Формирование творческой и научной культуры студента экономиста

Григашкина С.И., Бугрова С.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (40), Апрель 2010

Цитировать:
Григашкина С.И., Бугрова С.М. Формирование творческой и научной культуры студента экономиста // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 4. – С. 86-90.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13534969
Цитирований: 1 по состоянию на 02.04.2022

Аннотация:
В статье рассматривается актуальность использования активных методов обучения в высшем учебном заведении как основы формирования творческой и научной культуры студентов для воспитания и подготовки высококвалифицированных специалистов экономического профиля. Выделены активные методы обучения, используемые для подготовки студентов-экономистов. Также дается их характеристика, приводятся механизм и функции использования каждого метода.

Ключевые слова: высшее образование, образование, вуз, творческая культура, научная культура, активные методы обучения



В современных условиях модернизации высшего профессионального образования, происходящей на фоне интеграции России в Болонский процесс, а также развития рыночных отношений особо актуальными являются проблемы формирования творческой и научной культуры студентов. Но это важно и для подготовки высококвалифицированных специалистов экономического профиля.

Для наиболее полной реализации профессионального и личностного потенциала студентов в идущих социальных преобразованиях в России на рынке труда требуется инициативные, свободно мыслящие, творческие специалисты, способные быстро воспринимать новую информацию и принимать нестандартные решения, приводящие к положительным результатам. Социальной потребностью общества становится проявление научно-творческого подхода к профессиональной деятельности, условием эффективности которого является развитие научно-технического прогресса, что приводит к необходимости формирования творческой и научной культуры студентов экономических специальностей. Поэтому развитие научно-творческого подхода к обучению студентов является важнейшей задачей воспитания квалифицированных и конкурентоспособных специалистов в области экономики.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)» достаточно четко сформулированы требования к специалистам [1]. Данные требования к подготовке специалиста говорят о том, что в процессе обучения студентов-экономистов необходимо сформировать творческую и научную культуру.

Творческая и научная культура – это не только обладание определенными знаниями и умениями работы, но и использование интеллектуально-творческой деятельности во всех сферах жизни. В процессе обучения в вузе будущий специалист накапливает и приобретает знания, навыки и умения самостоятельного интеллектуального и творческого роста, которые ему позволят ориентироваться в разных отраслях производства. Важным в русле общечеловеческой культуры является системно-комплексный подход обучения учебным предметам в вузе (Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев, В.М. Розин). Поэтому в процессе обучения необходимо возбудить интерес студентов к знаниям, сформировать в них правильную активную и позитивную мотивацию к самообразованию и самосовершенствованию. Для этого в высшем учебном заведении необходимо создать среду, в которой студенты будут получать удовольствие от образовательного процесса и самообразования.

Анализ современной научной литературы в области педагогики показал, что для формирования творческо-научной среды студентов, построения обучения предлагается использовать продуктивные методы обучения и эвристические приемы.

Педагогическая практика доказывает, что с помощью активных методов обучения возможно целенаправленное развитие научных и творческих способностей студентов-экономистов, а именно:

  • умелое использование методов анализа, синтеза;
  • установление и сравнение причинно-следственных связей;
  • выявление противоречий при помощи критического мышления;
  • прогнозирование возможного хода развития;
  • многогранное видение любой системы в аспекте прошлого, настоящего, будущего;
  • выстраивание алгоритма действия;
  • умелый анализ и обобщение социально-экономических данных и материалов;
  • умелое всестороннее использование статистических данных;
  • развитие логического мышления.
  • Разработка и внедрение активных методов обучения в процессе подготовки студентов-экономистов предопределили актуальность данной темы. Мы согласны с А.М. Смолкиным, что под активными методами обучения следует понимать способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов [3, С.30], которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом (когда активен не только преподаватель, но активны и студенты). Активные методы обучения предполагают использование системы методов, направленной на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.

    Рассмотрим основанные формы организации обучения с использованием активных методов, адаптированные к работе со студентами специальности «Экономика и управление на предприятии» в Кузбасском государственном техническом университете, их механизм и функции, которые используются при проведении лекционных и практических занятий по дисциплинам «Управление персоналом», «Менеджмент», «Управление качеством» (табл. 1).

    Таблица 1

    Активные методы обучения, используемые для подготовки студентов-экономистов

    Использование активных методов зависит от времени, которым располагает педагог. Как показывает практика, беседа занимает больше времени, чем простое изучение учебного материала, но она побуждает студентов к размышлению, установлению междисциплинарных знаний и связей, способствует развитию мышления и памяти. Она зарождает интерес к работе и проявление активного участия в ней, что позволяет преподавателю выявить у студентов ошибочные суждения, представления, что способствует предупреждению возможных ошибок в закреплении учебного материала.

    Репродуктивные методы усвоения знаний, к которым можно отнести пересказ, упражнение по образцу затрачивают небольшое время для запоминания выданного учебного материала. Об овладении учебным материалом студентами можно говорить лишь тогда, когда они способны, руководствуясь полученными знаниями, проанализировать ту или иную ситуацию, объяснить ее проявление с точки зрения теории, выработать правильный практический путь решения профессиональной задачи. Но метод анализа ситуаций по времени является более затратным, чем пересказ учебного материала. Вот поэтому преподаватель в зависимости от важности учебного материала для наиболее полного практического усвоения учебного материала распределяет время на содержание наиболее значимого, второстепенного и вспомогательного материла.

    На выбор метода активного обучения влияет возраст, уровень подготовленности к обучению, наличие производственного опыта студентов.

    В формировании научной и творческой культуры студентов экономических специальностей, на наш взгляд, можно выделить три этапа, которые носят условный характер, но позволяют развивать научно-творческую среду в процессе обучения. Выделенные этапы взаимосвязаны друг с другом и являются продолжением предыдущего этапа.

    На различных этапах учебного процесса могут использоваться методы активного обучения:

    1 этап первоначальное овладение знаниями, для этого могут быть использованы следующие методы активного обучения: проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

    2 этап контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование, тренинги, кейс - стадии и т.д.

    3 этап формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

    Применение на практике тех или иных методов не является самоцелью. Выбор соответствующего метода обучения будет зависеть от степени усвоения конкретных дидактических единиц изучаемой дисциплины.

    Таким образом, формирование творческой и научной культуры студентов должно проходить взаимосвязано и может решаться успешно при обучении, которое направлено на активизацию мышления, развитие познавательного интереса (внутреннего побуждения к деятельности) студентов.


    Источники:

    1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 060800 – Экономика и управление на предприятиях (по отраслям). – М., 2000.
    2. Методы активизации познавательной деятельности студентов: Сб. науч. тр. / Под ред. С.Н. Дурова. – Новочеркасск: Новочерк. гос. тех. ун-т, 1993.
    3. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М., 1991.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:07:24