Факторы мотивации молодежи при выборе профессии

Цыганкова И.В.1, Потуданская В.Ф.2, Цзывэй Я.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2 Омский государственный технический университет, Россия, Омск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзывэй Я. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 1545-1554. – doi: 10.18334/et.6.4.41349.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42471892
Цитирований: 24 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Возможности реализации кадрового потенциала организации во многом зависят от осознанности выбора профессии молодыми людьми. Изучение влияния факторов формирования мотивации при выборе профессии позволит построить эффективную систему профориентации молодежи. В статье показана роль глобализации и основные направления ее влияния на мотивы выбора профессии. По итогам анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта исследований мотивов выбора профессии молодыми людьми из разных стран сделан вывод о том, что значимость факторов выбора профессии и степень их влияния существенно различаются у молодежи из разных стран. Предложена классификация факторов мотивации выбора профессии. На основании проведенного авторами исследования, выявлены ключевые факторы, определяющие выбор профессии молодыми людьми из России и Китая, получающими образование в высших учебных заведениях. Сформулированы общие черты, особенности и различия мотивационных приоритетов молодых людей данных стран.

Ключевые слова: карьера, мотивация, кадровый потенциал, факторы, профессиональное самоопределение, профессия

JEL-классификация: J24, J49, J82

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Выбор профессии является важным этапом определения сферы трудовой деятельности для молодых людей, поскольку оказывает влияние на всю профессиональную жизнь в последующие годы, определяет возможности формирования профессионального мастерства и развития в профессиональной сфере. Как отмечают И.С. Сотникова и О.А. Прокудина, профориентация способствует формированию альтернативных выборов профессионального труда в меняющихся условиях жизни и профессиональной деятельности трудоспособного человека, то есть выбору профессиональной карьеры [1] (Sotnikova, Prokudina, 2019). Таким образом, мотивы выбора профессии не формируются сами по себе, на них оказывает воздействие комплекс мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии с учетом способностей самого работника и ситуации на рынке труда.

Правильный либо ошибочный выбор профессии молодыми людьми влияет на возможности реализации кадрового потенциала организации. Так, ошибочный выбор профессии вызывает неудовлетворенность работника трудом, отрицательно влияет на трудовую мотивацию, обуславливает низкую производительность труда, не позволяет раскрыть таланты и способности работника. В этой связи повышается актуальность изучения влияния факторов формирования мотивации при выборе профессии.

Категория «молодежь» определяется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) не как фиксированная возрастная группа, а как подвижная, неоднородная категория, которая включает молодых людей в период перехода от детской зависимости к взрослой независимости и осознания их взаимозависимости как членов сообщества. Но в то же время в отдельных странах установлены четко определенные возрастные границы трудоспособной молодежи, поскольку данная социальная группа участвует в трудовых отношениях, оказывает существенное влияние на положение на рынке труда, определяет будущее трудовой сферы в стране. Для молодых людей во многих странах разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки, так как молодежь является социально уязвимой группой населения и т. д.

В Российской Федерации, согласно данным Росстата, к трудовым ресурсам молодежи относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет включительно. Но трудовая деятельность в России разрешена с 14 лет. Таким образом, в трудовые отношения могут быть вовлечены и подростки в возрасте 14-15 лет. В Китайской Народной Республике молодежь на рынке труда – это молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет включительно. Согласно параграфу № 15 второй главы Трудового законодательства КНР, работодателям запрещается нанимать на работу несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Таким образом, в обеих странах молодежь на рынке труда – это преимущественно молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. В этой связи к 16 годам мотивы выбора профессии уже должны быть сформированы. В реальных условиях выбор профессии происходит под влиянием родителей и друзей, школы, средств массовой информации. В России значительный вклад в формирование мотивов выбора профессии вносит профориентационная работа, проводимая учебными заведениями, работодателями, Министерством труда РФ. В Китае складывается аналогичная ситуация: во многих китайских школах в рамках профориентационной работы преподается дисциплина «Философия выбора профессии». Кроме того, многие китайские школьники имеют возможность еще на стадии получения школьного образования получить рабочую профессию с возможностью прохождения практики на предприятии. Обучение осуществляется в школах квалифицированными рабочими.

В современных условиях целесообразно исследование доминирующих факторов, влияющих на принятие решений о выборе профессии, поскольку это может служить основой для разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности систем профориентации.

На выбор профессии влияют различные факторы. В условиях глобальной цифровизации всех сфер жизнедеятельности и формирования единого информационного пространства «Интернет» молодые люди получают представления о различных моделях культуры и экономики, различиях в образе жизни, уровне жизни. Меняются их представления о «хорошей работе», трудовые ценности и мотивы трудовой деятельности. Но, несмотря на «размывание» национальных представлений о профессиональном благополучии вследствие глобализации, особенности развития национальных экономических систем, состояние рынка труда в странах, уровень жизни, тенденции развития отдельных секторов экономики, уровень развития социальной сферы в отдельно взятой стране также оказывают влияние на потребности и ценности человека в сфере труда, формируют определенные стандарты «хорошей работы». Мы полагаем, что мотивация выбора профессии обусловлена синтезом национальных представлений, а также представлений и стандартов, которые несет с собой глобализация.

Факторы, влияющие на выбор профессии

На наш взгляд, факторы формирования мотивации при выборе профессии можно классифицировать на внешние и внутренние. Внешние факторы определяются экономическими и социальными условиями жизни, внутренние – моральными ценностями и внутренними установками молодых людей, способностями к определенному виду деятельности. К внешним факторам, влияющим на выбор профессии, можно отнести:

– вознаграждение за труд (уровень оплаты труда или дохода от трудовой деятельности);

– престижность и популярность профессии;

– доступность рабочих мест на рынке труда (востребованность профессии);

– гарантии занятости (в зависимости от сектора экономики);

– влияние родителей;

– влияние друзей и знакомых.

К внутренним факторам относятся:

– соответствие профессии способностям человека;

– интерес к определенной профессиональной сфере;

– возможности самореализации и самовыражения;

– возможности профессионального развития и карьерного роста.

Влияние факторов, определяющих выбор профессии, на наш взгляд, может существенно различаться в зависимости от экономического уклада общества, особенностей социальной системы, национального менталитета молодежи, культурных особенностей, обычаев и традиций. K. Wüst и L. Šimić подчеркивают в своих исследованиях, что результаты социологического опроса, проведенного среди немецких и хорватских студентов, показали, что у немецкой молодежи самым значимым фактором выбора профессии является высокий доход: его значимость составила 3,7 балла по пятибалльной шкале. В то же время хорватские студенты присвоили данному фактору более низкое значение: 3 из 5 [9] (Wüst, Šimić, 2017). D. Tao, R. Zhang и E. Lou отмечают, что вознаграждение за труд традиционно является высоким мотиватором для принятия решений о выборе профессии и карьерных перемещениях среди китайских студентов-мигрантов в Канаде [8] (Tao, Zhang, Lou, Lalonde, 2018). Высокий доход играет важную роль при выборе профессии и для студентов из Южной Африки [2]. Напротив, потребность в более высоком вознаграждении за труд несущественно влияла на принятие решений о выборе профессии среди студентов инженерных специальностей в Индии [7] (Gokuladas, 2010) и молодых японцев [10] (Yamashita, Youn, Matsumoto, 1999).

Для молодых людей из многих стран престиж профессии является важным фактором при принятии решений о профессиональном выборе. Австралийские исследователи P. Akosah-Twumasi, T. Emeto, D. Lindsay, K. Tsey говорят о том, что престиж профессии играет значимую роль среди молодежи в Индии, Южной Африке, Хорватии, Японии и Корее [3] (Akosah-Twumasi, Emeto, Lindsay, Tsey, 2018). Исследователи из Африки O. Bojuwoye и S. Mbanjwa подчеркивают, что более половины респондентов, участвовавших в южноафриканском исследовании мотивов выбора профессии, оценили данный фактор как второй по степени важности, указав, что престижная работа позволит им жить хорошей жизнью и пользоваться уважением в обществе [6] (Bojuwoye, Mbanjwa, 2006). Японские и корейские студенты также полагают, что престиж профессии – важный фактор профессионального самоопределения [10] (Yamashita, Youn, Matsumoto, 1999), однако корейские студенты считают его более значимым, чем молодые люди из Японии.

Доступность работы рассматривалась как решающий фактор для принятия молодежью решения о выборе профессиональной сферы в южноафриканских странах. K.A. Atitsogbe, I. A. Moumoula, S. Rochat, J.P. Antonietti, J. Rossier говорят о том, что в Буркина-Фасо удаленность места работы зачастую не позволяла студентам выбирать профессию, связанную с предпочитаемыми ими областями деятельности [5] (Atitsogbe, Moumoula, Rochat, Antonietti, Rossier, 2018). P. Akosah-Twumasi, T. Emeto, D. Lindsay, K. Tsey также отмечают, что исследование, проведенное среди корейских студентов, чья профессиональная деятельность касалась гостиничной и туристической сфер, показало, что корейские студенты в большей степени принимают во внимание такой фактор, как доступность рабочих мест по сравнению с американскими студентами тех же сфер деятельности.

Гарантии занятости как значимого фактора отмечены в исследовании K. Wüst и L. Šimić, где подчеркивается, что они являются приоритетными для немецкой молодежи в сравнении с хорватскими молодыми людьми. Исследователи предположили, что высокая значимость гарантий занятости для немцев определяется тем, что в последние годы в Германии заметно сократилось количество сотрудников в возрасте до 25 лет, имеющих постоянные трудовые договоры на длительный срок [9] (Wüst, Šimić, 2017).

Интерес к определенной профессиональной сфере является важным фактором при выборе профессии молодыми людьми из разных стран. О. Bojuwoye и S. Mbanjwa установили, что около пятидесяти процентов молодежи руководствуются личными интересами при выборе профессии. J. Amani говорит о том, что успешный выбор профессии студентами из Танзании обусловлен в большей степени внутренними убеждениями. Студенты, выбирающие программы обучения на основе своих способностей и интересов, более удовлетворены трудом после окончания обучения, более склонны продолжать профессиональное обучение в магистратуре и реже работают не по полученной специальности [4] (Amani, 2016). Многие китайские исследователи указывают на то, что в коллективистской китайской культуре личные интересы имеют существенное значение, однако социальные предпочтения сильно влияют на индивидуальные предпочтения при выборе профессии.

Возможности профессионального развития и карьерного роста являются самым важным фактором выбора профессии для студентов из Южной Африки [2].

F. Abrahams, R. Jano и B. van Lill сделали вывод о том, что в большинстве случаев важнейшим источником финансовой поддержки для студентов из Южной Африки являются родители, а потому их влияние на выбор профессии молодыми людьми является достаточно значимым. Многие исследователи отмечают, что успешная профессиональная деятельность родителей мотивирует выбор той же профессии детьми.

Можно сделать вывод о том, что значимость и степень влияния отдельных факторов выбора профессии существенно различаются у молодых людей из разных стран.

С целью выявления значимости факторов нами было проведено социологическое исследование. В выборку вошли молодые россияне и китайцы, получающие образование в высших учебных заведениях России и Китая:

– Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (российские и китайские студенты, обучающиеся в магистратуре на направлениях «Экономика» и «Менеджмент»);

– Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (студенты магистратуры из России, получающие экономическое образование);

– Северо-Западном институте управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (студенты из России и Китая, получающие образование по направлению «Управление персоналом»);

– Омском государственном техническом университете РФ (магистры, получающие образование по экономическим и техническим направлениям);

– Сельскохозяйственном университете г. Хэнань, КНР (Henan Agricultural University; магистранты различных направлений);

– Педагогическом университете г. Чжоуко, КНР (Zhoukou Normal University; магистры, получающие политическое образование, образование в сфере аналитической химии, фундаментальной математики, биологии);

– Университете легкой промышленности г. Чэньджоу, КНР (Zhengzhou University of Light Industry, магистры, получающие образование по управленческим направлениям и направлению «Логистика»).

В исследовании приняли участие 182 студента из Китая и 371 студент из России.

Отвечая на вопрос «Почему Вы выбрали Вашу профессию?», в качестве самого главного фактора большинство студентов указали интерес к данной профессиональной сфере. Данный фактор как самый значимый выбрали 50 % молодых людей из КНР и 53 % студентов из РФ.

При этом 25 % российских студентов полагают, что соответствие профессии способностям студента – самый главный фактор выбора профессии. Возможности трудоустройства играют самую главную роль при выборе профессии для 12,4 % студентов из России.

Широкие возможности трудоустройства также играют ключевую роль в профессиональном самоопределении (37,5 % китайских студентов выбрали данный фактор как приоритетный). Интересно то, что никто из китайских студентов не выбрал высокий уровень оплаты труда по получаемой профессии в качестве главного фактора. Среди россиян данный фактор является ключевым лишь для 6 % респондентов. В основном данный фактор считают ключевым студенты, обучающиеся на экономических направлениях. Также никто из респондентов из обеих стран не указал, что ключевым фактором при выборе профессии являлось мнение родителей либо друзей.

Вторым по значимости фактором выбора профессии для студентов обеих стран являются широкие возможности трудоустройства по полученной специальности: его выбрали 62 % опрошенных россиян и 25 % китайцев. Для китайцев играет важную роль высокий уровень оплаты труда – 50 %, в то время как для россиян его роль незначительна – лишь 6 % респондентов дали ему второе место по шкале значимости. Для российских студентов важное значение имеет наличие способностей для работы в выбранной сфере – вторым по шкале значимости его выбрали 25 % респондентов, в то время как среди китайских студентов значение данного показателя незначительно.

На третье место по степени значимости факторов россияне поставили престижность профессии, ее популярность, достойный уровень оплаты труда, а студенты из Китая – престижность профессии и желание родителей передать свои профессиональные знания либо желание, чтобы дети получили выбранную родителями профессию.

Среди опрошенных респондентов-россиян 31 % получают образование в магистратуре по той же специальности, что и на бакалавриате, 44 % получают образование по близкому направлению («Экономика», «Менеджмент»), а 25 % выбрали совершенно другую профессиональную сферу. При этом 85,5 % россиян рассматривают возможность работы не по специальности в будущем, и лишь 12,5 % совершенно не планируют в будущем менять сферу деятельности.

На вопрос «Оправдал ли выбор профессии Ваши ожидания на данный момент?» 78 % российских студентов ответили утвердительно, 12,5 % отметили, что разочаровались в профессии на стадии получения образования бакалавра, а потому выбрали для обучения в магистратуре другую специальность, а 9,5 % сообщили, что выбор профессии не оправдал их ожидания. Все магистранты-россияне, профессиональный выбор которых не оправдал ожидания, указали в качестве важнейшего фактора выбора профессии ее популярность, престижность либо широкие возможности трудоустройства. Никто из них не выбрал профессию, руководствуясь такими внутренними факторами, как соответствие способностям либо интерес к данной сфере.

Среди опрошенных респондентов из Китая 75 % обучаются в магистратуре по направлению, близкому к бакалаврскому образованию, но выбрали другой профиль; а 25 % получают магистерское образование по другой специальности. При этом 75 % допускают возможность работы не по специальности в будущем. На вопрос «Оправдал ли выбор профессии Ваши ожидания на данный момент?» 87,5 % респондентов отметили, что полностью удовлетворены выбором профессии.

Заключение

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

– внутренние факторы, такие как соответствие профессии способностям человека и интерес к определенной профессиональной сфере имеют приоритетное значение как для китайцев, так и для россиян;

– возможности трудоустройства после получения образования также очень важны как для российских студентов, так и для молодых людей из Китая;

– вопреки сложившимся стереотипам, мнение родителей, друзей или родственников не является самым значимым фактором выбора профессии молодыми людьми, тем не менее роль данного фактора для китайцев выше, чем для россиян;

– для молодых россиян популярность профессии играет большую роль, чем для молодых людей из Китая;

– для китайцев уровень оплаты труда в последующие годы играет большую роль, чем для российских студентов;

– возможности профессионального развития и карьерного роста почти не играют роли на стадии профессионального самоопределения и выбора профессиональной деятельности ни для российских, ни для китайских студентов.

На наш взгляд, рассматриваемая студентами возможность работы не по специальности связана не столько с ошибочным выбором профессии, а с быстро меняющимися экономическими условиями, трансформацией рынка труда и появлением новых профессий, поскольку преобладающее большинство респондентов и из России, и из Китая довольны своим профессиональным выбором.

Ошибочный выбор профессии как среди китайцев, так и среди россиян обусловлен в большинстве случаев влиянием внешних факторов (популярность профессии, престижность, хорошие возможности трудоустройства).

На наш взгляд, преемственность получаемого образования на уровне бакалавриата и магистратуры (получение образования по тому же или близкому направлению и профилю) свидетельствует об обоснованном профессиональном выборе и будет способствовать реализации кадрового потенциала работников в последующие годы, в то время как ошибочный выбор профессии будет препятствовать возможности его реализации.

Доминирующие факторы, влияющие на формирование мотивации при выборе профессии, целесообразно принимать во внимание при построении системы профориентации молодежи с учетом кадровой потребности регионов, отдельных работодателей.


Источники:

1. Сотникова С.И., Прокудина О.А. Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования // Экономика труда. – 2019. – № 3. – С. 1059-1078. – doi: 10.18334/et.6.3.40858.
Factors Influencing the Career Choice of Undergraduate Students at a Historically Disadvantaged South African University. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/279232163_Factors_ Influencing_the_Career_Choice_of_Undergraduate_Students_at_a_Historically_Disadvantaged_South_African_University.
Akosah-Twumasi P., Emeto T., Lindsay D., Tsey K. A Systematic Review of Factors That Influence Youths Career Choices—the Role of Culture. Frontiersin.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2018.00058/full#B1.
Amani J. Do Tanzanian Undergraduate Students Choose or Hunt for their Degree Programmes?. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www. researchgate.net/publication/296619568_Do_Tanzanian_Undergraduate_Students_Choose_or_Hunt_for_their_Degree_Programmes.
5. Atitsogbe K.A., Moumoula I.A., Rochat S., Antonietti J.P., Rossier J. Vocational interests and career indecision in Switzerland and Burkina Faso: cross-cultural similarities and differences // Journal of vocational behavior. – 2018. – С. 126-140. – doi: 10.1016/j.jvb.2018.04.002.
6. Bojuwoye O., Mbanjwa S. Factors impacting on career choices of technikon students from previously disadvantaged high schools // Journal of Psychology in Africa. – 2006. – № 16. – С. 3-16. – doi: 10.1080/14330237.2006.10820099.
7. Gokuladas V.K. Factors that influence first-career choice of undergraduate engineers in software services companies: a South Indian experience // Career Development International. – 2010. – № 15. – С. 144-165. – doi: 10.1108/13620431011040941.
8. Tao D., Zhang R., Lou E., Lalonde R.N. The cultural shaping of career aspirations: acculturation and Chinese biculturals' career identity styles // Canadian Journal of Behavioural Science. – 2018. – № 50. – С. 29-41. – doi: 10.1037/cbs0000091.
9. Wüst K., Leko Šimić M. Students' career preferences: intercultural study of Croatian and German students // Economics and Sociology. – 2017. – № 3. – С. 136-152. – doi: 10.14254/2071-789X.2017/10-3/10.
10. Yamashita T., Youn G., Matsumoto J. Career decision-making in college students: cross-cultural comparisons for Japan and Korea // Psychological reports. – 1999. – № 3-2. – С. 1143-1157. – doi: 10.2466/pr0.1999.84.3c. 1143.

Страница обновлена: 08.04.2024 в 15:56:04