Построение алгоритма формирования структуры интеллектуального капитала в инновационной деятельности вуза

Ассорина Г.Ю., Ягудин С.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (40), Апрель 2010

Цитировать:
Ассорина Г.Ю., Ягудин С.Ю. Построение алгоритма формирования структуры интеллектуального капитала в инновационной деятельности вуза // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 4. – С. 121-127.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13534974
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Интеллектуальный капитал является источником и результатом инновационной деятельности организаций высшего профессионального образования. В статье авторы выделяют основную задачу менеджмента вузов – идентификацию и систематизацию интеллектуальных активов и ресурсов с целью дальнейшего их использования в организации инновационных процессов и обеспечения дополнительных доходов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, интеллектуальный капитал, вуз, инновационное управление вузом, интеллектуальные активы, инновационный процесс, научные организации, интеллектуальные ресурсы, жизненный цикл знаний, организации высшего профессионального образования

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Системообразующим элементом инновационных процессов вуза является научная деятельность, которая стимулирует процесс создания новшеств благодаря актуальным открытиям и генерированию новых знаний. Научно-исследовательская работа является частью профессиональной деятельности преподавателя, результаты которой получают воплощение как в учебном процессе вуза, так и в производственном процессе предприятий.

Отдельные результаты научной работы могут быть преобразованы в интеллектуальную собственность, другие – в интеллектуальные активы и ресурсы. Их совокупность представляет собой интеллектуальный капитал (ИК), являющийся источником дополнительных доходов вуза. Преобразование идей и знаний в новые виды интеллектуальных активов и ресурсов осуществляется в процессе жизненного цикла знаний, представленного на рис. 1.

Рис.1. Структура жизненного цикла знаний

Основной задачей менеджмента вуза является идентификация и систематизация интеллектульных активов и ресурсов на всех этапах жизненного цикла с целью дальнейшего их использования в организации инновационных процессов и обеспечения дополнительных доходов.

В исследованиях, посвященных изучению ИК, учеными выделяются, как правило, устоявшиеся структурные элементы: человеческий, структурный и рыночный капитал. Однако выделение каких-либо элементов в структуре интеллектуального капитала должно основываться, прежде всего, на принципе соответствия стратегическим целям организации в области инновационного развития.

Таким образом, с целью формирования структуры ИК необходимо определить направления деятельности вуза, использующие результаты научно-исследовательской работы, идентифицировать интеллектуальные ресурсы и активы, формируемые и используемые в рамках данных направлений, а также оценить степень их участия в формировании дополнительных доходов. Конечным этапом данного процесса будет включение интеллектуальных активов и ресурсов в структуру ИК вуза.

Определение направлений деятельности вуза, основанных на результатах научной работы, проводилось на основе анализа трудов уче ых, посвященных изучению особенностей

систем образования разных стран [1, 2, 3 ,4]. На сегодняшний день приоритетным направлением развития вузов является формирование комплекса исследовательских университетов. В России данный процесс только начинается. В странах ЕС разрабатывается новая структура исследовательских университетов в рамках Европейского института технологий, в которую наряду с исследовательскими университетами войдут вузы, не получившие данного статуса. Данная структура предложена с целью «углубления связей между университетами на основе многосторонних контрактов» и «предотвращения утечки высококачественного человеческого капитала из заведений партнеров» [1].

Иванюк И.А. [2] отмечает, что при значительной роли исследовательской работы в вузах Англии, Германии, Франции и США особое внимание уделяется прикладным образовательным программам, которые «в большей степени ориентированы на развитие профессиональных навыков и их дальнейшее использование в конкретных сферах человеческой деятельности». Кроме того, французская модель образования предусматривает разделение научной деятельности на «науку внутри» и «науку вне» вуза, что «активизирует работу в направлении профессионализации образования».

Отдельным направлением, основывающимся на использовании результатов научной работы, является консалтинговая деятельность, которая предусматривает оптимизацию бизнес-процессов предприятия посредством использования различного рода инноваций с учетом специфики бизнеса.

Следует также отметить, что высшие учебные заведения, являясь участниками рынка образовательных услуг, представляют собой предпринимательские организации, управление которыми предполагает знание новейших результатов научно-практических достижений в сфере менеджмента и маркетинга.

Следовательно, деятельность высшего учебного заведения может быть сгруппирована по четырем направлениям: научная, образовательная, консалтинговая и административная, в соответствии с которыми необходимо идентифицировать те интеллектуальные активы и ресурсы, которые непосредственно влияют на усиление конкурентных позиций вуза и, как следствие, увеличение доходов. С этой целью была разработана матрица формирования ИК вуза, в которой интеллектуальные ресурсы и активы идентифицировались в соответствии с принадлежностью к человеческому, структурному и рыночному капиталу, а также выделенными нами направлениями деятельности вуза.

На основе матрицы был проведен аудит интеллектуальных активов и ресурсов на примере Тверского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики с целью оценки степени их значимости для организации эффективной работы соответствующего направления посредством опроса заведующих кафедрами, руководителей учебных подразделений, преподавателей-консультантов и дирекции вуза. Анкеты разработаны нами таким образом, чтобы представители разных направлений деятельности вуза могли оценить интеллектуальные активы и ресурсы всех направлений, это позволит выявить наиболее полный состав ИК вуза.

На основе проведенного опроса были систематизированы наиболее значимые интеллектуальные активы (ИА) и ресурсы (ИР) по каждому направлению деятельности вуза и предложены для оценки экспертной группе, в которую вошли представители кафедр, структурных подразделений и дирекции филиала. В ходе оценки определялась степень влияния того или иного элемента ИК на формирование будущих доходов. По результатам проведенной работы интеллектуальные активы и ресурсы, имеющие высокий весовой коэффициент (К=0,8 и более), могут быть отобраны для включения в структуру ИК вуза. Однако оценка реального состояния данных элементов в баллах показала, что не все элементы соответствуют должно му уровню (N=3 балла и более), в связи с чем взвешенная оценка оказалась невысокой, а, следовательно, их использование в качестве элементов ИК на данном этапе нецелесообразно.

С целью выявления причин неудовлетворительного состояния некоторых элементов ИК предлагается проводить анализ жизненного цикла знаний организации, позволяющий установить, на каком этапе формируется тот или иной актив (ресурс), а также выявить причины, в результате которых данный актив (ресурс) использовался неэффективно. На основе результатов анализа жизненного цикла знаний определяются мероприятия по совершенствованию процесса формирования и использования ИК.

Таким образом, предложенный нами механизм формирования структуры ИК можно представить в виде следующего алгоритма (рис. 2).

Рис. 2. Концептуальный подход механизма формирования структуры интеллектуального капитала

Структура интеллектуального капитала, сформированная в соответствии с предложенным алгоритмом, является подвижной и гибкой. Это обусловлено изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде организации, которые предопределяют степень значимости тех или иных элементов ИК и, как следствие, отказ от нерентабельных активов и ресурсов и формирование новых, соответствующих рыночным перспективам.


Источники:

1. Згуровский М. Исследовательские университеты: шанс для Европы // Зеркало недели. – 2006. – № 39 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zn.ua.
2. Иванюк И.А. Рыночный механизм воспроизводства интеллектуального капитала: Дис. … д.э.н.: 08.00.01. – М., 2004.
3. Коверников Я.Б. Критерии исследовательского университета: практика США / Я.Б. Коверников, К.К. Архипова, Д.А. Хитяева // Совет ректоров [Электронные текстовые данные]. – Режим доступа: http://www.sk.edu3000.ru.
4. Roger G.Noll Challenges to Research Universities / Roger G.Noll, Wesley Cohen, William Rogerson, Linda R. Cohen. Brookings Institution Press, 1998.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 15:08:33