Инновации в деятельности крупнейших компаний стран БРИК как средство повышения их международной конкурентоспособности

Жариков М.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (40), Апрель 2010

Цитировать:
Жариков М.В. Инновации в деятельности крупнейших компаний стран БРИК как средство повышения их международной конкурентоспособности // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 4. – С. 3-8.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13534944
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Данная статья посвящена изучению технологической базы ведущих компаний стран БРИК и взаимосвязи осуществляемых ими НИОКР с повышением уровня международной конкурентоспособности. Здесь также приводится список основных достижений этих субъектов в сфере креативной деятельности по созданию принципиально новых продуктов, появившихся на рынках этих стран в отчётном 2008 г., которые были оперативно, с опережением конкурентов внедрены на мировой рынок.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, конкурентоспособность, НИОКР, креативная деятельность, страны брик



Конкурентоспособность любой страны зависит от способности её национальных предприятий производить товары и услуги, которые будут пользоваться спросом на мировом рынке благодаря своему качеству, сроку службы или эксплуатации, ценовому уровню или другим характеристикам и полезным свойствам. Это означает, что для повышения международной конкурентоспособности определённой страны, необходимо улучшать способность её национальных компаний производить более качественные, надёжные и доступные по цене товары.

Значимым фактором повышения конкурентоспособности предприятия являются инновации. Инновационная деятельность компании может осуществляться по следующим направлениям:

1) в сфере маркетинга инновации предполагают развитие и усовершенствование продуктовой линейки, внедрение на рынок новых и принципиально новых продуктов, сбытовой сети или её отдельных звеньев, коммуникаций и связей с потребителями;

2) в сфере производства инновации имеют своей целью повышение производительности труда, снижение издержек производства благодаря внедрению новых технологий и обучению работников, устранение или снижение количества бракованной продукции, обновление или полную замену активной части основного капитала;

3) в финансовой сфере инновации касаются применения новых методов страхования рисков и различных финансовых деривативных инструментов;

4) в сфере организационной структуры предприятия инновации включают развитие и усовершенствование информационной системы, создание новых или закрытие старых подразделений, отделов и видов производственной деятельности, а также укрепление координации между всеми звеньями предприятия посредством интернет-технологий.

Таким образом, путем применения инноваций предприятие получает возможность повысить свою конкурентоспособность, обойти конкурентов и увеличить свою долю на рынке конкретного вида продукции. При этом наибольшего уровня конкурентоспособности достигает та компания, которая внедряет инновации в комплексе во всех сферах своей деятельности. Многие из исследованных в данной работе компаний стран БРИК (Бразилии, России, Индии, Китая) осуществляют инновации в своей деятельности, в частности занимаются научно-исследовательскими и опытно конструкторскими разработками (НИОКР). В отчётном 2008 году на национальных и мировом рынках ими были представлены несколько новых и принципиально новых товаров.

Лидерами по запуску на мировой рынок принципиально новых благ среди стран БРИК являются несколько китайских компаний, которые в 2008 г. создали и начали реализацию следующих продуктов:

  • безгалогенный нанокабель, не содержащий свинца, нетоксичный и легко утилизируемый был впервые в мире разработан, производён и запущен на мировой и национальный рынки высокотехнологичной компанией Foxconn Technology Group;
  • компания Lenovo первой в своей отрасли представила рынку серию новых ноутбук-компьютеров ThinkPad и IdeaPad, основанных на технологии процессоров Intel Centrino 2;
  • первым в мире электромобилем, запущенным в серийное производство 15 декабря 2008 года, стала модель F3DM компании BYD;
  • компания Huawei построила первую в мире коммерческую сеть LTE/SAE1 (1 Система LTE (Long Term Evolution) использует технологию радиодоступа по принципу ортогонального частотного разделения каналов наряду с последними достижениями в области технологии антенн, тогда как система SAE представляет собой плоскую архитектуру сети на базе IP-протокола, являющейся частью программы развития архитектуры системы — System Architecture Evolution.) в Осло (Норвегии), предлагая своим зарубежным потребителям уникальные преимущества широкополосных мобильных услуг;
  • Huawei также создала в 2008 году первую в мире кластерную систему, позволяющую передавать 10 терабайт электронной информации в секунду с помощью специального роутера NetEngine 5000E Core Router, обеспечивающего мобильным операторам доставку широкополосных услуг All-IP, которые основаны на коммутации пакетов и обеспечивают передачу информации независимо от её вида и формата (голосовые, мультимедийные и видеоданные).
  • Исследованные компании Бразилии, России и Индии представили впервые мировому и национальным рынкам в 2008 году меньшее количество продуктов по сравнению с китайскими компаниями, а именно:

    1) бразильская компания Odebrecht сертифицировала первый международный полимер, производимый из 100%-но воспроизводимых материалов (сахарного тростника), известного под названием «зелёный полимер»;

    2) российская транспортная компания «Совкомфлот» первой в мире ввела в эксплуатацию арктические нефтеналивные челночные танкеры типа «Василий Динков», способные разворачиваться на одной точке и ломать льды кормой, однако эти суда данной компании были заказаны специалистам Финляндии, Норвегии, России, США и Южной Кореи и произведены на южнокорейских верфях корпорации Samsung;

    3) индийская фармацевтическая компания Dr. Reddy’s Laboratories раньше конкурентов представила рынкам стран СНГ и Север ной Америки лекарственный препарат «sumat riptan», который представляет собой сертифицированную версию препарата-генерика «Imitrex».

    Для осуществления инноваций все исследованные компании стран БРИК либо обладают специализированными отделами НИОКР либо сотрудничают с научно-исследовательскими институтами. Отдел НИОКР позволяет китайской компании Foxconn осуществлять инновации, производить и реализовывать экологически чистые электронные продукты на национальном и мировом рынках.

    В качестве основы корпоративной программы разработки экологически чистых продуктов эта компания использует концепцию оценки их жизненного цикла и конструкции. Экологически чистый профиль продуктов компании Foxconn зависит от компонентов, входящих в их состав. Для разработки конструкции и производства наиболее инновационных экологически чистых продуктов это предприятие применяет специальную процедуру отбора поставщиков комплектующих, обеспечивающую достижение экологических стандартов. На конец 2008 г. Foxconn сертифицировала около 1000 поставщиков в качестве «экологически чистых партнёров».

    Высокий уровень требовательности к качеству инноваций и НИОКР предъявляют и телекоммуникационные компании стран БРИК, которые самостоятельно технологии не разрабатывают, а покупают их у высокотехнологичных организаций. К одному из мировых лидеров среди последних можно отнести Huawei Technologies Company Limited, которая по результатам 2008 года стала третьей по величине фирмой на глобальном рынке оборудования для мобильной коммуникации, обслуживающей 36 из 50-ти ведущих мировых операторов связи. Благодаря технологическим инновациям, совершённым компанией Huawei в отчётном 2008 г., она обеспечила себе выход на новый рынок, характеризуемый в настоящее время как «сетевой мир» (networked world) и образовавшийся в результате постепенного стирания границ между телекоммуникациями, Интернетом, цифровыми СМИ и бытовой электроникой. Ёмкость этого рынка в ближайшие несколько лет будет исчисляться 5 миллиардами пользователей услуг мобильной связи, в то время как свыше 2-х млрд. из них будут иметь широкополосный доступ в Интернет через кабель или мобильные телефоны.

    Технологические достижения компании Huawei применяются и в России в виде строительства в 2008-2009 гг. кабельной сети общей протяжённостью 1140 км для передачи длинных волн 40G, основанной на технологии спектрального уплотнения сигнала (DWDM) и соединяющей Москву и Санкт-Петербург. Сеть 40G DWDM в России является самой протяжённой в мире. Заказчиком этого проекта была российская телекоммуникационная компания ОАО «ТрансТелеКом», которая ставила перед собой стратегическую цель снижения стоимости передачи информации на один бит для увеличения числа пользователей своих услуг, что стало возможным благодаря оборудованию и технологиям компании Huawei.

    Успех компаний стран БРИК на мировом рынке в начале XXI века объясняется их быстрой адаптацией к меняющимся условиям предпринимательской среды и способностью перенимать технологии и инновации корпоративных структур развитых стран. Одну из главных причин, почему компании стран БРИК относительно быстро копируют методы, стратегии соперничества и способы позиционирования у зарубежных ТНК, например, Майкл Портер видит в информационной революции и применении интернет-технологий.

    Активное использование интернет-технологий компаниями стран БРИК проявляется:

    1) в создании ими особой системы разработки электронных (цифровых) продуктов и поиске решений по организации процесса производства, позволяющего осуществлять более тесную связь с продавцом на рынке;

    2) в разработке новых сайтов в Интернете, которые обеспечивают заказ продукции в режиме online и становятся новой коммуникационной платформой для поставщиков и других звеньев цепочки производства добавленной стоимости;

    3) в организации информационных систем, связывающих все подразделения компаний стран БРИК и увеличивающих координацию между ними, что приводит к снижению внутрикорпоративных издержек.

    Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что синергия современных технологий, а также результатов совместно проводимых НИОКР и широких информационных возможностей сети Интернет дает возможность компаниям из стран БРИК повысить свою конкурентоспособность и создать предпосылки увеличения доверия к ним на мировом рынке.


    Источники:

    1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.
    2. Авдокушин Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.
    3. Foxconn Technology Group (2008): Annual Report 2008.
    4. Porter M.E., Millar V.E. How Information Gives You Competitive Advantage // Harvard Business Review, Boston, MA, July-August 1985.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:24:01