Грузовые потоки и проекты транспортно-инфраструктурного строительства на канадском Севере

Ломакина А.И.1
1 Институт географии РАН

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Ломакина А.И. Грузовые потоки и проекты транспортно-инфраструктурного строительства на канадском Севере // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 2457-2470. – doi: 10.18334/eo.9.4.41424.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446271
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются сложившиеся на канадском Севере транспортно-логистические схемы и распределение грузопотока между основными видами транспорта. Особый фокус исследования сделан на предлагаемые проекты транспортно-инфраструктурного строительства на Канадском Севере. Автор приходит к выводу, что несмотря на инфраструктурный разрыв между Севером и южными провинциями Канады, распределение перевозочной работы по видам транспорта схожи и лидирующие позиции занимают сухопутные, и, в частности автомобильный, виды транспорта. Предположение о зависимости севера от морского и авиационного транспортов для Канадского Севера справедливо не для всей территории, а лишь для территории Нунавут и арктического побережья Северо-Западных Территорий (СЗТ). В Канаде с инициативой транспортно-инфраструктурного строительства выступают региональные и местные власти, которые ищут финансирование, подавая свои представления в федеральный бюджет, но также и у частных и в т.ч. зарубежных инвесторов. Что касается потенциала снижения транспортных издержек, то к наиболее перспективным проектам с этой точки зрения относятся круглогодичные порты (даже с ледокольной поддержкой) и железнодорожные пути – т.к. благодаря относительно низкой стоимости они позволяют подтянуть потенциальную грузовую базу. Однако на Канадском Севере преобладают проекты автодорожного строительства, что соответствует структуре грузовых перевозок.

Ключевые слова: Север Канады; «северный завоз»; транспортно-инфраструктурная обеспеченность; грузовые потоки; транспортная система Севера

JEL-классификация: L91, O51, LR41

Источники:

Berger T.R., Steven A. Kennett, Hayden King. Canada’s North: what’s the plan? The 2010 CIBC scholar-in-residence lecture
2. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Новая теория освоения (пространства) Арктики и Севера: полимасштабный меж- дисциплинарный синтез // Арктика и Север. – 2018. – № 31. – С. 5-27. – doi: 10.17238/issn2221-2698.2018.31.5.
Васильев В.В., Грицевич А.В., Селин В.С. Исторические тенденции и современные организационно-экономические проблемы «северного завоза». / Монография. - Апатиты: изд. Кольского научного центра РАН, 2009. – 152 с.
The Northern Transportation Systems Assessment. Phase 1 Report Northern Transportation Demand Assessment. Submitted to Transport Canada by PROLOG Canada Inc. In Association with EBA Engineering Consultants Ltd. [Электронный ресурс]. URL: https://buyandsell.gc.ca/cds/public/2018/04/11/786956da5aabf5eb7d35d624b80ad57a/ntsa_phase_1-_final-_word_version.pdf.
Brownie D.A. Northern Transportation Strategy for Canada: Discussion Paper - PROLOG Canada Inc. October 2013
National Highway System. Tc.gc.ca. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tc.gc.ca/eng/policy/acg-acgd-menu-highways-2149.htm.
Transportation in Canada 2017. Addendum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tc.gc.ca/fra/politique/transports-canada-2017.html#rapport-3.
Transportation in Canada 2019. Overview Report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tc.gc.ca/eng/policy/anre-menu.htm.
9. Ломакина А.И. Северность и континентальность – две стороны общей транспортной проблемы в Канаде и России // Канадский ежегодник. – 2016. – № 20(20). – С. 287-314.
10. Мачерет Д.А., Мачерет Ю.Я. Проблемы транспортного обеспечения северных регионов/ Часть I // Мир транспорта. – 2017. – № 1(68). – С. 128-139.
11. Мачерет Д.А., Мачерет Ю.Я. Проблемы транспортного обеспечения северных регионов. Часть II // Мир транспорта. – 2017. – № 2(69). – С. 98-107.
Recommendations on Northern Infrastructure to Support Economic Development. National Aboriginal Economic Development Board. [Электронный ресурс]. URL: http://www.naedb-cndea.com/reports/recommendations-on-northern-infrastructure.pdf.
Bristow M., Gill V. Northern Assets: Transportation Infrastructure in Remote Communities. The Conference Board of Canada. [Электронный ресурс]. URL: https://www.conferenceboard.ca/temp/86c3f624-2932-4cdb-813b-e4f06f04fc82/12-139_NorthernAssets-RPT.pdf.
Les transports dans le Nord. Statcan.gc.ca. [Электронный ресурс]. URL: https://www.150.statcan.gc.ca/n1/pub/16-002x/2009001/article/10820-fra.htm.
Brown B. Access to fuel essential for Royal Canadian Navy’s Arctic work. Nunatsiaq News. [Электронный ресурс]. URL: https://nunatsiaq.com/stories/article/65674fuel_access_key_to_canadian_navys_arctic_work.
Qikiqtarjuaq deep water port. Qcorp.ca. [Электронный ресурс]. URL: https://www.qcorp.ca/en/project/qikiqtarjuaq-deep-water-port.
G7G Railway. [Электронный ресурс]. URL: https://g7grailway.com.
Alaska–Alberta Railway Development Corporation. A2A Rail. [Электронный ресурс]. URL: http://www.a2arail.com/our-railway.html.
Sulzenko A., Fellows G.K. Planning for infrastructure to realize canada’s potential: the corridor concept. The School of Public Policy Research Papers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.policyschool.ca/wp-content/uploads/2016/06/northern-corridor-sulzenko-fellows.pdf.

Страница обновлена: 12.01.2024 в 13:45:20