Методика выбора стратегии инновационного развития промышленного предприятия

Трофимов О.В., Трофимова Т.В., Ефимычев Ю.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (41), Май 2010

Цитировать:
Трофимов О.В., Трофимова Т.В., Ефимычев Ю.И. Методика выбора стратегии инновационного развития промышленного предприятия // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 5. – С. 8-13.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13920580
Цитирований: 23 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены три стратегии инновационного развития современных предприятий: стратегия собственного развития, инновационно-интеграционная стратегия, стратегия заимствования инноваций. На основе их анализа разработана методика выбора стратегии или группы стратегий инновационного развития для конкретного предприятия в зависимости от его стратегических приоритетов.

Ключевые слова: инновации, промышленные предприятия, конкурентные преимущества, инновационное развитие, стратегический менеджмент, инновационный потенциал, стратегия развития, стратегии инновационного развития, индивидуальное инновационное развитие, инновационно-интеграционнная стратегия, заимствование инноваций



Происходящие в мире изменения оказывают непосредственное влияние на деятельность руководителей промышленных предприятий. Для одних предприятий, возникающие изменения создают серьезные угрозы, другие же наоборот открывают для себя новые возможности. В любом случае, можно утверждать неоспоримую истину, что деятельность руководителей промышленных предприятий уже не может сводиться лишь к простому реагированию на происходящие перемены.

Все большее значение приобретает необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. В основе данных процессов лежит инновационное развитие.

Переход к инновационной стратегии развития предполагает коренные изменения в деятельности хозяйствующих субъектов, которая должна быть сопряжена с достижением долгосрочных конкурентных преимуществ, определяемых на основе разработки и реализации нововведений.

По результатам оценки имеющегося у предприятия инновационного потенциала, мы выделяем 3 основные концепции, направленные на развитие хозяйствующих субъектов (в рамках инновационного пути), на основе:

  • реализации собственного инновационного потенциала (индивидуальная инновационная стратегия),
  • комбинации ресурсов (инновационно-интеграционная стратегия),
  • заимствования инноваций после их апробации на других предприятиях (стратегия преследования).
  • Методика выбора инновационной стратегии представлена нами на рис. 1.

    Рис. 1. Инновационное развитие в рамках собственного предприятия

    Предприятия, имеющие высокий уровень инновационного потенциала, должны направлять свои усилия на его реализацию.

    Основными видами в этой концепции, как правило, являются стратегия инновационного лидера и наступательная стратегия.

    Необходимые преобразования в деятельности предприятия могут осуществляться по разным направлениям1(1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М. : «Прогресс», 1995. – 455 с.):

    1) использование новой техники, технологических процессов или иного обеспечения производства;

    2) внедрение продукции с новыми свойствами;

    3) использование нового сырья, материалов;

    4) изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;

    5) появление новых рынков сбыта.

    Таким образом, внутренние инновационные возможности предприятия являются своего рода установкой и ограничением для разработки инновационной стратегии.

    При интеграционно-инновационной стратегии развития, проявив инновационную инициативу, предприятие может осуществлять данную деятельность в интеграции с другими предприятиями. При этом важную роль будет играть определение потенциальных партнеров, а также механизм взаимодействия.

    Выделяют следующие разновидности инновационного развития на основе инноваций:

  • исследования на договорной основе, предполагающие, что за счет предприятия-инноватора другими структурами осуществляются исследования и разработки новых технологий и продуктов;
  • интеграция инновационных предприятий – постоянные исследования на договорной основе могут постепенно перейти к интеграции стратегических партнеров, когда инициатива будет исходить уже не только от одного из них;
  • совместные исследования являются целесообразными в случае, если у предприятия недостаточно финансовых ресурсов или отсутствует квалифицированный персонал, чтобы самостоятельно производить разработки, но при этом интерес к инновационной деятельности достаточно велик. Данный вид сотрудничества предполагает наличие равнозначной выгоды для всех лиц, участвующих в этом исследовании.
  • Реализация стратегии заимствования инноваций предполагает, что развитие предприятия осуществляется на основе привлечения продуктовых и технологических инноваций со стороны и внедрение их в текущую деятельность хозяйствующего субъекта. Основная причина использования данной стратегии – нехватка ресурсов для осуществления собственной инновационной деятельности.

    Для принятия этого управленческого решения необходимо, чтобы предприятие было готово к использованию этих инноваций.

    Таблица 1

    Основные направления заимствования инноваций

    Стратегия заимствования (импорта) промышленных технологий может быть хорошим решением в тех случаях, когда оно осуществимо на приемлемых условиях. Однако импорт явно не может быть панацеей для инновационного развития, поскольку, как правило, доступен лишь в отношении устаревших технологий, и то далеко не всегда. Вспомним недавний прецедент с продажей Opel, когда доступ к далеко не самым передовым технологиям автомобилестроения стал главным камнем преткновения в международной сделке.

    Как правило, страны-лидеры экономического развития готовы продавать нам лишь устаревшие технологии. Поэтому заведомая преимущественная ориентация на импорт создает исключительно догоняющую стратегию инновационного развития. Отсюда следует, что по результатам оценки стратегических направлений развития (на основе метода распределения приоритетов) отечественным предприятиям необходимо определять одну или несколько инновационных стратегий, которые затем и будут ими осуществляться в будущем.


    Источники:

    1. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями. – М.: ЮРАЙТ-Издат, 2009.
    2. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями. Практика и теория. – М.: Эксмо, 2008.
    3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1997.
    4. Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
    5. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 3.
    6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: «Питер», 2008.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:56:40