Развитие женского предпринимательства в Казахстане

Петренко Е.С.1, Шевякова А.Л.2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 ТОО «Rational solutions», Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Петренко Е.С., Шевякова А.Л. Развитие женского предпринимательства в Казахстане // Экономика Центральной Азии. – 2021. – Том 5. – № 3. – С. 373-385. – doi: 10.18334/asia.5.3.41039.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47312222

Аннотация:
Усилия по вовлечению женщин в бизнес являются важной мерой достижения полной реализации экономического потенциала любой страны. Женское предпринимательство играет ключевую роль в создании рабочих мест и в стимулировании экономического роста, но в то же время возглавляемые женщинами предприятия малого и среднего бизнеса сталкиваются со значительно большими препятствиями в организации и развитии. В статье рассматривается развитие женского предпринимательства в Республике Казахстан. На основе изучения специфики национальной модели женского предпринимательства определяются закономерности и проблемы женского бизнеса и определяются перспективные направления его развития. Мы полагаем, что есть возможность для казахстанских женщин-предпринимателей, преодолеть барьеры, обеспечить более полную занятость женщин в бизнесе и помочь движущим силам экономики заработать на полную мощность. Представленный материал послужил основой для доклада на 33-ий конференции IBIMA Conference в апреле 2019 г. в Гренаде, в Испании. Авторы полагают, что читателям журнала Экономика Центральной Азии ценным будет полный русскоязычный вариант исследования, более полно отражающий как научную, так и гражданскую позицию.

Ключевые слова: женское предпринимательство, модель, экономика

JEL-классификация: L26, N15, N35, O53

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Авторы рассматривают гендер как совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин. Эта совокупность определяет модели социального поведения и взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Авторы считают, что гендерные роли также проявляются в экономических отношениях, определяя специфику женского предпринимательства как результат реализации женской роли, так и как результат взаимоотношения доминирующей роли мужского предпринимательства в национальной экономике.

На основе анализа официальной статистики и обобщения материалов эмпирических исследований различных авторов составлен профиль модели женского предпринимательства в Республике Казахстан и выявлены основные тенденции и проблемы его развития.

Актуальность

Женское предпринимательство имеет тенденцию к росту во всем мире. Исследования показывают, что ежегодный рост женского предпринимательства составляет 10 %, а доля женщин в успешном и стабильном бизнесе выросла на 8 % [1–4] (Ageeva, 2019; El-Sibai, Ganebnyh, 2019; Besschetnova, Krekova, Arzamasova, 2020).

Женщины-предприниматели вносят вклад в экономику посредством создания рабочих мест. Возглавляемые женщинами предприятия малого и среднего бизнеса являются важным источником создания рабочих мест [5, 6].

Гендерное неравенство продолжает оставаться значительным в крупном бизнесе и органах власти. В крупнейших мировых компаниях женщины составляют около 41 % из общего числа работников, но лишь 19 % занимают должности высшего руководящего звена и 12 % – должности в правлении [7]. Женщины возглавляют только 15 % крупных предприятий, 27 % малых и 31,8 % средних предприятий Казахстана.

Поддержка женского предпринимательства способствует финансовой независимости женщин, расширению их прав и свобод, а также экономическому росту всей страны.

Согласно отчету McKinsey Global Institute, реализация сценария, при котором экономическое участие женщин будет наравне с мужчинами, может привести к увеличению ежегодного мирового ВВП на 28 триллионов долларов США (на 26 %) к 2025 году [8].

Из-за низкого участия женщин в бизнесе экономика Казахстана теряет миллионы долларов, уровень жизни миллионов жителей остается низким и человеческий капитал страны теряет возможность развиваться.

Общее положение женщин в Республике Казахстан

В Казахстане на начало 2019 года проживало 18,7 млн чел жителей, из которых 9,7 млн чел., или 52 %, составляют женщины [9]. Казахстанский рынок труда характеризуется высокой женской занятостью, наличием квалифицированных работников и низким уровнем безработицы. В образовании и здравоохранении доля женщин составляет 70 %, финансовой и страховой сфере – 60 %, сельском хозяйстве – 45 %. В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину, но их заработная плата составляет лишь 61 % от зарплаты мужчин. Женщины составляют 67 % от общей численности работающих, что выше среднего показателя по ОЭСР (62 %), около 42 % МСБ управляется женщинами, они формируют 39 % ВРП и обеспечивают 30 % рабочих мест в МСБ, экономическая активность женщин составляет 66,6 % [20].

Создание условий гендерного равенства является официальной политикой государства Республики Казахстан. Гендерное равенство в стране рассматривается как обеспечение равного доступа мужчин и женщин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении социальных функций. С 1993 года в республике последовательно реализуется законодательная инициатива по нормативному обеспечению равенства прав мужчин и женщин. В 1997 году была принята Концепция государственной политики улучшения положения женщин, в 1999 году вступил в силу Национальный план действий по улучшению положения женщин, в период 2006–2016 годов реализована Стратегия гендерного равенства. В настоящее время в республике действует Концепция гендерной и семейной политики, которая будет реализована до 2030 года.

Последовательная реализация гендерной политики приводит к улучшению положения женщины в обществе, повышению качества человеческого капитала и расширяет реализацию потенциала женщины в экономической и социальной жизни. Однако дисбаланс гендерных отношений по-прежнему явно сохраняется, и в первую очередь в органах власти (рис. 1).

Рисунок 1. Представленность женщин в органах власти

Источник: составлено автором по различным источникам http://stat.gov.kz

Наличие барьеров для препятствующих развитию женской вовлеченности в органы власти и наличие гендерных стереотипов в отечественном бизнесе, затрудняющих карьерный рост и снижающих уровень оплаты женщин по сравнению с мужчинами, заставляет казахстанских женщин искать возможности в предпринимательстве.

Согласно отчетам глобального мониторинга предпринимательства, в 2018 году 11,3 % женщин Казахстана от 18 до 64 лет либо уже открывали свое дело, либо только что его начали [11].

Однако в первую очередь женщины обращаются со своей предпринимательской инициативой к самозанятости. Женщины являются самостоятельно занятыми, потому что у них меньше возможности получить желаемую официальную занятость, достойные условия труда и пособия по социальному обеспечению. В настоящее время женщины быстрее могут найти работу в нерегистрируемом секторе, называемое «самозанятое население» представлено в основном женщинами, для которых торговля – это единственный источник доходов и существования для всей семьи. Особенно велика доля самозанятости женщин в аграрном секторе, где она достигает 60%.

Обеспечение равных возможностей для женщин в бизнесе, поддержка, стимулирование и развитие женского предпринимательства в Казахстане являются не только гендерным вопросом, но и экономическим приоритетом.

Развитие женского предпринимательства

Переход к рыночной системе ознаменовался для Казахстана временем, когда именно женщины сумели быстро адаптироваться в период транзита, взяв на себя активную экономическую роль. В современную эпоху глобального экономического вызова именно гибкость, креативность и социальная ориентированность женщин являются важным ресурсом, позволяющим реализовать потенциал человеческого капитала нации при переходе к экономике постиндустриального периода.

В Казахстане на сегодняшний день сформирована комплексная система поддержки женского предпринимательства, которая включает меры финансового характера и меры сервисной поддержки. Развитие женского бизнеса в республике осуществляется через государственные программы, соглашения между правительством и международными институтами развития: ЕБРР, ПРООН, Всемирный банк, ООН-Женщины и др. Основной инструмент женского предпринимательства – это Единая программа поддержки и развития бизнеса «ДКЗ 2020» [12].

Это программа сотрудничества с международными финансовыми институтами, в частности с ЕБРР по проекту «Женщины в бизнесе», а также программы Фонда предпринимательства «Даму». В рамках программы поддержки и развития бизнеса «ДКБ 2020» на сегодня предусмотрены инструменты финансовой поддержки, в целом можно отметить, что в рамках «ДКЗ 2020» более трети всех мер поддержки направлены именно на поддержку женского предпринимательства.

Основная причина высокой представленности женщин в малом бизнесе и низкой – в крупном кроется в »специализации» женского бизнеса в стране.

Женщины возглавляют свыше половины казахстанских субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с образованием, операциями с недвижимым имуществом, услугами по проживанию и питанию, оптовой и розничной торговлей, здравоохранением и социальными услугами (рис. 2). Меньше всего женских субъектов МСП в таких сферах, как горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование, строительство, транспорт и складирование и прочее.

Рисунок 2. Структура видов экономической деятельности женского предпринимательства Казахстана

Источник: составлено авторами.

Среди всех предприятий малого бизнеса, возглавляемых женщинами, доля предприятий с численностью сотрудников до 20 человек составляет порядка 75 %, с численностью от 21 до 100 человек – 18 %, более 100 человек – 6 %. Эту тенденцию можно объяснить несколькими особенностями женского предпринимательства:

– женское предпринимательство осуществляется в основном в отраслях, где технологии не предусматривают много работников;

– в среднем по Казахстану на предприятиях малого и среднего бизнеса трудятся 11 человек, а на предприятии с руководителем-женщиной – всего 3 работника;

– женщины более ориентированы на контроль за своим временем, необходимость сочетать работу и домашние заботы не позволяет расширять масштабы предприятия;

– небольшой размер женского бизнеса во многом определяется молодым возрастом руководимого предприятия.

Авторы считают наиболее негативной тенденцию отставания казахстанского женского предпринимательства от передовых тенденций развития мирового бизнеса.

Авторы принимали участие в серии консультаций женщин по развитию предпринимательства в 2014–2018 гг. На безвозмездной основе предпринимательницы получали необходимые консультации за счет государственной программы нефинансовой поддержки. Запросы предпринимательниц на консультацию отражают проблемы, возникающие в бизнесе, и также ресурсы развития (рис. 3).

Рисунок 3. Структура консалтинговых услуг женского предпринимательства

Источник: составлено автором.

Казахстанские предпринимательницы в первую очередь обращаются за помощью по ведению бухгалтерской и статистической отчетности, а также за юридическими консультациями. Эти услуги помогают сохранить бизнес и защитить его от рисков. Однако для развития бизнеса необходимо использовать инструменты маркетинга, менеджмента и расширять использование IT-технологий. Сегодня эти услуги еще недостаточно востребованы предпринимательницами, что и сдерживает дальнейшее развитие бизнеса.

Исследование, проведенное группой казахстанских ученых-женщин, позволило уточнить некоторые характеристики национальной модели женского предпринимательства [10, 11].

Рисунок 4. Типы женщин-предпринимательниц

Источник: составлено авторами по источнику: https://articlekz.com/article/18522

Женское предпринимательство в Казахстане зародилось первоначально как ответ на вызовы наступившей рыночной экономики, когда женщины были вынуждены заниматься любой деятельностью, способной обеспечить содержание семьи. Но сегодня терпящие экономический крах, безработные и обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди. Согласно имеющимся данным, только каждая пятая женщина занялась предпринимательством под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств.

Показательно, что половина казахстанских женщин начали заниматься бизнесом, увидев благоприятные перспективы и открывающиеся возможности. Этот «случайный бизнес» говорит о высокой рациональности и прагматичности мышления казахстанских предпринимательниц. На сегодняшний день женщины в отечественном бизнесе умело рискуют и обладают достаточными способностями, чтобы управлять собственным бизнесом.

Каждая третья казахстанская предпринимательница обладает высокими амбициями и сознательно развивает свой бизнес, стремясь к успеху. При этом, по мнению самих бизнес-леди, успех в бизнесе зависит в первую очередь от личных качеств, ее статуса в обществе в момент начала бизнеса и социально-экономической обстановки в стране.

Рисунок 5. Барьеры и мотивации достижения успеха в женском предпринимательстве

Источник: составлено автором по : https://articlekz.com/article/18522

На рисунке 5 приведена обобщенная схема трех наиболее важных факторов, создающих барьеры для развития женского предпринимательства, и три мотивирующих фактора. Ведущими факторами мотивации в женском предпринимательстве в структуре жизненных ценностей бизнес-леди доминируют два: материнство и самореализация. Жизненный успех и благополучие детей являются главной ценностью в их жизни (28,2 %). Столь же высокие позиции занимает и возможность работать с полной отдачей, раскрыть свои способности (24,3 %) [15, 16] (Petrenko, Pritvorova, Dzhazykbaeva, 2018; Danko, Kalinina, Maslennikov, Kiselev, Sekerin, Gorokhova, 2018).

Барьерами на пути ведения предпринимательства являются отсутствие опыта и часто отсутствие работы. Загруженность ведением домашнего хозяйства, семейные обязательства мешают женщинам вести бизнес и практически лишают возможности расширения дела каждой пятой предпринимательнице. Важно отметить, что каждая десятая предпринимательница сталкивается с реальными проявлениями сложившихся в обществе гендерных стереотипов, препятствующих участию женщины в бизнесе наравне с мужчинами на уровне восприятия ее как бизнес-партнера [17] (Karimova, 2011).

В последнее десятилетие наблюдается изменение профиля социальных ожиданий женского предпринимательства. В бизнес приходит все больше женщин, для которых на первом месте стоит самореализация и социальный успех, а только затем материальная выгода и обеспечение семьи. Среди таких бизнес-леди выше уровень удовлетворенности предпринимательской деятельностью. Каждая третья казахстанская бизнес-леди ранее занимала руководящие посты, но в силу гендерных стереотипов ее способности оказывались недостаточно оценены. Она выбрала предпринимательство как сферу свободного приложения своих компетенций и рассчитывает на »экономическую справедливость» – достижение высоких результатов в соответствии со вложенными усилиями и собственными компетенциями [18].

Авторы отмечают разный подход к решению бизнес-задач у женщин и мужчин: мужчины обычно избегают обсуждения негативных моментов бизнеса, женщины легко создают сети деловых связей и могут обсуждать проблемы совместно. Женщины более открыты для: обучения, обсуждения в группах проблем, коллаборации и т.п. Женщины осуществляют предпринимательскую деятельность на более активном эмоциональном фоне, им важна эмпатия с партнерами, они имеют тенденцию к преувеличению. Это следует считать их неотъемлемой частью и особенностью ведения бизнес-процессов. Креативность, эмоциональность и персонализация являются конкурентными преимуществами женского предпринимательства.

Заключение

Обобщая обзор тенденций женского предпринимательства в Казахстане, можно сказать, что его развитие несет специфические черты, сформированные исторически наследием и национальной спецификой. Женский труд и предпринимательство в Казахстане обладают особенностями, требующими специального изучения, в том числе в разрезе сфер деятельности и регионов страны.

Основу модели женского предпринимательства сформировали женщины старше 50 лет, вынужденные прийти к занятию бизнесом после развала плановой экономики. В настоящее время происходит смена поколений женщин-предпринимательниц. Молодые бизнес-леди ориентированы на виды деятельности, позволяющие обеспечить самореализацию личности и обеспечить материальную свободу. Переход экономики на новую стадию постиндустриального развития открывает новые формы занятости и предпринимательства, которые могут успешно освоить женщины.

Государственные программы и формы поддержки в Казахстане нуждаются в обновлении и повышении эффективности. Особое внимание следует уделить развитию молодежного женского предпринимательства и ориентировать его на создание новых продуктов в новых нишах рынка экономики постиндустриального периода.


Источники:

1. Global Entrepreneurship Monitor 2016/2017 Report on Women’s Entrepreneurship. Gemconsortium.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gemconsortium.org/report/49860 .
2. Агеева Е.В. Обзор социальной защиты материнства как фактора женской занятости // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 811-826. – doi: 10.18334/et.6.2.40515.
3. Эль-Сибаи Н.М., Ганебных Е.В. Мамы-предприниматели: причины женской самозанятости и скрытый потенциал // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 541-556. – doi: 10.18334/epp.9.4.41487.
4. Бессчетнова О.В., Крекова М.М., Арзамасова Е.Л. Женское предпринимательство в России: pro et contra? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3059-3074. – doi: 10.18334/epp.10.12.111499.
5. Pewresearch.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/03/07/in-many-countries-at-leastfour-in-ten-in-the-laborforce-are-women.
6. Economist.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economist.com/news/economic-and-financialindicators/21564857.
7. Гендерная политика Казахстана в условиях социально-экономических преобразований. Dknews.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://dknews.kz/in-the-newspaper/7109-gendernaya-politika-kazahstana-v-usloviyah-sotsial-no-e-konomicheskih-preobrazovanij.html.
8. McKinsey Global Institute The power of parity: How advancing women’s equality can add $12 trillion to global growth. Mckinsey.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Featured %20Insights/Employment %20and %20Growth/How %20advancing %20womens %20equality %20can %20add %2012 %20t .
9. Kazakhstan Population. [Электронный ресурс]. URL: https://countrymeters.info/ru/Kazakhstan.
10. Stat. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gov.kz.
11. Global Entrepreneurship Monitor 2016/2017 Report on Women’s Entrepreneurship. Gemconsortium.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gemconsortium.org/report/49860 .
12. Единая программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020». Business.gov.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://business.gov.kz/ru/business-supportprograms/detail.php?ID=51798.
13. Сеильбекова С.Д. Нурбекова Ж.А. Особенности женского предпринимательства в Казахстане. Вестник КазНПУ. [Электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/article/18522 .
15. Petrenko E., Pritvorova T., Dzhazykbaeva B. Sustainable development processes: service sector in post-industrial economy // Journal of Security and Sustainability. – 2018. – № 4. – p. 781-791. – doi: 10.9770/jssi.2018.7.4(14).
16. Danko T.P., Kalinina I.A., Maslennikov V.V., Kiselev V.M., Sekerin V.D., Gorokhova A.E. Foresight in Management as a Tool for the Design Transformation of Marketing Management of the Potentials of Small and MediumSized Businesses // International Journal of Civil Engineering and Technology. – 2018. – № 13. – p. 1105-1113.
17. Каримова Ж.К. Теоретико-методологические основы исследования социальных траекторий женщин // Вестник. Серия «Социологические и политические науки». – 2011. – № 1(33). – c. 16-23.
18. Мужчины и женщины Казахстана. / Краткий статистический сборник Агентства РК по статистике., 2013. – 18 c.

Страница обновлена: 11.01.2024 в 14:48:05