Сетевые информационные системы в партнёрстве малых предприятий

Исаева Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (42), Июнь 2010

Цитировать:
Исаева Е.В. Сетевые информационные системы в партнёрстве малых предприятий // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 6. – С. 103-108.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112919

Аннотация:
В статье на основе описанной системы маркетинга партнерских отношений представлено авторское видение обеспечения процесса маркетингового взаимодействия малых предприятий на основе сетевой информационной системы и обоснованы преимуществ внедрения подобных систем в деятельность малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, партнерские отношения, информационная система, маркетинговые взаимодействия, маркетинг взаимоотношений, система партнерских отношений



Маркетинг партнерских отношений (МПО) в последнее время является довольно популярной концепцией управления, и возможности его использования в практике бизнеса активно исследуется как среди ученых, так и среди менеджеров предприятий. Большинство исследований «обходят стороной» малый бизнес и сосредоточены преимущественно в области промышленного маркетинга и в сфере услуг1. (1 Кущ С.П. Сравнительный анализ основных концепций теории маркетинга взаимоотношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2003. - №32. – С.3-25.)

Не раскрытые возможности малого бизнеса

По мнению автора, малые предприятия в значительно большей степени, чем в настоящее время, способны реализовать потенциал партнерских отношений в реальном бизнесе, поскольку:

во-первых, сам о себе термин «отношения» несет в себе некоторый личный, индивидуальный оттенок, и реализоваться любые отношения могут только непосредственно через людей. То есть отношения не формируют компании (они просто не могут этого делать), отношения формируют люди – сотрудники этих компаний.

Поскольку на предприятиях малого бизнеса структура управления имеет меньше уровней и менее забюрократизирована, то коммуникации между сотрудниками в ней (при прочих равных условиях) налажены значительно лучше, поэтому в малом бизнесе больше вероятность внедрения и реализации эффективных партнерских отношений с компаниями-контрагенми;

во-вторых, опять же в силу небольших размеров малых предприятий и имеющихся у них ограничений по финансовым и прочим ресурсам, главным ресурсом на них являются люди. Точнее сказать, в малом бизнесе персонал чаще разделяет ценности своей компании, в значительно большей степени обладает необходимой гибкостью и готов к реализации новых и нестандартных подходов к ведению бизнеса. Поэтому сотрудники малых компаний с большей эффективностью могут реально внедрять и поддерживать партнерские программы компании.

Однако это не значит, что любое малое предприятие «с ходу» может запустить концепцию маркетинга отношений, и она даст значительный экономический эффект. Как и любая новая концепция, маркетинг отношений – это некоторый фундамент, базовые основные принципы ведения бизнеса, и, прежде чем она заработает как реальный инструмент, необходимо чтобы руководители и сотрудники компании поняли и самое главное – приняли эти новые принципы работы.

«Связи» в бизнесе

Смена любой концепции – это, прежде всего, смена идеологии ведения бизнеса, которая, естественно, должна в последующем привести и к изменению технологических, управленческих и других процессов на предприятии. Эти две стороны – идеология и технологии – едины, и изменяться они должны параллельно-последовательно. То есть, нельзя просто посредством внедрения новых идеологических установок, и не меняя общего механизма ведения бизнеса добиться каких-то изменений. Точно также, внедрение любых самых новых и современных технологий (к слову сказать, весьма популярных CRM-модулей и приложений) не дает сколько-нибудь значимых результатов.

Если с такой позиции рассматривать партнерские отношения в малом бизнесе как некоторую систему, состоящую из отдельных элементов, которые связаны друг с другом и между ними налажены функциональные связи, то можно взять за основу модель, предложенную Я. Гордоном (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура маркетинга партнерских отношений Источник: Гордон Ян Х.Маркетинг партнерских отношений. – СПб.: Питер, 2001. – С. 50

Естественно предположить, что любые компании, формирующие партнерские отношения, имеют собственные «уникальные» характеристики, такие как принятый стиль руководства, стратегию, организационную структуру и культуру, которые непосредственно реализуются через персонал, технологии, знания и бизнес-процессы.

В процессе отношений, особенно, если компании планируют реализовывать долгосрочные стратегические партнерства, будет происходить некоторое «наложение» этих характеристик, что, безусловно, должно приводить к некоторым изменениям в базовых процессах (управлении персоналом, технологиях и пр.). Более того, эти базовые процессы в рамках одного малого предприятии должны не просто меняться, они должны в значительной степени интегрироваться с такими же процессами предприятия-партнера.

Естественно, в процессе совместной деятельности, будут время от времени возникать «помехи», основной из которых будет информационная (как показало исследование эффективности партнерских отношений среди 120 предприятий малого бизнеса г. Омска, проводимого в 2009-2010 гг.).

Суть этого состоит в следующем. Обобщая результаты исследования, было выявлено, что самые большие трудности при реализации партнерских программ у предприятий возникали в связи:

  • со слабой информированностью руководства и сотрудников компаний о процессе реализации проекта (соблюдается ли последовательность выполнения поставленных задач, кто что выполняет в каждый конкретный момент времени, на каком уровне выполнены предыдущие этапы, как контролируется качество работа сотрудников компаний на разных этапах и пр.);
  • с неконтролируемыми коммуникациями внутри предприятий-партнеров, и, прежде всего, между отдельными сотрудниками;
  • с неинтегрированными и слабоконтролируемыми внешними коммуникациями (часто в СМИ проскакивала противоречивая, а иногда и прямо противоположная информация).
  • Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что главным интегратором партнерских взаимоотношений могут и должны выступать информационные системы, поскольку именно они могут объединить и систематизировать информацию по всем процессам: технологическим, управленческим, кадровым, управленческим, интеллектуальным и др.

    Сетевые информационные системы

    По мнению автора, для целей управления партнерскими отношениями должны создаваться сетевые информационные системы (СИС), которые и будут обеспечивать полное информационное сопровождение процесса реализации совместной деятельности малых предприятий. Такие сетевые информационные системы должны быть построены на основе процессного подхода, т.е. все управленческие задачи (постановка целей, ресурсное обеспечение, финансирование, промежуточный и итоговый контроль) должны быть «привязаны» к конкретным процессам и сотрудникам, которые участвуют в их реализации и ответственны за достижение заданных результатов.

    Особенностью СИС может быть включение в эту систему не только внутреннего информационного блока, о котором фактически и шла речь выше, и который обеспечивал бы информационное сопровождение деятельности по реализации совместных проектов для предприятий-членов партнерства. Эта система может также содержать информацию о предприятиях-членах партнерского объединения, т.е. фактически выступать дополнительным средством продвижения партнерских программ и предприятий, участвующих в них (например, посредством создания сайта в сети Internet).

    Условно, это могут быть внутренние и внешние информационные блоки. Учитывая, что значительная часть малых предприятий (порядка 80-85%), особенно в регионах, фактически не используют внешние ресурсы для своего продвижения ввиду трудностей по их созданию и регулярному сопровождении, это для них может быть весьма интересно.

    Создание таких СИС несет целый ряд преимуществ для малых предприятий-участников:

  • обеспечение контроля за реализацией партнерских программ и деятельностью предприятий-участников партнерства,
  • снижение рисков, связанных с невыполнением или ненадлежащим выполнением своих функций партнерами,
  • возможность оперативной корректировки программы или её направлений,
  • координация и повышение эффективности коммуникаций отдельной компании и партнерского объединения,
  • повышение интенсивности коммуникационного воздействия и, как следствие, повышение известности компании, улучшение имиджа и пр.,
  • повышение эффективности всей хозяйственной деятельности.
  • Выводы

    Создание сетевой информационной системы – дело не сиюминутное, и оно, конечно, потребует первоначальных временных и финансовых затрат, но это абсолютно необходимое условие для эффективной реализации концепции партнерских отношений в малом бизнесе. Это подтверждает опыт крупных компаний, которые давно и активно включились в процесс создания стратегических партнерств, и извлекают из этого дополнительные конкурентные преимущества.


    Источники:

    1. Гордон Ян Х.Маркетинг партнерских отношений. – СПб.: Питер, 2001.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:41:28