Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2001

Защита интеллектуальной собственности разных уровней

Афанасьева Юлия Андреевна, аспирантка Института мировой экономики и международных отношений, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
При защите фирменных наименований и товарных знаков от незаконного использования важную роль играет факт общеизвестности. У владельца общеизвестного фирменного наименования и (или) товарного знака существует большая вероятность оспорить регистрацию доменного имени и защитить свои права. Так, Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” вводит запрет на регистрацию в качестве товарного знака известных на территории Российской Федерации фирменных наименований, принадлежащих другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров (п.2 ст.7). Российское агентство по патентам и товарным знакам утвердило “Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации”.
Цитировать публикацию:
Афанасьева Ю.А. Защита интеллектуальной собственности разных уровней // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 5. – С. 83-88.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


При защите фирменных наименований и товарных знаков от незаконного использования важную роль играет факт общеизвестности. У владельца общеизвестного фирменного наименования и (или) товарного знака существует большая вероятность оспорить регистрацию доменного имени и защитить свои права. Так, Закон РФ  “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” [1] вводит запрет на регистрацию в качестве товарного знака известных на территории Российской Федерации фирменных наименований, принадлежащих другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров (п.2 ст.7). Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) утвердило “Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации” [2].

Что же понимается под общеизвестным товарным знаком? Это товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании государственной регистрации или без регистрации в силу международного договора, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, которые в результате интенсивного использования приобрели широкую известность среди соответствующих групп населения в отношении товаров определенного изготовителя.

Факт признания товарного знака общеизвестным устанавливается на основании заявления его владельца. Заявление подается в Высшую патентную палату Роспатента.

К заявлению прилагается изображение товарного знака, представляемое на плотной прочной бумаге в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается признание общеизвестности. В качестве доказательств могут быть задействованы сведения:

‑ о дате начала использования товарного знака и о странах, в которых он приобрел широкую известность;

‑ о способах его использования;

‑ о его стоимости (ценности) в соответствии с данными годового финансового отчета;

‑ о среднегодовом количестве потребителей товара;

‑ о результатах опроса потребителей товара по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией и т.д.

Владельцу не общеизвестного фирменного наименования и (или) товарного знака необходимо представить доказательства нарушения его прав и отсутствия устойчивых организационных или экономических отношений с лицом, неправомерно зарегистрировавшим средства индивидуализации в качестве своего доменного имени.

В Германии, например, таким доказательством является тот факт, что продукция, товары и услуги, предлагаемые владельцем доменного наименования, идентичны или однородны продукции, товарам и услугам владельца фирменного наименования и (или) товарного знака. Для того, чтобы доказать отсутствие устойчивых организационных и экономических связей, законному владельцу средств индивидуализации необходимо представить свидетельства того, что владелец доменного имени не является его структурным подразделением и что их не связывают никакие гражданско-правовые обязательства.

Неограниченные возможности Интернета по передаче информации явились причиной многочисленных нарушений авторских прав. Наиболее частыми являются нарушения личных неимущественных прав автора (права авторства, права на имя, права на обнародование, права на защиту репутации автора ст.15. Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” [3]). Например, при введении в Интернет песни указываются только исполнители, но ведь исполнители не всегда являются авторами произведения. Сложно привлечь к ответственности лицо, разместившее произведение в Сети с нарушением авторских прав, т.к. практически невозможно установить личность нарушителя.

Важно определить меру ответственности провайдеров и владельцев вэб-сайтов за нарушение авторских прав. В США владелец сайта признается нарушителем прав если ему известно о том, что компьютерная программа защищена авторским правом, но он использует ее без согласия автора. Многие владельцы сайтов разрабатывают условия, снимающие с них ответственность за содержание сообщений и возлагающие ряд обязательств на пользователей [4].

При появлении произведения в Сети уменьшается возможность его офлайновой продажи и увеличивается вероятность изготовления пиратских копий. Таким образом, нарушается имущественное право автора, а, именно, исключительное право на использование произведения. В этом случае автору не выплачивается вознаграждение за использование произведения. Пресечением подобных нарушений должен заниматься  специально созданный орган.

В Финляндии действует антипиратская организация, защищающая нарушенные авторские права, в Швейцарии создан специальный центр, специализирующийся на лицензировании использования произведений в киберпространстве и на взимании авторских вознаграждений [5]. Возникает вопрос, где должно быть получено согласие правообладателя на введение в Сеть произведения и где должно выплачиваться авторское вознаграждение: в стране, где находится сервер провайдера или в стране, где находится покупатель? Пока, что однозначного ответа нет.

Для пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности разрабатывается и совершенствуется механизм защитных мер. Защитить интеллектуальную собственность в киберпространстве можно с помощью технических и юридических приемов. Однако защитные меры технического характера являются не только дорогостоящими, но пока еще и малоэффективными. Рассмотрим пример, связанный с проблемой нелицензированного копирования для частного, “домашнего” пользования.

Интеллектуальная собственность не имеет практически никакой защиты в киберпространстве, а возможности “мировой электронной паутины” позволяют пользователям в максимально сжатые сроки получать доступ к огромным массивам информации и делать с ней все, что угодно, в том числе загружать ее в свой компьютер и использовать для изготовления пиратских копий для продажи. Создание средств, позволяющих отслеживать по Интернету каждый случай неавторизованного копирования, потребует колоссальных финансовых затрат, в силу чего цены на эти защитные средства будут слишком высокими. Приобретение и установка технических средств защиты будет многим просто не по карману. В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагается отменить те положения в законодательных актах по авторскому праву, которые позволяют делать нелицензированные копии для частного, “домашнего” пользования.

В процессе поиска новых форм защиты интеллектуальной собственности появился новый сегмент страховых продуктов - услуги по страхованию электронных рисков. Для страховых компаний открылся новый рынок. Страхование электронных рисков особенно перспективно для предприятий малого бизнеса, которые все чаще становятся объектом посягательств со стороны компьютерных мошенников. Пока еще очень немногие компании, в том числе American International Group Inc. и Chubb Corp., предоставляют услуги по страхованию “электронных рисков”.

Еще один пример: фирма Counterpane Security стала первой фирмой в области Интернет-безопасности, гарантирующей своим клиентам прямое возмещение убытков в случае взлома хакерами их систем безопасности и использования информации, содержащейся в корпоративных компьютерных сетях. Страховщиками этого проекта являются страховые брокеры Franc Crystal & Co. и SafeOnline, а дополнительное страховое покрытие предоставляет компания Lloyd’s. Эта знаменитая английская  страховая компания была первой в истории, кто оказывал услуги по страхованию торгового флота от кораблекрушений. Теперь же Lloyd’s занимается страхованием электронных рисков и обязуется предоставить страховое покрытие на сумму до 100 млн. долларов в случае нанесения ущерба бизнесу ее клиентов в результате действий хакеров.

Стоимость страхового полиса, в зависимости от общей суммы риска, покрываемого договором страхования, может составлять от 10 тыс. до 150 тыс. долларов в год. Возможность застраховать интеллектуальную собственность очень важна для фирм, действующих в сфере “новой экономики”. Преимущественно это фирмы, имеющие дело с информационными технологиями. В первую очередь, это относится к компаниям, занимающимся разработкой содержания для вэб-сайтов, а также обладающих правами на торговые марки и патенты. Нематериальные активы, представляющие собой наиболее ценную собственность таких фирм, все чаще подвергаются посягательствам со стороны конкурентов.

В докладе о состоянии страхового рынка, подготовленном компанией Marsch Inc., отмечается, что за период с 1995 по 1999 гг. количество разбирательств в американских судах, связанных с правами на интеллектуальную собственность, возросло на 40% [6]. Не исключается дальнейший рост количества подобных исков. Судебные разбирательства, связанные с установлением прав на объекты интеллектуальной собственности, обойдутся небольшим Интернет-компаниям в сотни тысяч долларов. Стоимость страхового полиса из расчета на одну торговую марку, на авторское право или патент, предусматривающего возмещение затрат на ведение судебных дел, составляет от 5 тысяч до 75 тысяч долларов.

Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в Сети (особенно для российского бизнеса) требует незамедлительного разрешения. Поскольку уже сейчас существует острая необходимость в принятии нормативно-правовых актов по охране интеллектуальной собственности в киберпространстве, создании действенных и относительно недорогих технических средств защиты и развитии рынка страхования электронных рисков.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” от 23 сентября 1992г.//СЗ.РФ. 1992. №42. Ст.2322. (с изм. и доп.)
2. Приказ Российского агенства по патентам и товарным знакам “Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации” от 17 марта 2000г.//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 2000. №23. С.14-17.
3. Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9 июля 1993г.//СЗ.РФ. 1993. №32. Ст.1242. (с изм. и доп.)
4. Кравец Л. Интеллектуальная собственность в электронной торговле./Интеллектуальная собственность №4,1999.
5. Ананьева Е. Авторское право и Интернет./Интеллектуальная собственность №3, 2000.
6. http://i2r.rusfund.ru/rf/docs/secure/fromhack.html