Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»4 / 2019
DOI: 10.18334/eo.9.4.41224

Образование как составляющая человеческого потенциала: анализ в разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округа

Хаджалова Хадижат Магомедовна, ведущий научный сотрудник, доктор экономических наук, доцент профессор кафедры «Управление проектами и программами», Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Россия

Савзиханова Сабина Эминовна, доктор экономических наук, доцент кафедры «Информационных технологий» доцент кафедры «Социальных и информационных технологий», Дагестанский государственный университет, Россия

Абдулаева Заира Запировна, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Социальных и информационных технологий», Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук Дагестанский государственный университет, Россия

Translation will be available soon.

Аннотация:
Образование является важнейшей составляющей человеческого потенциала и выступает базовой категорией определяющей развитие территории. Для оценки образовательной составляющей человеческого потенциала использован метод балльной системы оценок. Каждой степени полного общего и профессионального образования присваивается определенный балл. На основании статистической базы – Всероссийской переписи населения 2010 г. (ВПН-2010) и Микропереписи населения 2015 г. (МПН-2015) – определяется ранг региона по уровню образования. Более высокий уровень образования свидетельствует о высоком ранге. Уровень образования населения Северо-Кавказского федерального округа, согласно результатам исследования, пока сохраняет тенденцию к росту: отмечается повышение среднего уровня образования населения субъектов СКФО в 2015 г. в сравнении с 2010 г. Вместе с тем, имеются негативные моменты, наблюдаемые в образовании молодых возрастов, которые могут активно заявить о себе в ближайшее время.

JEL-классификация: I21, I26, R19

Цитировать публикацию:
Хаджалова Х.М., Савзиханова С.Э., Абдулаева З.З. Образование как составляющая человеческого потенциала: анализ в разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – doi: 10.18334/eo.9.4.41224

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Вольчик В.В., Маслюкова Е.В. Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки // Terra Economicus. – 2019. – № 2. – С. 146-162. – doi: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162.
Всероссийская перепись населения – 2010 год. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm ( дата обращения: 16.06.2019 ).
Индекс развития человеческого потенциала. Гуманитарная энциклопедия: Исследования. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info ( дата обращения: 23.06.2019 ).
4. Мигранова Л.А., Токсанбаева М.С. Человеческий потенциал населения российских регионов: уровень и динамика развития (первая часть) // Уровень жизни населения регионов России. – 2018. – № 2(208). – С. 47-59. – doi: 10.24411/1999-9836-2018-10014.
Микро перепись населения – 2015 год. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html ( дата обращения: 16.06.2019 ).
6. Михалкина Е.В., Косолапова Н.А., Сенькив О.Я. Модель оценки влияния факторов социально-экономического развития регионов России на формирование человеческого потенциала // Terra Economicus. – 2015. – № 2. – С. 57-72.
Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия: Исследования. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info ( дата обращения: 23.06.2019 ).
8. Римашевская Н.М. Качество человеческого потенциала в условиях инновационной экономики // Народонаселение. – 2009. – № 3. – С. 16-29.
9. Римашевская Н.М. Пути повышения качества трудового потенциала в современной России // Народонаселение. – 2011. – № 1. – С. 025-030.
10. Римашевская Н.М., Бочкарева В.К., Мигранова Л.А., Молчанова Е.В., Токсанбаева М.С. Человеческий потенциал российских регионов // Народонаселение. – 2013. – № 3(61). – С. 084-141.
Система образования в Российской Федерации. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2018/06/29/1153062641/obr2018.pdf ( дата обращения: 29.06.2018 ).
Смолин О.Н. Болонский процесс и национальная образовательная политика. / Сб. ст. - М.: Культурная революция, 2009. – 13-23 с.
Соболева И.В. Проблемы воспроизводства человеческого потенциала в трансформационной экономике. / Монография. - М.: ИЭ РАН, 2006. – 236 с.
Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. - М.: Наука, 2007. – 236 с.
Стиглиц Дж. Неравенство тормозит восстановление // Мир перемен, 1. - 2013
16. Хаджалова Х.М. Качество формирует потенциал // Экономика труда. – 2015. – № 1. – С. 39-50. – doi: 10.18334/et.2.1.49.