Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»9 / 2019
DOI: 10.18334/ce.13.9.40947

Стимулирование интеллектуальной деятельности российских компаний

Городнова Наталья Васильевна, доктор экономических наук, профессор, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия

Самарская Надежда Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия

Stimulation of intellectual activity of Russian companies - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 51

Аннотация:
Повышение цифрового потенциала российских компаний, реализующих новые национальные проекты, формирование информационной структуры и цифровых технологических платформ, подготовка высококвалифицированных кадров в целях технологического прорыва и создания цифровой экономики, а также стимулирование персонала российских компаний к инновационной деятельности – первостепенные и приоритетные задачи российского государства. Сегодня особое внимание нашим государством уделяется применению в деятельности компаний IT-технологий и объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Процесс качественного развития отдельно взятой компании, региона и экономики страны в целом напрямую связан с непрерывным совершенствованием технических средств, инструментов и технологий. Вовлечение в активный оборот нематериальных результатов, постановка их на бухгалтерский учет и дальнейшая коммерциализация человеческого труда являются неотъемлемой частью экономических отношений в любой стране, в том числе в Российской Федерации. В связи с вышеизложенным тема данного научного исследования признается весьма актуальной и злободневной.
Цель научного исследования – на основе систематизации накопленного опыта разработать методический подход и алгоритм стимулирования интеллектуально-креативной деятельности персонала крупных компаний в современных российских условиях. В процессе работы авторами было осуществлено систематизирование правового регулирования интеллектуальной собственности в России, исследованы понятия объект интеллектуальной собственности и результат интеллектуальной деятельности в современных эконмических условиях, а также опыт реализации инновационных проектов в рамках концепции «Smart City». Кроме того, опираясь на результаты предыдущих исследований, разработаны механизм стимулирования интеллектуальной деятельности персонала крупных российских компаний, а также методика и алгоритм определения величины стимулирующих выплат персоналу за досрочное выполнение Smart-проектов.
Методологической основой при написании работы являются общенаучные методы познания, в частности, методы экономического анализа частного права, метод логического анализа, системный метод, сравнительно-правовой метод, метод экспертных оценок, синтез. Информационной базой исследования являются федеральное законодательство и нормативные акты в сфере регулирования интеллектуальной собственности, а также сложившаяся практика оборота объектов интеллектуальной собственности в России и за рубежом.
Сделан вывод о том, что система мотивации оказывает максимальное влияние на достижение стратегических целей экономических субъектов, участвующих в реализации интеллектуальной деятельности, связанных с переходом на инновационный путь развития в рамках реализации новых национальных проектов. Данные предложения имеют прикладное значение и могут быть применимы в инновационной деятельности в российских акционерных обществах и научных организациях.
Полученные авторами исследования результаты могут быть полезными для представителей органов государственной власти и научного и профессионального сообществ, специалистов крупных компаний и аналитических центров, для которых повышение инновационной и интеллектуальной активности персонала предприятий представляет профессиональный интерес.

JEL-классификация: J24, O31, O32, O33

Цитировать публикацию:
Городнова Н.В., Самарская Н.А. Стимулирование интеллектуальной деятельности российских компаний // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 9. – С. 1613-1634. – doi: 10.18334/ce.13.9.40947

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Алафишвили А. Эффективность инвестиций в объекты интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2017. – № 10. – С. 67-72.
Бережнов Г.В. Креативная деятельность предприятия. / Монография. - М: Издательский дом «Мелап», 2005. – 176 с.
3. Владыкин А.А. Коммерциализация научных разработок как результат инновационной деятельности и способ дополнительного финансирования высших учебных заведений // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 4. – С. 219-223.
4. Гареев И.Ф., Мухаметова Н.Н. Внедрение цифровых технологий на этапах жизненного цикла объектов жилой недвижимости // Жилищные стратегии. – 2018. – № 3. – С. 305-322. – doi: 10.18334/zhs.5.3.39692.
5. Городнова Н.В., Пешкова А.А. Развитие института государственно-частного партнерства: мотивация персонала к инновационной деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 4-1(46). – С. 20-23. – doi: 10.18454/IRJ.2016.46.277.
6. Григорьев Ю.В. Управление изобретательской деятельностью: интеллектуальные права // Качество. Инновации. Образование. – 2008. – № 3(34). – С. 34-40.
7. Дармилова Ж.Д. Качество управления объектами интеллектуальной собственности компании (методологические аспекты) // Экономика: теория и практика. – 2018. – № 1(49). – С. 3-9.
8. Довженко П.В., Кирбитова С.В., Кожина Н.А., Останин В.А. Страна происхождения товара, содержащего объекты интеллектуальной собственности: проблемы метода определения // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 6. – С. 104-108.
Ильин А.Б. Проблемы коммерциализации интеллектуального продукта // Нематериальные ресурсы регионов (информационный аспект): сборник статей по материалам научно-практической конференции. М., 2010. – С. 49-52.
10. Ильин А.Б., Шпилев Д.А. Использование интеллектуального продукта высшего образования для повышения устойчивости развития территории // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2011. – № 4(18). – С. 173-175.
11. Куркова А.С. Защита таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности // Юридический факт. – 2017. – № 19. – С. 55-58.
12. Павлова С.В. Введение в хозяйственный оборот компаний объектов интеллектуальной собственности // Научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 28-33. – doi: 10.17586/2310-1172-2017-10-1-28-33 .
13. Мурыгина Л.С. Потенциал малых инновационных предприятий в российской экономике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2007. – № 5(77). – С. 76-80.
14. Нестеренко Ю.Н. Конкурентоспособность малых инновационных предприятий и пути ее повышения // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 10. – С. 30-36. – url: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/eup/10_2011.pdf.
15. Применко Ю.В. К вопросу о правовом режиме секрета производства (ноу-хау) как объекта интеллектуальной собственности // Проблемы права. – 2017. – № 1(60). – С. 60-63.
16. Ролинсон П., Ариевич Е.А., Ермилова Д.Е. Объекты интеллектуальной собственности, создаваемые с помощью искусственного интеллекта: особенности правового режима России и за рубежом // Закон. – 2018. – № 5. – С. 63-71.
17. Рубашка В.П. Маркетинг объекта интеллектуальной собственности // Уральский научный вестник. – 2018. – № 3(168). – С. 010-016.
18. Садыков Р.А. Приоритеты обеспечения прав на объекты интеллектуальной собственности // Экономика. Бизнес. Банки. – 2017. – № 58. – С. 105-109.
Саталкина Н.И., Дворецкий С.И., Краснянский М.Н. и др. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности научных и образовательных учреждений: состояние и перспективы. / Монография. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 168 с.
20. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Управление развитием интеллектуально-креативной деятельности персонала современной организации // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – № 5(30). – С. 90. – doi: 10.15862/210EVN515.
21. Степанова Г.Н., Бескоровайная С.А., Кублашвили О.В. Развитие концептуального мышления медиаспециалиста как интеллектуальной технологии принятия управленческих решений в медиабизнесе // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2018. – № 4. – С. 33-39.
22. Федкина Ю.В. Объекты интеллектуальной собственности при выводе бренда на рынок // Реклама: теория и практика. – 2018. – № 3. – С. 218-226.
23. Чан В.А. The issuance and role of intellectual property in the economy of the USA // Аллея науки. – 2017. – № 9. – С. 30-32.
24. Чехонина А.А. Результаты творческой деятельности как объект интеллектуальной собственности // Аллея науки. – 2017. – № 1. – С. 17-20.
25. Шульгин В.Д., Шульгин Д.Б., Ужнева Д.А., Апанасенко А.В. Патентная стратегия и общекорпоративные цели: механизмы взаимного влияния // Инновации в жизнь. – 2018. – № 4(27). – С. 61-72.
26. Barwa Sh., Rai Sh. M. Knowledge and /as power: a feminist critique of trade related intellectual property rights // Gender, Technology and Development. – 2003. – № 1. – С. 91-113. – doi: 10.1177/097185240300700105.
Gorodnova N.V., Krupkin A.V. Issues of a contemporary person in a digitalized economy // Social Sciences and Arts: 5th International Scientific Conferences. Vienna, Austria, 2018. – С. 507-514.– doi: 10.5593/sgemsocial2018/1.5/S05.109.
28. Mahon B. The intellectual property industries and the new tech world // Business Information Review. – 2000. – № 4. – С. 185-190. – doi: 10.1177/0266382004237746.
29. Matsika K. Intellectual property, libraries and access to information in Zimbabwe // IFUL Journal. – 2007. – № 2. – С. 160-167. – doi: 10.1177/0340035207080556.
30. Seliverstov Yu. I. The analysis of intellectual property use in the economic turnover of Russian enterprises // World Applied Sciences Journal. – 2013. – № 12. – С. 1763-1769. – doi: 10.5829/idosi.wasj.2013.25.12.7084.
Sidorchuk R. Problems of marketing in small innovative enterprises. Annals of marketing-MBA, Department of Marketing, Marketing MBA. [Электронный ресурс]. URL: https://ideas.repec.org/a/mmb/journl/articl_v4_1_11.html ( дата обращения: 11.08.2019 ).