными и региональными органами государственной власти были создан понятные и привлекательные для бизнеса условия инвестирования средств в высокие технологии.

Во-вторых, необходимо обеспечение региональными органами власти финансирования тех приоритетно эффективных и стратегических направлений инновационной деятельности, которые способны вывести экономику из состояния кризиса в стадию долговременного подъема и обеспечить новый качественный экономический и инновационный рост.

По мнению С.В. Демченко: «…важно знания преломить, внедрить в промышленность, в производство, в коммерческий оборот, вывести на рынок и торговать ими» [2, с.7].

Следовательно, усиление инновационной активности региональных хозяйствующих структур предполагает разработку региональными органами власти соответствующего механизма, который позволит создать достаточный слой инновационно-активных организаций, усилить региональные инновационные процессы. Исходя из этого, мы полагаем, что механизм должен носить не просто инвестиционный, а в большей мере инновационный характер, причем основное воздействие этого механизма должно концентрироваться на повышение инновационной активности организаций.

Под механизмом повышения инновационной активности, на наш взгляд, следует понимать совокупность средств (мер) воздействия или комплекс рычагов, мотиваций для достижения поставленной цели.

Формированием основного организационного механизма, мотивирующего участников к активизации инновационной деятельности, применению в своих бизнес-процессах инноваций, прогрессивных технологий должны заниматься, прежде всего, федеральные и региональные государственные структуры. Реализация этими структурами соответствующих мер и средств позволит новым знаниям в форме технологических инноваций, инновационных технологий эффективно реализовываться на рынке наукоемких товаров и услуг региона. Основные элементы организационного механизма управления инновационной активностью региональных хозяйствующих структур, представлены на рис. 1.

Содержание сформированного организационного механизма по управлению инновационной активностью, на наш взгляд, включает в себя необходимый перечень рычагов воздействия на объекты (региональные хозяйствующие бизнес-структуры; партнеры; поставщики), способные усилить инновационную активность региональных хозяйствующих структур. В качестве субъектов мы определи федеральные и региональные органы государственной власти, региональную инновационную подсистему и представителей венчурного капитала, обосновывая это тем, что они выступают «организационно-законодательной основой», источником инвестиций по усилению инновационной активности бизнеса в регионе.

Рис. 1. Элементы организационного механизма управления инновационной активностью региональных хозяйствующих структур

Активизация инновационной активности регионов

 

Выделенные приоритетные задачи отражают реально протекающие инновационные процессы в регионах Российской Федерации, на основе которых происходит выработка мер и инструментов, формирующих механизм управления инновационной активностью региональных хозяйствующих структур. Реализация мероприятий по усилению инновационной активности региональных хозяйствующих бизнес-структур, несомненно, должна найти свое отражение в целевых региональных программах как по инновационному развитию, так и по активизации научно-инновационных процессов.

Активизация и управление данными процессами будет способствовать:

  • совершенствованию системы обучения предпринимателей;
  • созданию интеллектуального капитала в университетах;
  • стимулированию инвестиций в разработку новых технологий, наукоемких производств и продуктов;
  • институционализации форм взаимодействия бизнеса и высшего образования, практическим результатом которой является рост научных парков и агентств по передаче технологий;
  • укреплению партнерских сетей между фирмами или группами фирм, исследовательскими центрами и университетами;
  • стимулированию создания обособленных отделений университетов и крупных компаний, чья деятельность направлена исключительно на выработку и освоение новых технологий и инноваций.

Стимулирование инновационного партнерства, на наш взгляд, предполагает активное взаимодействие, прежде всего науки и бизнеса, так как наука помогает выбрать обоснованные направления и стратегии развития систем среднего профессионального и высшего образования, которые вовлекают в инновационный прорыв молодое поколение, обеспечивают поддержку реализации выбранной стратегии квалифицированными человеческими ресурсами (рис. 2).

Рис. 2. Схема инновационного партнерства

Следует учитывать результаты проведенного в 2001 г. Департаментом торговли и промышленности Великобритании исследования, которые показали, что компании, которые активно взаимодействовали с университетами, имели более высокие показатели работы, чем не имеющие такого взаимодействия (табл. 1) [1, с.38]. Мобилизация финансовых ресурсов на научно-инновационную деятельность реализуется посредством реализации как государственных, так и региональных заказов на научно-исследовательскую деятельность, использования банковских кредитов, а также средств собственных хозяйствующих структур, государственно-региональных и частных венчурных фондов.

 Таблица 1

Влияние кооперационных связей на показатели работы фирм, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, общий вид механизма управления инновационной активностью региональных хозяйствующих структур можно представить схематично (рис. 3).

Результатом применения совокупности рассмотренных выше мер и средств должно стать создание благоприятной среды для развития инновационной активности в регионе, которая обеспечивается только при условии совместного и сбалансированного участия органов государственной власти и хозяйствующих структур в создании достаточного слоя инновационно-активных региональных организаций. Повышение эффективности инновационной деятельности и всемерное использование имеющегося в регионе инновационного потенциала позволит достичь следующих результатов:

  • роста показателя инновационности продукции за счет всемерного внедрения новых разработок и стимулирования развития фундаментальной и прикладной науки в регионе;
  • рационального использования трансфера технологий и инноваций с целью совершенствования производственных, инновационных, технологических, финансовых, консалтинговых и образовательных процессов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Механизм управления инновационной активностью региональных хозяйствующих бизнес-структур

 

  • увеличение показателя наукоемкости посредством применения новых наукоемких разработок и технологий (в т.ч. ресурсосберегающих), повышающих качество и уровень жизни населения региона;
  • создания стратегических региональных инновационных кластеров;
  • роста коммерциализации интеллектуальной собственности;
  • увеличения доли продукции высокой степени переработки;
  • роста уровня занятости населения региона за счет создания и сохранения новых рабочих мест.

Выводы

 

Усилить инновационную активность и качественно преобразовать структуру экономики региона в целом возможно. Для достижения наибольшего эффекта необходимо, чтобы этот механизм действовал в двух направлениях одновременно – и на федеральном, и на региональном уровнях при активном участии самих региональных хозяйствующих бизнес-структур.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Дежина И. Г., Салтыков, Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. – М.: ИЭПП, 2004.
2. Демченко С.В. Инновационная политика в России: состояние и перспективы // Власть. – № 2. – 2009.
3. Европейская региональная политика: источник вдохновения для стран, которые не входят в ЕС (применение принципов и обмен опытом). – European Union. Belgium, 2009.
4. Кудров В.М. Экономика России: сущность и видимость // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 10.
5. Рекомендации по усилению роли малых и средних инновационных предприятий в странах содружества независимых государств (версия 1). Подготовлено Отделом некоторых стран Европы и Азии. М., 2009.