Проблемы перехода к экономике знаний в России и перспективы развития малого предпринимательства

Рассказова Н.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (31), Июль 2009

Цитировать:
Рассказова Н.В. Проблемы перехода к экономике знаний в России и перспективы развития малого предпринимательства // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 7. – С. 11-17.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12787709
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время перед Россией стоит проблема перехода к экономике знаний. Формирование данной экономики определяется выделением приоритетных направлений развития, к которым относятся образование и наука, здравоохранение, культура, информационно-коммуникационные технологии и связь, инновации. Все это открывает новые возможности для развития малого предпринимательства и расширения его социально-экономических функций, чему и посвящен предлагаемый вниманию всей читательской аудитории журнала научно-исследовательский очерк.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономическое развитие, экономика знаний

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современное состояние национальной социально-экономической системы России характеризуется кризисными противоречиями и конфликтами. Это приводит к поиску новой парадигмы, обеспечивающей стратегию устойчивого развития, которая может развиваться по двум сценариям. Либо ‑ экстенсивно-ресурсному пути развития, по которому сегодня движется наша страна, либо по социально-экономическому и культурному пути ‑ за счет использования принципов экономики знаний и увеличения человеческого потенциала, характерному для развитых стран. От выбора стратегии развития зависит дальнейшая судьба России: или она навсегда останется страной «периферийного капитализма», или станет конкурентоспособной страной, где знания играют решающую роль, а инновации выступают важнейшим фактором экономической жизни.

Формирование экономики знаний приводит к появлению новых целей и приоритетов, идеологии, ценностей общественного развития. Упор делается на развитие человеческих ресурсов, на инвестиции в человеческий фактор. Кроме того, на основе достижений НТП качественно изменяется структура национальной экономики и всех ее элементов, характер экономического роста, стиль жизни, система ценностей и мотиваций, пересматривается само понятие «общественный прогресс», меняются представления о его критериях.

Переход к экономике знаний выдвигает новые приоритетные направления развития социально-экономической системы, которые позволят избавиться от сырьевой зависимости и создадут условия для стимулирования производств, ориентированных на внутреннее потребление. К числу таких приоритетов можно отнести:

- развитие образования и науки как сфер, производящих и передающих знания;

- развитие здравоохранения как основы создания и поддержания человеческого капитала;

- развитие культуры как сферы формирования мировоззрения, системы мотивации личности, норм поведения;

- формирование инновационной системы как основы повышения конкурентоспособности страны;

- развитие информационной и коммуникативной структуры как сферы распространения информации.

Образование в экономике знаний является основой, движущей силой развития. С точки зрения современной экономической теории образование рассматривается как производительное потребление, оказывающее влияние на экономический рост. Оценить состояние сферы образования в России возможно по уровню финансирования и по показателям уровня образованности. В вопросе финансирования наблюдается отрицательная динамика: государственные расходы на образование в период с 1995 по 2002 год уменьшились с 7-8% до 3% ВВП. В 2007 году, согласно официальным данным, на образование с учетом расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов было выделено 4,1 ВВП. По сравнению со странами ОЭСР расходы на образование в России в расчете на одного обучающегося (с поправкой на паритет покупательной способности) в системе общего образования меньше в 2,5 раза, профессионального – в 10 раз.

Под образованностью подразумевают способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Для оценки уровня образованности в стране используют следующие критерии: уровень грамотности взрослого населения (долю грамотных в возрасте 15 лет и старше) и совокупную долю учащихся. По статистическим данным, приведенным в докладе ООН, в 2002 году уровень грамотности в России составлял 99,6%, совокупный валовой коэффициент числа поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения – 88%, а итоговый индекс уровня образования был тогда равен 0,95.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что Россия входит в первую двадцатку стран с высоким уровнем образования. Несмотря на это, ряд исследователей считают, что существующий уровень образования населения является результатом действия советской системы обязательного всеобщего десятилетнего образования. Но при смене поколений, вполне вероятно произойдет обвал показателя индекса уровня образования. Уже сегодня, согласно результатам Программы «Международная оценка образовательных достижений учащихся» (PISA), в оценке грамотности Россия занимает 29-е место из 37, по математике и решению проблем – 26-е место.

В России становление экономики знаний необходимо начать с сохранения, а возможно и воссоздания образовательного потенциала. Безусловно, основная роль в данном процессе принадлежит государственным организациям. Но определенное место в структуре образования занимают коммерческие образовательные учреждения, особенно в сфере дополнительного образования.

Мобильные и быстро организуемые, не требующие значительных первоначальных вложений предприятия малого бизнеса могут развиваться по следующим направлениям: дошкольное образование; образовательные курсы по различным школьным дисциплинам; курсы переподготовки и повышения квалификации работников; курсы изучения иностранных языков и др. Развитие малого бизнеса в данной сфере будет способствовать увеличению доли населения, вовлеченного в образовательный процесс.

Уже сегодня имеется положительный результат деятельности малых предприятий в сфере образования, несмотря на то, что их количество в период 2005-2007 годов оставалось на уровне 2,7 тыс. предприятий. Рентабельность продукции таковых в 2007 году была в 4,5 раза выше, чем в среднем по малому бизнесу, и почти в 2 раза выше в сравнении с крупными предприятиями.

Другим немаловажным направлением формирования экономики знаний является развитие здравоохранения. Данная сфера выступает основой создания здорового, расширенно воспроизводящего, жизнеспособного, обновляющегося, растущего населения, способного обеспечить развитие по всех направлениям. Здравоохранение является одним из критериев оценки качества человеческого капитала.

Впрочем, по сравнению с развитыми странами Россия имеет один из наиболее низких показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни. Этот показатель у нас равен 64 годам для женщин и лишь 53 годам для мужчин. По экспертным оценкам, экономические потери от увеличения смертности для России за период 2005-2015 гг. составят 303,2 млрд. долларов по сравнению с 32,8 млрд. долларов в Великобритании.

Совершенствование структуры здравоохранения должно осуществляться по линии улучшения деятельности лечебных, профилактических и физкультурно-оздоровительных организаций. Малое предпринимательство может активно развиваться по всем перечисленным направлениям. В настоящее время имеются примеры распространения малых предприятий в стоматологии, развития фитнесс-центров, физкультурно-оздоровительных клубов и др.

По официальным статистическим данным, в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг в 2007 году было занято 11,7 тыс. малых предприятий, из них более 60% являлись прибыльными, а рентабельность продукции более чем в два раза выше, чем в среднем по малым предприятиям. Значительному росту количества малых предприятий в данной сфере способствует увеличение платежеспособного спроса на данные услуги и понимание важности здорового образа жизни самими индивидами.

Немаловажная роль в формировании экономики знаний принадлежит культурной сфере развития общества, которая в значительной степени определяет мотивацию усвоения и переработки знаний. Вместе с тем влияние культуры прослеживается в рамках всей жизнедеятельности человека. Только культурно развитый человек способен продвигать идеи устойчивого развития: обеспечить экологическое развитие, нравственные ориентиры хозяйствования, оценить выгоды социального партнерства и социальной ответственности, развивать гражданское общество, способное адекватно ответить на вызовы современного мира.

Огромное значение в формировании и распространении культурных ценностей имеют различные организации культуры. Субъекты малого предпринимательства могут активно участвовать в развитии сферы культуры. К 2005 году в России в сфере культуры и искусства было задействовано 9,3 тыс. малых предприятий. Причем из них прибыльными были 65,5% предприятий (в то время как среди крупных и средних предприятий прибыльными являлись 54,1%), рентабельность продукции была в два раза выше, чем в среднем по малым предприятиям.

Наиболее привлекательными для малого бизнеса являются культурно-рекреационные услуги и сектор культурных индустрий (музыка и звукозапись, мода, изобразительное искусство, телевидение, декоративное искусство и ремесла, Интернет, литература и издательское дело, архитектура и др.). Важность развития малого бизнеса в данном направлении определяется тем, что наступление новой эпохи существенно изменило весь контекст осмысления культурных индустрий, которые выступают синонимом креативных индустрий.

Под креативными индустриями понимают «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». Такой подход основан на новом видении перспектив эволюции социально-экономической системы.

Неизбежный переход России к экономике знаний основан на повышении роли информации в развитии общества, так как современные средства связи и обработки информации дают экономике неизмеримо большие возможности повышения эффективности функционирования и дальнейшей эволюции.

По оценке Всемирного экономического форума Россия заняла в 2008-2009 году 74 место (из 134) по уровню развитости инфраструктуры информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). К отрицательным причинам того, что Россия занимает «средние» позиции в данном мировом рейтинге эксперты относят относительно высокую стоимость телекоммуникаций на фоне других стран.

Несмотря на скромные позиции в мировом рейтинге, в России наблюдается активное распространение ИКТ и связи. Увеличилось число пользователей персональных компьютеров и сети Интернет, абонентов сотовых мобильных телефонных сетей.

Развитию информационного пространства в России посредством распространения ИКТ и связи способствуют в первую очередь крупные предприятия. Впрочем, в сфере информационно-вычислительного обслуживания и связи с 2000 года наблюдался неуклонный рост количества малых предприятий. Например, согласно официальным данным, в период с 2001 по 2007 год предприятий связи стало больше в 2 раза: с 3,7 тыс. предприятий до 7,8 тыс. предприятий. Удельный вес прибыльных предприятий составлял в период 2001-2006 годов более 60%, а в 2007 г. – 73,4%. Показатели рентабельности проданных товаров, за исключением 2006 года, выше, чем средние показатели рентабельности малых предприятий в 2-3раза, а в 2004 году более чем в 7 раз.

Основой формирования экономики знаний выступает развитие национальной инновационной системы, неотъемлемой частью которой является малое предпринимательство. Данная проблема служит объектом анализа различных экспертов и темой отдельного научного исследования.

Таким образом, неизбежный переход России к экономике знаний возможен при условии развития образования, здравоохранения, культуры, информационно-коммуникационных технологий и связи. Это открывает новые перспективы развития малого предпринимательства в указанных отраслях. Возникает значительный потенциал, который может реализоваться на фоне формирования новых социально-экономических условий.


Источники:

1. Давыдов М.И. Основные направления совершенствования медицинского образования в России / Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России. Аналитический вестник. – №25 (313). – М.: Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 2006.
2. Доклад о развитии человека. 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире – Весь мир, 2004.
4. Дубянская Г.Ю. Экономика развития, основанная на знаниях: идейно-концептуальные основы – М., МАКСПресс, 2007.
3. Малое предпринимательство в России. 2005: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2005.
4. Малое предпринимательство в России. 2008: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2008.
5. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2008.
6. Татаркин А.И., Пилипенко Е.В. Экономика знаний: проблемы теории и методологии. – Екатеринбург, 2007.
7. UK Creative Industries Taskforce, Creative Industries Mapping Document. November 1998.
8. Информационно-коммуникативная готовность России – 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.commcenter.ru/press/articles/2009 (дата обращения 14.04.2009).

Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:50:42