Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2010

Социальные программы в социально ответственной системе качества вуза

Савчик Елена Николаевна, Аспирант кафедры управления качеством и математических методов экономики Сибирского государственного технологического университета, Россия

Левшина Виолетта Витальевна, Д.т.н., профессор, зав. кафедрой управления качеством и математических методов экономики Сибирского государственного технологического университета, Россия

Social programs in a socially responsible system of high school quality - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
В статье рассмотрены социальные программы российских вузов, обеспечивающие эффективное функционирование социально-ответственной системы качества и направленные на социально-экономическое развитие общества.
Цитировать публикацию:
Савчик Е.Н., Левшина В.В. Социальные программы в социально ответственной системе качества вуза // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 6. – С. 97-102.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современном мире высшее образование является одной из ведущих отраслей в экономике государства, создающей важнейший ресурс для развития экономики – «человеческий капитал». Как известно, высшее образование не только положительно влияет на социальное положение, благосостояние (заработную плату) и карьеру личности, но и вносит существенный вклад в доходы организации. При этом за счет экспорта образовательных услуг и увеличения объема налоговых поступлений повышается ВВП страны.

Однако, вуз сегодня – это не только учреждение, предоставляющее образовательные услуги, но и важнейший социальный институт. Поэтому, при управлении деятельностью вуза необходимо учитывать его социальную ответственность перед потребителями оказываемых им услуг. В связи с этим, одним из ключевых моментов при создании социально-ответственной системы качества образования является определение основных направлений и разработка конкретных мероприятий в области социальной ответственности, которые будут составлять основу социальной политики вуза.

В общем смысле cоциальная политика представляет собой комплекс социальных программ, то есть совокупность мероприятий, обеспечивающих эффективное решение приоритетных корпоративных социальных задач или внешних социальных проблем территории пребывания.

Таким образом, социальные программы нацелены на решение той или иной проблемы, социально-экономический эффект которых выражается в повышении качества жизни всех заинтересованных сторон. В связи с этим, возникает необходимость в анализе социальной деятельности вуза, который позволит определить действующие социальные программы и степень полноты предоставления информации для заинтересованных сторон.

Анализ опыта российских вузов

 

В основу анализа положен опыт российских вузов, который показал, что деятельность в области социальной ответственности на протяжении многих лет является одним из важнейших показателей качества образования. На основании представленных на сайтах вузов отчетов по результатам самообследования, анализа критериев конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» [1], и рекомендаций Типовой модели СК ОУ [2], а также информации представленной на сайтах вузов и в научной литературе нами предлагается классификация основных действующих социальных программ вузов, направленных на повышение качества подготовки студентов, социальной защищенности всех сотрудников, а также развитие гражданского общества (рис. 1).

Рис. 1. Классификация социальных программ вуза

В общем виде к внутренним социальным программам вуза можно отнести: безопасность труда и учебы, стабильность заработной платы, поддержание социально-значимой заработной платы и стипендий, медицинское и социальное страхование, развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации сотрудников; оказание помощи работникам и студентам в критических ситуациях.

К внешним социальным программам: корпоративную благотворительность, содействие охране окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях, ответственность перед потребителями образовательных услуг.

Подготовка социальных программ

 

Известно, что подготовка социальных программ состоит из нескольких последовательных этапов:

1) определение руководством приоритетов социальной политики, документально зафиксированных в виде основных направлений реализации её социальных программ;

2) реализация на практике заявленных принципов и приоритетов, создание специальной структуры по вопросам социальной ответственности;

3) разработка программ обучения сотрудников, а также информирование их о социальных гарантиях;

4) разработка и внедрение программ социальной ответственности;

5) оценка социальных программ и доведение достигнутых результатов до широкого круга заинтересованных лиц.

В связи с этим нами проведена оценка степени полноты представленной информации в области социальной деятельности вуза для всех заинтересованных сторон. Был проведен выборочный анализ информации, представленной на web-сайтах российских вузов.

По данным Федерального портала «Российское образование» на начало декабря 2009 года зарегистрировано 2547 высших учебных заведений. Как известно, для получения реальной оценки большого массива информации, выборка делается таким образом, чтобы представлять репрезентативную иллюстрацию анализируемых сведений.

Для проведения анализа нами была сделана случайная выборка – 255 (10%) образовательных учреждении, из них 209 (82 %) вузов и 46 (18%) филиалов вузов, при которой достоверность результатов составляет около 90% (погрешность + 5 %).

Число вузов, попавших в выборку, соответствует проценту образовательных учреждений по Федеральным округам РФ от общей численности и составляет в: Центральном Федеральном округе – 72 (28%); Северо-Западном Федеральном округе – 28 (11%); Южном Федеральном округе – 28 (11%); Северо-Кавказском Федеральном округе – 15 (6%); Приволжском Федеральном округе – 49 (19%); Уральском Федеральном округе – 20 (8%); Сибирском Федеральном округе – 28 (11%); Дальневосточном Федеральном округе – 15 (6%). В основном, это государственные высшие учебные заведения – 155 (61%). В наименьшей степени представлены негосударственные вузы – 54 (21%), филиалы государственных вузов – 34 (34%) и негосударственных вузов – 12 (5%), что обусловлено, как правило, отсутствием web-сайтов последних.

Хотелось бы отметить, что 54 вуза (20%) полностью освещают все направления деятельности в области социальной ответственности, частично – 167 (66%) и лишь 36 (14 %) вузов не предоставляют информацию.

Результаты анализа

 

Как показали результаты анализа, на сайтах большинства вузов наиболее полно представлена информация о таких видах деятельности в области социальной поддержки студентов, как культурно-массовые (21%) и спортивно-оздоровительные (20%) мероприятия, а наименьшее внимание уделяется вопросом материальной поддержки и социальной помощи – 8% .

Что касается персонала, то наиболее полно представлена информация о лечении и оздоровлении сотрудников (16%), а также спортивно-оздоровительных мероприятиях (14%), а наименьшее внимание уделяется вопросам повышения квалификации (10%). В целом все направления по социальной поддержки сотрудников представлены в равной степени, но при этом на 40% web-сайтов вузов информация в области социального обеспечения персонала отсутствует.

Как известно, особая роль в обеспечении защиты социально-экономических интересов сотрудников и студентов принадлежит профсоюзным организациям, деятельность которых направлена на развитие социального партнерства в вузе. Так, информация о профкоме сотрудников представлена у 37% вузов, а информация о профсоюзной студенческой организации присутствует у 42%.

С целью обеспечения повышения уровня социальных гарантий сотрудников и студентов профком заключает Коллективный договор, который представлен лишь у 21% вузов. Также, невысок процент освещенности вопросов социально-психологической помощи сотрудникам и студентам, только 5% образовательных учреждений предоставляют информацию в этом направлении.

Выводы

 

Наличие достойной социальной инфраструктуры: учебных корпусов, современных общежитий, спортивно-оздоровительного комплекса, объектов медицинского обслуживания, баз отдыха, пунктов общественного питания позволит создать благоприятные условия для работы и учебы, что является неотъемлемой частью социальной ответственности вуза перед сотрудниками и студентами. Так, информация о наличии развитой инфраструктуры представлена у 72% вузов. К сожалению, мероприятия в области благотворительных и социальных акций освещают лишь 15% вузов.

Однако, несмотря на то, что информация в области социальной ответственности недостаточно полно представлена на сайтах вузов, можно с уверенностью сказать, что те социальные программы, которые действуют в образовательных учреждениях, не только подтверждают функционирование социально ответственной системы качества, но и обеспечивают:

1) условия для повышения качества образования; улучшение условий труда и удержание высококвалифицированных работников;

2) снижение рисков, возникающих в социальной сфере, а также способствуют устойчивому социально-экономическому развитию страны, что позволяет создать вузу более привлекательный образ в обществе, улучшить взаимодействие с государством и бизнесом, тем самым повысить свою конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Руководство для участников конкурса 2009 года «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» / А.И. Кочетов [и др.]. – М.: МИСиС, 2009.
2. Типовая модель системы качества образовательного учреждения. Руководство по качеству / В. В. Азарьева [и др.]. – СПб.: ООО «Технолит», 2009.