Сфера услуг как экономическая категория и вид экономической деятельности

Щепакин М.Б., Михайлова В.М.
Services as an economic category and type of economic activity - View in English

 Скачать PDF

Аннотация:
Обозначена возрастающая роль сферы услуг в развивающейся социально-экономической системе, претерпевающей изменения разного характера в процессе нарастания противоречий и разногласий и необходимости обеспечения ее устойчивого равновесия в условиях ресурсных ограничений. Выявлены и систематизированы подходы к описанию экономической природы понятия «сфера услуг» по ключевым признакам, обозначающим ориентиры в характере воплощения услуг разного происхождения. Разработана классификация этих подходов и дана их характеристика. Предложено описание экономической природы сферы услуг осуществлять с позиций ресурсно-интеграционного подхода. Указано на необходимость реализации ключевого принципа этого подхода, суть которого заключается в достижении баланса интересов и выгод, формируемых участниками отношений на основе мотивационной доминанты и повышения доверия к преобразованиям в этой сфере в направлении укрепления социально-экономического вектора развития общества

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Щепакин М.Б., Михайлова В.М. Сфера услуг как экономическая категория и вид экономической деятельности // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 71-88. – doi: 10.18334/epp.10.1.41545

Schepakin, M.B., & Mikhaylova, V.M. (2020) Services as an economic category and type of economic activity. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo, 10(1), 71-88. doi: 10.18334/epp.10.1.41545 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Щепакин М.Б. Инновационность и эффективность потребления в условиях рынка // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2000. – № 2. – С. 81-86.
2. Щепакин М.Б. Модель управления маркетинговым поведением хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. – 2016. – № 3. – С. 66-79.
3. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М. Методологический взгляд на общественно-экономическое развитие // Наука Кубани. – 2000. – № 1. – С. 3-11.
4. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Душин В.А. Компенсационный маркетинг в обеспечении конкурентоспособности бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 7(96). – С. 718-724.
5. Щепакин М.Б., Михеев Г.В. Разрешение противоречий между субъектами взаимодействия в экономическом пространстве розничной торговой сети в условиях ее функционирования и развития // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6-1(59). – С. 1124-1127.
6. Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Fitsurina M.S., Kuznetsova O.A., Shumsky N.V. Marketing tools of innovation development management // Espacios. – 2018. – № 31. – С. 9.
7. Щепакин М.Б., Кожура Е.А. К устойчивому развитию экономической системы через реализацию адаптационного потенциала предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2004. – № 6. – С. 55-59.
Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Толмачева О.И. Управление развитием бизнеса в условиях обострения мотивационно-ресурсных противоречий в развивающихся маркетинговых полях // Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций: Сб. статей международной научно-практ. конф. (Тбилиси, 23-28 октября 2018 г.); под ред. Г.Б. Клейнера, Х. А. Константиниди, В.В. Сорокожердьева. М., 2018. – С. 137-144.
9. Щепакин М.Б. Управление антикризисным маркетинговым поведением субъекта в условиях выбора им социального вектора развития // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 2. – С. 101-120. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-2-101-120 .
10. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Хараджян Л.В. Маркетингово-ресурсный адаптер организационно-экономического механизма управления безопасным функционированием и развитием корпорации // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. – № 78. – С. 805-820.
11. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Петровский В.И. Формирование коммуникационных сетей в условиях развивающегося рынка // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2007. – № 4(52). – С. 244-252.
Клейнер Г.Б., Иншаков О.В., Сорокожердьев В.В., Мамедов О.Ю., Мишулин Г.М. и др. Стратегия модернизации экономики России: теория, политика, практика реализации. - М.: Современная экономика и право, 2011. – 363 с.
13. Shchepakin M.B., Khandamova E.F., Krivosheeva E.V., Kuznetsova O.A., Kurenova D.G. Managing the marketing behavior of manufacturing enterprise on the factor «competitiveness» // Espacios. – 2018. – № 31. – С. 18.
Фурсов В.А. Формирование и функционирование регионального рынка транспортных услуг: теория, методы, модели. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. – 348 с.
15. Смирнов А.Б. Методологические основы управления развитием базы сферы социальных услуг // Вестник Российской академии естественных наук. – 2011. – № 1. – С. 109-113.
Миронова М.Д. Оценка инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан: методология и инструментарий. / Монография. - Казань: КГТУ, 2010. – 280 с.
Деева Е.М. Теория и методология маркетинга консультационных услуг. / Монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. – 157 с.
Кучерова Н.В. Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга. / дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Уфа, 2011. – 32 с.
19. Собакорева А.В. Сравнение методик перехода к процессному подходу в управлении на предприятии // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 4(24). – С. 420-422.
Буяльский И.П. Совершенствование организационных форм и методов управления компаниями сферы услуг на основе бизнес-процессного подхода. / дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Майкоп, 2009. – 21-25 с.
Омарова К.А. Маркетинговые подходы к формированию эффективной системы управления малыми и средними предприятиями в сфере социальных услуг // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы междунар. научной конференции. М., 2011. – С. 34-36.
22. Барыгина О.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы услуг: реализация поведенческого подхода // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 3. – С. 31.
23. Бурдакова Г.И. Организационный подход к сущности управления развитием муниципальных образований // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11(5). – С. 975-981.
Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2011. – 672 с.
Иванов Н.Н. Управление в сфере услуг: инфраструктурный подход. / дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. - СПб., 2002. – 302 с.
26. Щепакин М.Б., Цицилина В.М. Методический подход к оценке эффективности использования ресурсов на предприятиях хлебопродуктового подкомплекса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2007. – № 4(52). – С. 36-44.
Хандамова Э.Ф. Коммуникационное поле в контексте формирования механизма устойчивого развития социально-экономической системы // Менеджмент качества и устойчивое развитие экономических систем: Межвуз. сб. научн. трудов. СПб., 2007. – С. 376-380.
Щепакин М.Б. Мотивация и поведение людей и организаций в условиях российского рынка // Предприятие в условиях рынка: Межвузовский сб. научн. трудов. Краснодар, 1996. – С. 18-24.
Добрынина А.И. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2009. – 560 с.
Синютин М.В. Институциональный подход в экономической социологии. / Монография. - СПб.: Питер, 2002. – 313 с.
Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Теоретико-методологические аспекты управления инновационный кластером. / Монография. - Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2013. – 148 с.
32. Панкратьев Н.Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. – 1998. – № 4. – С. 16-21.
Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. - М.: Экспертное бюро, 2011. – 160 с.
Азрилиян А.Н. Новый экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2010. – 1088 с.
Токарева О.Е. Сфера услуг в системе трансформирующихся экономических отношений. / дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Тюмень, 2005. – 165 с.
Кликич Л.М. Эволюции сферы услуг: неравновесный подход. / Монография. - М.: МСХА, 2004. – 100 с.
Иванов Н.Н., Александров В.И. О некоторых аспектах формирования стратегии развития инфраструктуры организаций сферы услуг // Актуальные проблемы развития сферы услуг: Сб. научн. трудов. СПб., 2007. – С. 86-90.
38. Соловьева Л.В. Сфера услуг как социо-экономический фактор развития общества // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2005. – № 5(14). – С. 48-53.
Плешивцев А.В. Диалектика развития сферы услуг в процессе ее перехода к рыночной экономике. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М., 1992. – 31 с.
40. Щепакин М.Б., Ерок А.Д., Кузнецова О.А. Синхронизация маркетингового поведения субъектов при построении моделей экономического роста бизнеса // Экономика. – 2016. – № 12-2(77). – С. 743-758.