Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2010

Организационно-экономический механизм взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала вуза

Ассорина Галина Юрьевна, Аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Россия

Organizational-economic mechanism of interaction of the innovation process and intellectual capital of the university - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
Рассмотрены возможности взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала при наличии организационно-экономического механизма, который обеспечивает трансформацию знаний в ключевые компетенции организации и генерирование дополнительных доходов от использования интеллектуальных активов и интеллектуальных ресурсов.
Цитировать публикацию:
Ассорина Г.Ю. Организационно-экономический механизм взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала вуза // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 6. – С. 14-20.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Категории «интеллектуальный капитал» и «инновационный процесс» рассматриваются учеными как взаимозависимые понятия, обеспечивающие синергетический эффект при взаимодействии. Т.А. Тумина отмечает, что непосредственное воздействие на «увеличение производительности человеческого капитала» оказывают управленческие и организационные инновации. Другие исследователи подчеркивают основополагающую роль интеллектуального капитала в создании инновационной продукции. В.Ю. Тюрина утверждает, что «предназначением интеллектуального капитала и его составляющих является содействие производству инновационного продукта».

Следовательно, эффект, от взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала обусловлен наличием организационно-экономического механизма, который обеспечивает трансформацию знаний в ключевые компетенции организации и генерирование дополнительных доходов от использования интеллектуальных активов и ресурсов.

Организация инновационного процесса

 

Мы предлагаем следующее определение, которого будем придерживаться в дальнейшем: «Организационно-экономический механизм взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала представляет собой систему методов и рычагов, обеспечивающих организационные и экономические условия взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала, способствующие трансформации знаний в ключевые компетенции организации». Организационная составляющая механизма предусматривает совершенствование процессов и структуры организации с целью обеспечения эффективности взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала, а экономическая – оценку эффективности этого взаимодействия.

Исследованию организационных структур инновационных предприятий посвящено много работ российских и зарубежных ученых, в которых рассмотрены различные подходы к их построению, предложены оптимальные организационные структуры в зависимости от назначения инновационной деятельности подразделения, а также даны рекомендации по анализу структуры с целью «определения реальности выполнения конкретной инновационной деятельности».

Одной из проблем, возникающих при формировании организационных структур, является несоответствие условий, оптимальных для стадии исследовательской деятельности, другим стадиям инновационного процесса, таким как разработка, внедрение и распространение инноваций, вследствие чего идеи могут быть не реализованы. Учеными выявлена закономерность, что, чем сильнее диверсифицирована организация, тем сильнее сопротивление инновациям, обусловленное нежеланием изменять существующие традиции. Таким образом, организационная структура «должна установить четкую взаимосвязь различных задач внутри коллектива», подчиненных главной цели, что обусловит повышение эффективности взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала организации, а также эффективность работы организации в целом.

Организационные условия

 

Рассмотрим организационные условия, необходимые для взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала вуза, а также показатели эффективности данного взаимодействия, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Организационные условия взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала организаций ВПО

Экономическая составляющая организационно-экономического механизма взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала определяет оценку эффективности данного взаимодействия. Показателями эффективности в данном случае будут являться сформированные интеллектуальные активы и ресурсы, обеспечивающие создание дополнительной стоимости организации и усиление ее конкурентных преимуществ.

Взаимодействие инновационного процесса и интеллектуального капитала

 

Мы предлагаем следующую схему организационно-экономического механизма, обеспечивающую взаимосвязь всех организационных условий, необходимых для взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала (рис. 1).

 

Рис. 1. Организационно-экономический механизм взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала

Концепция стратегического управления вузом предопределяет приоритетные направления развития организации ВПО, в частности, цели инновационного развития, которые, в свою очередь обуславливают те или иные инновационные процессы (ИП1 – ИП2 – … – ИПn), и цели и задачи по формированию ключевых компетенций организации, представленных интеллектуальными ресурсами и интеллектуальными активами (ИР1/ИА1 – ИР2/ИА2 – … – ИРn/ИАn), необходимыми для реализации инновационной деятельности и обеспечения конкурентных преимуществ.

Организационное проектирование осуществляется с учетом специфики инновационной деятельности, а также особенностей организаций высшего профессионального образования (инертность, обусловленная пятилетним учебным планом, консервирующим знания на продолжительный период времени, оторванность от потребностей бизнеса, недостаточная информационно-коммуникационная компетентность преподавателей), которые накладывают некоторые ограничения на формирование организационной структуры. Учитывая, что основным процессом вуза является образовательный процесс, требующий линейно-функционального взаимодействия, организационная структура в рамках стратегии инноваций будет дополняться программно-целевыми или проектными структурами управления.

Система показателей эффективности предназначена для оценки эффективности взаимодействия инновационных процессов и интеллектуального капитала, обеспечивая, с одной стороны, контролирующую функцию, а, с другой – руководство организации необходимыми данными для принятия дальнейших управленческих решений.

Ресурсное обеспечение включает материальные, технические, трудовые и финансовые ресурсы.

Правовое обеспечение направлено на защиту интеллектуальной собственности.

Информационно-комуникационное обеспечение предполагает наличие информационных систем, направленных на поддержание общения профессионалов, управления информацией.

Система мотивации включает методы материального и нематериального стимулирования инновационной деятельности.

Система менеджмента качества позволяет идентифицировать бизнес-процессы, которые образуют структурный капитал организации, а также управлять качеством образовательного продукта на основе предупреждающих статистических методов, которые позволяют не допускать несоответствий и осуществлять их профилактику.

Маркетинг инноваций обеспечивает продвижение инновационных продуктов на рынок, а также формирование потребительской ценности и лояльности потребителей, которые в формализованном виде образуют рыночный капитал организации. Маркетинг знаний является «инструментом продвижения инновационных технологий создания, обработки и хранения знаний в форме образовательного контента» и «совершенствования знаниевой среды образовательного учреждения».

Система управления знаниями организации обеспечивает трансферт знаний по цепочке: создание – использование – распространение знаний. Учитывая, что системы управления знаниями основываются на использовании информационных технологий, они становятся инструментом, который устанавливает коммуникации между элементами организационной структуры и обеспечивают эффективность их взаимодействия.

Выводы

 

Таким образом, организационно-экономический механизм взаимодействия инновационного процесса и интеллектуального капитала обеспечивает организационные и экономические условия, способствующие трансформации знаний в ключевые компетенции организации, которые обеспечивают создание инновационной продукции и выход ее на рынок. 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Данченок Л.А., Ласковец С.В., Маркова М.В. Маркетинг знаний как инструмент продвижения инновационных технологий и развития человеческих ресурсов инновационного учреждения образования // Маркетинг в инновационном развитии организации: материалы 11-й Международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2009.
2. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Тумина Т.А. Инновации высшей школы в парадигме устойчивого экономического развития: Диссертация кандидата экон. наук: 08.00.05. – СПб., 2004.
4. Тюрина В.Ю. Управление инновационными процессами и интеллектуальной собственностью университетских комплексов: Диссертация доктора экон. наук: 08.00.05. – Саратов, 2005.